Прометеи XXI века
АрхивКолонка ЗолотоваОснованный на Mozilla свободный браузер Firefox вот уже почти полгода одерживает победу за победой во второй мировой браузерной войне. К концу следующего года его разработчики планируют захватить до 10% пользовательской аудитории и, учитывая, с какой помпой будет обставлен ноябрьский релиз Firefox 1.0, в осуществимость задуманного легко верится.
Война браузеров, начавшаяся почти десять лет назад, когда перестроенный из древнего Mosaic крейсер под никому тогда ещё не известным названием Internet Explorer, дал первые залпы по казавшемуся неприступным бастиону Netscape Navigator, продлилась недолго. Умело используя монополию на рынке операционных систем и попутно лишив Netscape основного источника прибыли (если помните, компания жила за счёт продаж серверного программного обеспечения, которое Microsoft сделала бесплатной добавкой к Windows), Microsoft добилась того, что уже в 97-ом её детищу принадлежало 18% пользовательской аудитории, а в 2001-ом всё было кончено - и с тех пор на Internet Explorer (IE) приходится 96% рынка. Впрочем, стоит внести поправку: приходилось вплоть до нынешнего лета. Если верить последним статистическим отчётам, вот уже почти полгода популярность IE непрерывно падает.
Исследований, свидетельствующих о "похудении" IE, за несколько месяцев набралось немало, но из смотрящихся наиболее достоверно стоит отметить работу специалистов компании WebSideStory, которые опубликовали свой очередной рейтинг на днях. WebSideStory отслеживает ситуацию с помощью "сенсоров", имплантированных в код веб-страниц наиболее массовых американских сайтов. Массовых в смысле посещаемости типичными "середнячками". Здесь и многочисленные узлы развлекательной империи Уолта Диснея, и потребительские Best Buy и Sony, прочие им подобные. Результаты наблюдений реально демонстрируют предпочтения обывателей - и результаты эти впечатляют. По данным на конец октября, доля Internet Explorer составила немногим менее 93%. При этом ещё в сентябре она достигала 93.7%, а в июне все 95.5%. Кто теснит Microsoft? Альтернатива, в авангарде которой движется Mozilla и её отпрыск Firefox. Пять месяцев назад с ними работало в сумме менее 3% аудитории, к настоящему моменту - уже 5%. Safari и Opera погоды не делают: на них стабильно приходится около 1%.
Налицо тенденция - и в Mozilla Foundation намерены способствовать её развитию самым настырным образом. Firefox, попав в поле зрения сетевой прессы, и так уже бьёт собственные рекорды. Последняя версия этого браузера скачана более 7 миллионов раз, а версия 1.0, выпуск которой назначен на 9 ноября, должна преодолеть 10-миллионный порог за 10 суток! Не слабо, учитывая, что ранее планировалось достичь того же результата за срок вдесятеро больший. В том, что Firefox сумеет достичь поставленной цели, можно не сомневаться: Mozilla Foundation, в рамках недавно стартовавшей программы Spread Firefox, собрала (кстати, опять же за 10 дней) 250 тысяч долларов пожертвований, которые будут пущены на беспрецедентную в истории свободного софта PR-кампанию. 50 тысяч пойдут на оплату огромной рекламной публикации в газете New York Times - её хорошо знают и за пределами США. На остальные средства наняты специалисты-рекламщики, которым предстоит обставить релиз Firefox 1.0 с максимально возможной помпой.
Таким образом, повторюсь, беспокоиться о ближайшем будущем Mozilla и Firefox оснований нет. Но сумеет ли свободный браузер удержать занятые позиции и, самое главное, сумеет ли он сохранить взятый темп, отвоевав хотя бы треть аудитории Internet Explorer? Аналитики, комментирующие ситуацию, говорят, что всё будет зависеть от тех самых середнячков - мейнстрима, на пассивности которого и держится могущество IE. Но обо что может споткнуться Firefox на своём пути к сердцам обывателей? Чего в нём нет такого, что есть в браузере Microsoft? К счастью, только одного: "родного" интерфейса Microsoft Windows, противопоставить которому мультиплатформенной Mozilla нечего. В остальном Firefox безусловно лидирует: IE в последние три года являет собой застывшую в своём развитии глыбу, тогда как функциональность платформы Mozilla непрерывно наращивается. Постоянные инновации, меньшая уязвимость к атакам злоумышленников, лучшая поддержка веб-стандартов - всё это неотъемлемые свойства Mozilla и Firefox. Прибавьте к этому внимание со стороны обывателей и согласитесь, что 10% мировой пользовательской аудитории к концу 2005-го года (цель, поставленная Mozilla Foundation) совсем не выглядят недостижимыми. Вернём Сеть!