Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новый взгляд на интернет-статистику

АрхивБизнес
автор : Ника Парамонова   09.11.2004

Для работы со статистикой посещаемости сайтов, как правило, используются счетчики и анализаторы логов веб-сервера. Компания NetPromoter предложила собственное оригинальное решение для сбора и анализа статистики, в котором сочетаются преимущества обоих подходов.

Излишне говорить о заинтересованности каждого владельца или разработчика веб-сайта в статистических данных. И вполне понятно, что данная потребность формирует и развивает соответствующий сервис статистических услуг. Если говорить о Рунете, то подобный сервис реализован в виде повсеместно используемых внешних счетчиков, условно адаптированного под местные условия англоязычного программного обеспечения и незначительного количества отечественных программ, созданных скорее энтузиастами, нежели профессионалами. При этом, судя по проблемам, с завидной частотой возникающим у пользователей, данный подход к статистике, несмотря на свою массовость, трудно отнести к разряду результативных.

Начнем с чисто технических вопросов: методы сбора данных. Это, по сути, ключевой этап любого статистического исследования. В основе лежат всего два принципа: принцип счетчика (специального скрипта, загружающегося пользователю со стороны сервера вместе с загрузкой вашей странички) и принцип анализа логов (специальных файлов на сервере, фиксирующих все посещения). Оба способа сбора информации работают независимо друг от друга и каждый с определенной степенью погрешности. Это приводит к тому, что собранные данные очень трудно сопоставить и, тем более, объединить. Кроме того, счетчики являются наиболее рекламируемыми и наиболее дешевыми средством сбора статистики. Они массовы, адаптированы под массовые нужды и часто предоставляют свои услуги бесплатно, тогда как хорошие лог-анализаторы относятся уже к области профессионального программного обеспечения и, естественно, недешевы. К сожалению именно внешние счетчики, в силу чисто объективных причин, обычно считают "кто во что горазд". Несмотря на это, профессиональная статистика у большинства пользователей Рунета ассоциирована именно с ними, правда, платными. Но на деле платный счетчик это не более чем улучшенная версия "бесплатной" статистики с некоторыми дополнительными услугами. Значительные погрешности при сборе исходных статистических данных практически сводят на нет возможности их адекватного применения после обработки. Однако, даже если пренебречь всеми этими погрешностями, эффективно воспользоваться статистическими данными для продвижения, к примеру, собственного бизнеса, задача сама по себе крайне нетривиальная. И попытки рядового пользователя ее решить вряд ли приведут к положительным эффектам, о которых так часто говорят, обсуждая место статистики в интернет-менеджменте.

Компания NetPromoter предложила следующее решение привычной для большинства ситуации: на сайте устанавливается свой собственный счетчик, который пишет свой собственный статистический файл, помимо логов, создаваемых сервером автоматически. В этом файле и фиксируется вся информация, поступающая со счетчика. В программу встроен анализатор этого формата файлов, который, кроме всего прочего, анализирует и обычные лог-файлы. Таким образом, можно получить всю возможную информацию о посетителях.

В программе это реализовано следующим образом. При запуске модуля "Генератор скриптов" предлагается два файла: один, написанный на JavaScript, надо поместить на все страницы подлежащие обсчету. Этот код и будет извлекать всю недоступную лог-анализатору информацию: поддержка файлов cookie, JavaScript, Flash, Java, цветность и разрешение экрана пользователя. Более того, можно выбрать одну из двух модификаций счетчика - с поддержкой Flash и без таковой. При выборе первой модификации код, помещаемый на каждой странице, будет извлекать из браузеров пользователей данные о поддержке и версии плагина Macromedia Flash, установленного в браузере - крайне необходимая информация, если сайт содержит элементы на базе Flash. Вторая половинка кода написана на РНР. Её нужно сохранить в отдельном файле с расширением .php и разместить на сервере. Именно это и есть счетчик.

При заходе посетителя на сайт будет загружается картинка, расположенная на странице. Соответственно, сработавший счетчик установит на компьютере пользователя специальный файл cookie, по которому будет далее отслеживаться его, пользователя, уникальность. Счетчик создает собственный статистический файл. Этот файл анализируется другим модулем программы под названием "Лог статитстики". Данный модуль способен анализировать не только собственные, сгенерированные программой статистические файлы, но также стандартные серверные логи. Программа поддерживает все основные форматы логов: W3C, IIS v4, 5, 6, Apache. Кроме того, если сервер использует формат, не поддерживаемый программой, его распознавание можно настроить вручную. При работе генерируются более шестидесяти настраиваемых отчетов, дающих, в итоге, полный портрет посетителей и их действий – можно проследить точки входа и точки выхода пользователя, пути по сайту, ссылающиеся страницы, ключевые слова, по которым сайт был найден на поисковиках, IP-адреса посетителей. Можно также посмотреть домен посетителя (Reverse-DNS Lookup), отсортировать статистику по типам загружаемых файлов, выявить самые популярные файлы и страницы и многое другое. Особое внимание уделено такой возможности, как анализ периодичности захода на сайт поисковых роботов. Эта информация крайне важна, например, при выборе оптимального времени для изменений и улучшений страниц сайта.

Новый счетчик-лог-анализатор от NetPromoter снимает еще одну значимую проблему в мире веб-коммерции. Использование для статистического анализа услуг внешних серверов приводит к тому, что ценная информация, характеризующая в общих чертах и конкретных деталях успешность бизнеса, уходит в чужие руки. А история интернета дает конкретные примеры значительных потерь, связанных с "утечкой" информации. В случае же NetPromoter никто кроме владельца сайта не имеет возможности просматривать статистику.

Имеются в NetPromoter и мощные средства анализа статистики. Входящий в пакет "Статистика сайта" модуль "Анализатор топ 10" позволяет проанализировать сайты, которые занимают первые места в результатах поиска, изучить детальную статистику использования ключевых слов на этих сайтах, получить сравнительный отчет по использованию этих слов на данном сайте и сайтах конкурентов. В распоряжение пользователя также поступит статистическая информация об использовании конкурентами ключевых слов и фраз по тэгам и о распределение ключевых слов по страницам. Модуль "Статистика цитирования" позволяет найти и просмотреть сайты ссылающиеся на сайт пользователя или же на сайты конкурентов или партнеров.

Еще один модуль - "Анализатор сайта" генерирует информацию о структуре сайта и  позволяет проанализировать все страницы на предмет частоты повторения содержащихся слов. Ориентируясь на выделенное семантическое ядро сайта можно оптимизировать каждую страницу по словам, вошедшим в данное ядро.

Естественно, что все модули программы тесно интегрированы. Так, модуль "Лог статистики" позволяет экспортировать списки ссылающихся страниц, ключевых слов и фраз в модуль "Анализатор сайта" и проводить многоплановый анализ.

Как и большинство других программ от компании NetPromoter, пакет "Статистика сайта" содержит планировщик заданий, позволяющий проводить периодические проверки профилей двумя модулями - модулем "Анализатор топ 10" и модулем "Анализатор сайта". Если при работе с профилем страницы программа обнаружит отличия текущих страниц от сохраненных ей во время предыдущей проверки, будет отправлено уведомление по электронной почте.

Итак, попробуем подвести итоги. На российском рынке разработано и представлено программное обеспечение, способное удовлетворить потребности пользователя в профессиональной статистике, способное собирать достоверные данные о посетителях сайта, обладающее широкими возможностями по индивидуальной настройке. Остается вопрос - способен ли рядовой пользователь оптимально использовать все возможности нового инструмента? Как считают специалисты компании NetPromoter, заметим, уже пять лет работающей на рынке оптимизации веб-сайтов, более-менее успешно - да, максимально эффективно - нет. Почему? Процесс статистики не имеет смысла сам по себе, а достойно проанализировать статистические данные могут лишь специалисты, каковыми рядовые пользователи, как правило, не являются. Возможно, они отлично разбираются в тонкостях собственного бизнеса, но вряд ли способны без подготовки обработать статистические данные. Именно поэтому NetPromoter взялась за разработку данного коммерческого продукта в рамках своей основной работы с клиентами. Генеральная линия NetPromoter, которую можно обозначить, как поддержка и ведение клиентов "от и до", позволяет специалистам компании помогать пользователям в освоении программ и утилизации всех возможных проблем, возникающих при работе с продуктами от NetPromoter. Более того, богатый опыт работы позволяет специалистам компании брать на себя решение вообще всех проблем клиентов в области оптимизации их проектов. Именно поэтому новый пакет программного обеспечения "Статистика сайта" вошел в итоговый пакет "NetPromoter", включающий также набор модулей для более детального решения задач оптимизации и, сопутствующие этому, аудит и анализ сайта клиентов.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.