О чем умалчивает история
АрхивУже шесть десятилетий отделяют нас от событий Второй мировой войны, однако немало страниц ее истории до сих пор не опубликованы и утаиваются в архивах спецслужб.
Уже шесть десятилетий отделяют нас от событий Второй мировой войны, однако немало страниц ее истории до сих пор не опубликованы и утаиваются в архивах спецслужб. И лишь благодаря воспоминаниям участников — которых, увы, остается все меньше и меньше, — порой становятся известны новые, весьма неожиданные подробности об этой войне.
Сегодня, например, широко известно, что англичане сумели расшифровать секретную переписку германской армии, закрытую шифратором Enigma. А вот то, что и немецкие криптоаналитики не менее успешно вскрывали и читали многие шифры союзников, вплоть до недавнего времени не знали даже специалисты по истории криптографии. Поскольку документов у историков не было, то как бы сама собой утвердилась точка зрения, будто Германия недооценивала важность науки и искусства дешифрования, а потому не уделяла должного внимания перехвату и вскрытию шифрпереписки противников.
В последние годы, правда, стало выясняться, что все было далеко не так. Например, д-р Отто Ляйберих (Otto Leiberich), недавний глава германской спецслужбы BSI (Bundesamts fur Sicherheit in der Informationstechnik — Федеральная служба безопасности ИТ), в одном из выступлений отметил, что вопреки распространенному мнению германские криптоаналитики работали более чем успешно и для своего времени были одними из лучших в мире. В частности, заметил он, вскрывался и американский шифратор M-209 (более известный под названиями Hag или «Хагелин», на фото).
Заявление, надо сказать, очень сильное, поскольку для США в годы войны M-209 был примерно тем же, что Enigma для Германии, — американские вооруженные силы закупили тогда около 140 тысяч шифраторов. Продавший им эту конструкцию шведский предприниматель Борис Хагелин (Boris Hagelin) стал, говорят, первым и чуть ли не единственным в мире миллионером, сделавшим состояние на шифраторах.
Следует, правда, отметить, что никаких документальных подтверждений Отто Ляйберих своим словам не представил (да и сказано это было мимоходом). Однако германский журналист Клаус Шмех (Klaus Schmeh), сотрудничающий с известным политтехнологическим журналом Telepolis, разыскал участника тех событий. Им оказался 84-летний житель Франкфурта Райнольд Вебер (Reinold Weber), в годы войны совсем молодым человеком попавший в дешифровальное подразделение Вермахта FNAST-5 в Париже. Все остальные сотрудники этой службы — бывшие экономисты, математики, преподаватели — были по меньшей мере лет на 10–15 старше Вебера, которому удача выпала лишь благодаря хорошему знанию английского языка (перед войной он подростком шесть лет прожил в США с родителями-эмигрантами). Из подробных воспоминаний Вебера стало известно, что немцы не только вскрывали шифратор M-209 вручную — кропотливыми расчетами с карандашом и бумагой, — но и сконструировали машину-прототип для автоматизации наиболее трудоемких этапов вскрытия. Причем происходило это в 1943–44 годах — тогда же, когда англичане создавали свой знаменитый ныне «суперкомпьютер» Colossus для автоматизации дешифрования германской переписки. Но фортуна в ту пору уже отвернулась от Германии, и компания Dehomag, которой в 1944 году пытались сделать заказ на массовое изготовление аппаратов-дешифраторов для M-209, оценила срок создания серийного образца в два года — а столь долгие сроки в ту пору никого устроить не могли. Поэтому дальше работоспособного прототипа дело так и не пошло.
Интересно, что еще один исследователь, Джеймс Бэмфорд (James Bamford) из США, недавно нашел свидетельства того, что немцы все же применяли электронные вычислительные машины для дешифрования вражеской переписки — но не на западном, а на восточном фронте. Бэмфорд известен как автор двух наиболее информативных книг об истории АНБ США, и работая над последней — «Body Of Secrets», — он раздобыл материалы о деятельности в последние месяцы войны некоего англо-американского «Комитета по целевой разведке», или кратко TICOM (Target Intelligence Committee). Под эгидой TICOM зимой и весной 1945 года две сотни ведущих немецких криптографов были тайно переброшены в Великобританию для работы против СССР. Одновременно была вывезена семитонная вычислительная машина, с помощью которой немцы вскрывали шифры высшего эшелона советского военного командования. В целом же, как свидетельствуют добытые Бэмфордом документы, собранные TICOM данные позволили англо-американской разведке впоследствии читать не только советские шифры, но и секретную переписку по крайней мере 35 стран, включая Францию, Италию, Японию, Испанию, Швейцарию и Ирландию.
Таким образом, о слабости своих «Хагелинов» американцы узнали давным-давно, однако по понятным причинам предпочли эту информацию не афишировать. Более того, насколько можно судить по сообщениям в печати, ни американское, ни британское правительство по сию пору не опубликовали никаких официальных документов о деятельности «Комитета по целевой разведке» в последние месяцы Второй мировой войны.