Выбираем цифровую видеокамеру
АрхивГидЦифровая видеосъемка становится все более популярной. Одно из важнейших ее преимуществ - удобная процедура монтажа видеоматериала, которую можно осуществлять практически на любом персональном компьютере.
Цифровая видеосъемка становится все более популярной. Одно из важнейших преимуществ цифровой видеосъемки перед традиционной аналоговой - куда более удобная процедура монтажа видеоматериала, которую можно осуществлять практически на любом персональном компьютере. К тому же цены на цифровые камеры мало отличаются от цен на аналоговые аппараты сравнимого класса.
Речь в этом материале пойдет исключительно о моделях самого распространенного формата MiniDV. Причина популярности MiniDV проста: он наиболее удобен как для съемки, так и для последующего монтажа отснятого материала. В отличие от камер формата Digital8 (этих "динозавров", пишущих на громоздкие кассеты устаревшего образца, выпускает Sony), модели на MiniDV гораздо компактнее.
Отличия моделей формата MiniDV от камер, пишущих сразу на восьмисантиметровые диски DVD, гораздо более принципиальны. Если при записи видео камеры форматов MiniDV и Digital8 используют сжатие изображения в пределах одного кадра, то в камерах, записывающих на DVD, применяется стандартный "дивидишный" формат MPEG-2 в котором, помимо базовой кадровой, используется и межкадровая компрессия, то есть, на пленку попадает только информация о том, чем картинка последующего кадра отличается от картинки предыдущего. Нетрудно догадаться, что из-за такого способа сжатия осложняется монтаж видео, поскольку для редактирования необходимо декодировать всю последовательность кадров между базовыми кадрами. Разумеется, при этом страдает качество картинки.
К категории любительских условно можно отнести сразу два класса видеокамер: модели начального уровня (от 400 до 500 долларов США) и модели среднего класса (от 700 до 1200 долларов США). Несмотря на столь заметную разницу в цене, по качеству съемки (особенно в условиях естественного освещения) камеры этих двух классов отличаются мало. Основные отличия – размер (и, иногда, количество) матрицы, качество оптики и набор сервисных функций.
Многие специалисты неоднократно отмечали печальную тенденцию уменьшения физических размеров матриц как в цифровых фотоаппаратах, так и в видеокамерах при увеличении числа эффективных пикселей (см., например, http://www.computerra.ru/offline/2003/501/28197/). Формально это объясняется стремлением к миниатюризации конечного продукта, а на самом деле основная цель в данном случае – максимально удешевить производство. Печальная правда заключается в том, что при одинаковом числе активных пикселей матрица с меньшими физическими размерами будет менее чувствительной, что, в свою очередь, приводит к увеличению шумности, "замусоренности" изображения, особенно в условиях недостаточной освещенности. Первыми от этой эпидемии миниатюризации пострадали именно видеокамеры, но у цифровых фотоаппаратов в погоне за многомегапиксельностью это заболевание тоже стало прогрессировать.
Изначально стандартом для цифровой видеокамеры считалась матрица с физическими размерами 1/4 дюйма, однако практически все модели ценовой категории "около $500" сегодня оснащаются маленькими 1/6-дюймовыми матрицами. Более того, уменьшенные матрицы упорно проникают и в камеры среднего класса. Кстати, даже 1/4 дюйма – это не истинная диагональ рабочей поверхности матрицы, диагональ всего ее корпуса. Здесь та же история, что и с трубками ЭЛТ-мониторов: видимая диагональ 17-дюймовой модели, как правило, не превышает 16 дюймов. Однако, если в мониторах "теряется" не более десяти процентов от заявленной диагонали, то это же значение для ПЗС-матриц может достигать и сорока (!) процентов. Подробнее о методике вычисления реального размера матрицы можно прочитать здесь (http://www.svcd.ru/docs/articles/misc/dvcam.php). Тем не менее, при прочих равных условиях разумнее выбирать камеру с 1/4-дюймовой, а не с 1/6-дюймовой матрицей: это даст вам большую гибкость в выборе сюжетов для съемки.
Пара слов о мегапикселях. В отличие от фотоаппарата, в котором большее число эффективных пикселей означает большее разрешение, разрешение видеокамеры ограничено самим стандартом видео: для системы PAL (720 х 575) оно составляет чуть больше 400000 пикселей, а для NTSC – порядка 350000 точек. Кроме того, как отмечалось выше, матрицы с большим числом пикселей, но уменьшенного физического размера грешат низкой чувствительностью и высоким уровнем шума.
Зачем же тогда нужны матрицы с 800000 пикселей и больше? Дело в том, что практически во всех современных видеокамерах применяется электронный стабилизатор изображения, "спасающий" картинку от трясущихся рук. Если фотоаппарат можно закрепить на штативе, то с видеокамерой на штативе мало что можно снять, поэтому без стабилизатора здесь не обойтись. Принцип работы электронного стабилизатора прост: за счет размера матрицы и избыточного числа пикселей изображение при несильной тряске остается в пределах светочувствительного элемента и, при помощи электронной системы, "стабилизируется". Невысокая стоимость таких систем оборачивается низкой чувствительностью матрицы, приводящей к появлению шумов. Оптические же стабилизаторы, в которых "плавающая" оптика строго фиксирует изображение на матрице, слишком дороги для использования в массовых моделях.
Некоторые модели категории "около $1000" оснащаются вместо одной ЖК-матрицы со светофильтрами сразу тремя ЖК-матрицами, по одной на каждый цвет RGB. Теоретически это позволяет повысить качество цветопередачи, однако, в действительности из-за небольшого размера матриц и посредственной оптики (в особенности, из-за отсутствия оптического стабилизатора) такие камеры существенных преимуществ перед "одноматричными" не имеют.
Особое внимание при выборе видеокамеры стоит уделить оптической системе или объективу. Важный параметр - возможность оптического увеличения изображения. Массовые модели имеют оптический трансфокатор с кратностью от 10 до 25х. Интересно, что в дешевых моделях оптическое увеличение может приближаться к 25х, а в дорогих ограничивается 12х. Дело в том, что при большом увеличении особо заметны недостатки оптики и матрицы, а в недорогой камере с посредственным качеством видео их куда легче скрыть. Цифровой или программный зум, исчисляемый значениями 60х и даже 800х практической ценности для любителей качественного видео не имеет, поэтому во внимание этот параметр принимать не стоит.
Еще один параметр оптики - светосила: чем она выше (или чем меньше значение диафрагменного числа), тем меньше искажений (аберраций) внесет в изображение оптическая система. Ориентироваться стоит на значения F=1:1,8-1,6; объективы со светосилой F=2,0, хотя и встречаются даже в сравнительно дорогих моделях, обеспечивают заметно менее качественное изображение. Общее правило при выборе оптики таково: светосила - как можно выше (числовое значение должно быть как можно меньше), зум - как можно меньше.
Обязательным для всех современных моделей является скоростной цифровой видеоинтерфейс DV (он же IEEE 1394, он же FireWire), его вполне достаточно для "перегона" видео для редактирования на ПК. В некоторых камерах встречается интерфейс USB, но его присутствие при наличии IEEE 1394 не слишком понятно. В самых дешевых видеокамерах DV работает только "на выход", поэтому если вы рассчитываете после редактирования хранить материал в высоком качестве на пленке, обратите внимание на наличие DV-входа. Отдельные модели, имеющие аналоговый видеовход, способны работать в режиме "сквозного канала", т.е. оцифровывать видео без записи на кассету и подавать его на цифровой выход. В данном случае камера очень достойно заменяет дорогостоящую карту видеозахвата.
Все прочие параметры, за исключением, пожалуй, возможности ручной установки баланса белого, можно смело отнести к сервисным: на качество съемки они не влияют, но цену увеличивают серьезно. Среди таких функций всевозможные эффекты, "ночные" режимы, генератор титров, возможность фотосъемки, поддержка MPEG-4 и многое другое. Как правило, все эти возможности можно с куда более высоким качеством реализовать при редактировании материала на ПК, поэтому лучше вкладывать средства в качественные оптику и матрицу.
Canon MVX25i
Видеокамера среднего класса снабжена 1/3,4-дюймовой ПЗС-матрицей с 1,77 эффективными мегапикселями (2 Мегапикселя – для фоторежима) и чересстрочной разверткой и объективом Canon Video Lens с 14-кратным оптическим зумом и светосилой до F=1:1,8. Устройство имеет цветные видоискатель и 2,5-дюймовый дисплей, предусмотрена возможность съемки в режиме 16:9, а также съемка фотографий с разрешением до 1632 x 1224 точек (в формате JPEG) и сохранением на флэш-картах Secure Digital/MMC. Камера оснащена полным набором видео- и аудиовходов, включая порт USB 2.0. Габаритные размеры – 134 х 82 х 77 мм, вес - 585 г. Ориентировочная цена - $950.
Достоинства: большая матрица, полный набор видеовходов и выходов, ручная регулировка уровня звука, фотосъемка с двухмегапиксельным разрешением.
Недостатки: отсутствие оптического стабилизатора и многомегапиксельная матрица приводят к цветовым шумам и невысокой чувствительности.
JVC GR-D53E
Модель начального уровня снабжена 1/6-дюймовой ПЗС-матрицей c 800000 пикселей, объективом JVC Video Lens со светосилой F=1:1,6 и 16-кратным оптическим трансфокатором, электронным стабилизатором изображения, набором видеовходов и видеовыходов, включая DV и USB, цветным видоискателем и цветным 2,5-дюймовым ЖК-дисплеем. Из приятных мелочей - встроенная лампа для съемки при низкой освещенности, а также возможность работы устройства в качестве веб-камеры. Поддерживается запись фотографий на видеокассету. Габариты - 118 х 91 х 71 мм, вес (без кассеты и аккумулятора) - 500 г. Ориентировочная цена - $580.
Достоинства: хорошая оптика, набор входов и выходов.
Недостатки: уменьшенная матрица, завышенная цена.
Panasonic NV-DS60EN
Модель начального уровня построена на базе 1/6-дюймовой ПЗС-матрицы с 800000 мегапикселями и оснащена объективом со светосилой F=1,8 и десятикратным оптическим трансфокатором. Камера имеет светодиодную лампу подсветки для съемки в условиях недостаточной освещенности, электронный стабилизатор изображения, черно-белый видоискатель и 2,5-дюймовый цветной дисплей; предусмотрены видеоинтерфейсы DV и S-Video, поддерживается запись фотографий на кассету. Габаритные размеры - 123 х 87 х 66 мм, вес (без аккумулятора) - 440 г. Розничная цена - около $480.
Достоинства: чрезвычайно привлекательная цена, набор входов и выходов, миниатюрные размеры и малый вес.
Недостатки: уменьшенная матрица, не всегда удачный баланс белого.
Panasonic NV-GS200GC-S
Эта видеокамера среднего класса отличается тремя 1/6-дюймовыми матрицами по 800000 пикселей каждая и высококачественным объективом Leica Dicomar c 10-кратным трансфокатором и светосилой F=1:1,8. Несмотря на использование электронного стабилизатора, качество изображения здесь заметно выше, чем у массовых "одноматричных" моделей. Возможна съемка фотографий с разрешением до 1760 х 1320 точек, а также работа в качестве веб-камеры. Видеокамера снабжена цветными видоискателем и 2,5-дюймовым ЖК-дисплеем, слотом для флэш-карт Secure Digital (в комплект поставки входит карточка на 8 Мбайт), полным набором видеовходов и выходов, включая USB и DV. Размеры - 126 х 75 х 70 мм, вес (без аккумулятора) - 470 г. Ориентировочная цена - $1250.
Достоинства: три ЖК-матрицы, высококачественный объектив, съемка фотографий на флэш-карты.
Недостатки: отсутствие оптического стабилизатора изображения и ручной регулировки баланса белого, высокая цена.
Sony DCR-TRV14E
Камера начального уровня построена на базе 1/4-дюймовой ПЗС-матрицы с 800000 пикселей и чересстрочной разверткой. Предусмотрена фирменная система электронной стабилизации Super SteadyShot. Объектив Carl Zeiss Vario-Sonnar имеет 10-кратный оптический трансфокатор; светосила F=1,7-2,2. Видоискатель черно-белый, большая часть настроек осуществляется через сенсорный 2,5-дюймовый ЖК-дисплей. Имеются выходы DV, USB и S-Video, аудиовыход. Габаритные размеры камеры – 112 х 90 х 71 мм, вес (без кассеты и аккумулятора) – 520 г. Розничная цена - около $600.
Достоинства: 1/4-дюймовая матрица, объектив с хорошими характеристиками.
Недостатки: большая часть настроек производится на сенсорном дисплее, полное отсутствие видеовходов, завышенная цена.