И с тормозухой бывает проруха…
АрхивЭлектронику в критических системах автомобилей начали применять давно: даже если не брать в расчет электронный впрыск, эксперименты с которым велись еще в 1960-х, попытки заменить механику c гидравликой на электронику предпринимаются постоянно.
Электронику в критических системах автомобилей начали применять давно: даже если не брать в расчет электронный впрыск, эксперименты с которым велись еще в 1960-х, попытки заменить механику c гидравликой на электронику предпринимаются постоянно. Сейчас, например, уже не редкость «электронный газ», когда педаль акселератора только дает команду контроллеру двигателя, а уже он открывает дроссельную заслонку, но на тот угол, который допустим для данных условий движения.
DaimlerChrysler, разумеется, остается в числе флагманов этого процесса: его совместное с Bosch нововведение называется SBC (Sensotronic Brake Control). В этой системе педаль тормоза напрямую не связана с тормозными механизмами посредством гидравлики, как в обычных автомобилях, а лишь указывает на желание водителя снизить скорость (обратную связь обеспечивает специальный привод). Компьютер, учитывая скорость, положение автомобиля, условия движения, обороты двигателя, скорость вращения каждого колеса, положение руля и другие параметры, сам распределяет тормозное усилие по колесам, где установлены электрогидравлические приводы тормозных колодок. Периодически прижимая колодки к тормозному диску, эта система обеспечивает просушивание тормозов в мокрую погоду (данные приходят с датчика дождя на лобовом стекле), при резком отпускании педали газа она выбирает зазоры между колодками и тормозным диском, снижая тормозной путь на 3%, содействует системе поддержания курсовой устойчивости и т. п. Срабатывание ABS здесь не вызывает характерную вибрацию педали тормоза — ведь она напрямую не связана с тормозными контурами! Кроме того, система обеспечивает «прозрачное» для водителя торможение на подъеме, и «игра» ручным тормозом такому автомобилю уже не нужна…
У читателя может возникнуть вопрос, а что произойдет, если «умная» электроника откажет (например, при обрыве цепи питания). В этом случае к педали тормоза снова подключится главный тормозной цилиндр, который в обычном режиме отключен компьютером. Однако он управляет лишь передними тормозами и не снабжен усилителем (давление в «умных» тормозах создается специальным насосом, обеспечивающим давление 140–160 атм.), из-за чего, разумеется, эффективность падает и ради безопасности электронный блок управления двигателем ограничивает скорость автомобиля.
К сожалению, первый блин вышел комом: для замены блока управления пришлось отозвать 680 тысяч автомобилей престижных Е- и S–классов в связи с вероятным отказом системы SBC. Компания вынуждена была пойти на этот шаг после нескольких инцидентов: так, некий владелец «Мерседеса» Е-класса, разворачиваясь задним ходом, въехал в другие машины, поскольку у него неожиданно отключилась система, а эффективности тормозов без усилителя было недостаточно, чтобы резко остановить почти полуторатонную машину. В другом случае водитель, доверяя системе «старт-стоп» (она позволяет двигаться в пробке, не дотрагиваясь до педали тормоза, — компьютер, основываясь на данных «парктроника», сам останавливает машину перед препятствием), — ударил впереди стоящий автомобиль, опять же из-за неожиданного отказа SBC…