Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сюжеты, полные DRаMатизма

АрхивТехнологии
автор : Киви Берд   20.10.2004

В отношении к информации мир, можно считать, поделен на два лагеря (исключая, конечно, не имеющее собственного мнения "болото"). Одни вполне обоснованно уверены - если информацию можно видеть или слышать, то ее можно и скопировать.

В отношении к информации мир, можно считать, поделен на два лагеря (исключая, конечно, не имеющее собственного мнения "болото"). Одни вполне обоснованно уверены - если информацию можно видеть или слышать, то ее можно и скопировать.

Другие же полагают (не то чтобы безосновательно, но скорее по инерции), что если нечто можно продать, значит, можно и обеспечить контроль за копированием - будь то "Мерседес", часы "Ролекс" или цифровой файл. И тут уже неважно, что сама природа файла подразумевает возможность легкой дупликации. Если законы природы мешают бизнесу, то их следует откорректировать. Ну, или хотя бы сделать вид и убедить покупателей, что такое возможно.

Примерно в этом, как известно, и заключается суть технологий управления цифровыми правами (Digital Rights Management - DRM). И главная, вероятно, причина того, что обременительные для пользователей системы DRM не получили повсеместного распространения, - это острая борьба конкурирующих форматов. Корпорация Apple, успевшая занять выгодные позиции в онлайновом музыкальном бизнесе со своим сервисом iTunes, активно продвигает собственную DRM-систему Fairplay и принципиально не поддерживает воспроизведение контента, упакованного или распространяемого с помощью других DRM-технологий. Похожей стратегии придерживается и корпорация Microsoft, использующая свое бесспорное доминирование на рынке ПК для повсеместного продвижения собственной технологии Windows Media DRM. Ну а многие другие компании-гиганты, не желающие идти на поводу у Microsoft или тем более Apple, изыскивают собственные варианты для закрепления на перспективнейшем рынке торговли цифровым контентом.

Заметной инициативой последнего времени стало создание консорциума Coral, поставившего перед собой нетривиальную цель - разработать "всеобщий антипиратский язык". Он якобы поможет сгенерировать такие технологические спецификации, которые сведут разные методы защиты от копирования в единую систему. Под именем Coral Consortium объединились крупнейшие фигуры рынка: Philips и Sony, принадлежащая им DRM-фирма InterTrust Technologies, корпорации Matsushita Electric (Panasonic), Hewlett-Packard и Samsung, а также кинокомпания 20th Century Fox.

В фундамент затеи закладывается технология Nemo, разработанная в InterTrust и рассматриваемая как своеобразный мост между самыми разными несовместимыми DRM-системами - как нынешними, так и, вероятно, будущими. Технология Nemo подразумевает эффективное донесение контента от продавца до покупателя на основе четкого распределения фиксированного набора ролей, получивших названия "клиент, авторизатор, передаточный пункт, дирижер". Предполагается, что все эти инстанции будут сообщаться друг с другом через IP-сеть, а технология обеспечит взаимодействие всех необходимых операций: авторизации, отыскания объекта, извещения, отыскания сервиса, поставки, лицензирования и всего возможного прочего. Ключевая идея Coral бесспорно хороша и состоит в том, чтобы отделить клиента от конкретной DRM-технологии, ведь его интересует исключительно контент, а не то, что за система защиты там использована. В общих чертах это должно выглядеть так. Клиент имеет доступ к сервисам трех остальных инстанций (авторизатор, передаточный пункт, дирижер), где авторизатор определяет права доступа клиента к тому или иному файлу с контентом, передаточный пункт играет роль помощника и переформатирует контент из одного DRM-формата в другой (при необходимости), а дирижер осуществляет разного рода нетривиальные координационные функции для успешного завершения транзакции.

Но это, конечно, лишь в проектах. Как подобная система будет масштабироваться в условиях реальной эксплуатации и насколько гладко удастся переформатировать (расшифровывать и зашифровывать вновь) весьма крупные мультимедийные файлы - покажет время. А кроме того, заметнейшие фигуры на DRM-рынке - Microsoft и Apple - пока не выразили ни малейшего желания вступать в открытый консорциум Coral. У них, очевидно, свои взгляды на будущее DRM. И если говорить о Microsoft, то эти взгляды вполне известны.

В апреле нынешнего года корпорация совместно с медиа-гигантом Time Warner объявили, что выкупают практически всю долю Xerox в компании ContentGuard, то есть становятся полноправными владельцами ее интеллектуальной собственности. А ContentGuard, как известно, принадлежат ключевые патенты на DRM-технологии, оформленные в начале 1990-х годов сотрудником Xerox Марком Стефиком (Mark Stefik). Это, например, и патент на специальный язык разметки для встраивания управления правами на контент в тело файла, и технология взимания платы за воспроизведение контента, и целый ряд других базовых идей DRM. Фирма ContentGuard, собственно говоря, была специально образована в 2000 году как независимое предприятие - при финансовой поддержке Microsoft - для извлечения финансовых выгод из этих патентов. И теоретически, если Time Warner и Microsoft докажут в суде свои интеллектуальные права на все DRM-технологии, то никакой консорциум Coral им, естественно, не потребуется.

Но в августе на пути Microsoft к полному DRM-доминированию встала Европейская комиссия, ведающая в Евросоюзе, среди прочего, антимонопольной охраной континента. И хотя все участвующие в предстоящей сделке компании номинально являются американскими, Еврокомиссия воспользовалась своим правом (Еврокомиссия имеет возможность запретить бизнес корпорации в подконтрольном регионе, как не соответствующий местному законодательству. Ранее ЕК аналогичным образом заблокировала слияние американских корпораций General Electric и Honeywell) заблокировать приобретение ContentGuard, поскольку фирмы-покупатели (особенно Microsoft) имеют очень большую долю участия в экономике Европы. Сочтено, что фактическая монополия MS в секторе настольных компьютеров вкупе с контролем за DRM даст корпорации слишком большие преимущества перед другими игроками на рынке. Решение о блокировании, правда, пока не окончательное и будет еще обсуждаться до 6 января 2005 года.

Ну а остальная часть мира по-прежнему считает, что возня вокруг DRM - дело зряшное. И если кому-то очень захочется иметь свою собственную, а не арендованную копию понравившейся песни или фильма, это все равно можно будет сделать. Так или иначе.

- Из журнала "Компьютерра"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.