Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дитя подземелья

Архив
автор : Тимофей Бахвалов   19.10.2004

«Мы против пиратства. Вся музыка лицензирована. Авторы получают вознаграждение».

«Мы против пиратства. Вся музыка лицензирована. Авторы получают вознаграждение». Даже сегодня, когда в Интернете ежедневно появляются новые провайдеры/реселлеры контента, открывшийся 5 октября магазин эксклюзивной электронной андеграунд-музыки JetGroove.com произвел фурор на рынке онлайновой торговли медиа-контентом. Однако дело кончилось громким скандалом.

Права

Чтобы собрать каталог, который бы заинтересовал и различные категорий слушателей и потрафил их вкусам, юристам онлайновых магазинов необходимо проделать огромную работу — заключить сотни контрактов и десятки лицензионных договоров. В большинстве случаев звукозаписывающие компании рады предложениям и готовы к сотрудничеству, ведь онлайновые продажи на рынках разных стран — это шанс получить дополнительные доходы во трудные времена, когда компакт-диски расходятся вяло, а загнать потребителя в магазин может что-то исключительное, типа нового альбома Fatboy Slim или Мадонны. Но даже в условиях открытости и сотрудничества только с крупными лэйблами на формирование собственной музыкальной базы уйдет масса сил и времени, которое, как всегда, дороже денег.

Для iTunes, MusicMatch, eMusic, Napster, OD2 и большинства других магазинов провайдером контента выступают не сами лэйблы, а компании-посредники. Аггрегаторы авторских прав берут на себя часть работы, заключают договоры с лэйблами и правообладателями и впоследствии предлагают права на распространение контента «оптом». Одним из лидеров-посредников, который помимо указанных гигантов поставляет контент еще почти семидесяти онлайновым магазинам, является нью-йоркская компания TheOrchard.com, в чьем каталоге насчитывается 150 тысяч треков исполнителей из 50 стран мира. Такое сотрудничество удобно всем — заключив один договор, торговец получает каталог с сотнями имен и тысячами альбомов. Но в результате большинство онлайновых каталогов похожи, как две капли воды. В этом, правда, нет ничего плохого — чем больше предложение, тем более доступной будет музыка, тем больше денег получат авторы и тем довольнее будет потребитель.

Айсберг

Если с музыкальным мэйнстримом, которым забиты полки магазинов мира, все ясно, то при формировании каталога электронной клубной музыки, возникают гораздо большие проблемы.

Дело в том, что электронная музыка — это огромный айсберг. Обычный потребитель знаком даже не с верхушкой, а самым его кончиком — ежедневно на так называемых независимых (indy) лэйблах выходят релизы сотен продюсеров, но известны и, как говорится, на слуху — не более десятка популярных «коммерческих» имен. Несмотря на то что на дворе цифровой век, электроника всех жанров — house, techno, drum’n’bass и т. д. — выпускается на виниле и тиражами, которые редко превышают 3000 экземпляров. На CD издаются лишь демо-версии треков для рассылки магазинам, диджеям и радиостанциям, а также наиболее удачные альбомы и компиляции. Нередко тиражи и вовсе ограничиваются десятками экземпляров и о производителе треков ничего неизвестно — такие пластинки называются White Labels (белая этикетка пластинки не содержит информации ни о продюсере, ни о правообладателях). В итоге винил покупают только энтузиасты, которые постоянно следят за новинками и тратят на пластинку (обычно с двумя треками) в среднем по 10 долларов.

Причины выпуска электронной музыки на архаичных носителях многогранны и являются предметом отдельной дискуссии. Но факт остается фактом — электронная музыка доступна немногим, а ситуация с авторскими правами в этом сегменте рынка очень сложна технически. Нередко мелкие лэйблы даже не регистрируются как юридические лица и не заключают контракты с композиторами — все выпускается по устной договоренности. Лэйблы появляются и пропадают. Найти их владельцев иногда не представляется возможным — на пластинках нет контактной информации.

Количество релизов большинства лэйблов не превышает пары десятков. Так, крупнейший в мире лэйбл drum’n’bass-музыки Moving Shadow за десять лет существования выпустил лишь чуть более 170 виниловых релизов и 30 компакт-дисков.

Бизнес

Именно поэтому JetGroove.com произвел фурор — на его страницах начали продаваться эксклюзивные релизы сотен независимых лэйблов и тысяч авторов электронной музыки в формате MP3. Ведь чтобы собрать такую фонотеку и договориться о ее легальном распространении, нужна целая армия юристов и годы кропотливого труда.

Открытие магазина прошло с помпой — информация о JetGroove.com появилась на многих сетевых ресурсах, а из-за наплыва посетителей сайт на некоторое время даже уходил в даун. В официальном пресс-релизе сообщается, что в каталоге магазина — более 500 тысяч треков и он пополняется ежедневно. Цены на треки начинаются с волшебных 99 центов.

За пару дней работы магазин привлек внимание сотен артистов, лэйблов и правообладателей. Многие с удивлением обнаружили, что JetGroove.com продает не только их коммерческие материалы, но и пластинки, которые никогда не поступали в широкую продажу — настоящий эксклюзив и андеграунд. В каталоге JetGroove.com можно найти все — от неизвестных перспективных авторов до таких титанов, как BT, Paul van Dyk, Ferry Corsten, Sander K и Massive Attack. И речь, опять же, не только об общеизвестных треках и альбомах, но и о редких ремиксах и промо-версиях, которые доступны очень и очень немногим — авторам, диджеям и… пиратам так называемой «сцены».

«Сцена» представляет собой общемировое пиратское андеграунд-сообщество, куда входит множество группировок с десятками и сотнями членов. Только пираты, имеющие доступ к контенту «сцены», могли собрать такую базу эксклюзивной музыки. После небольшого расследования выяснилось, что треки действительно пиратские и их источник — архивы и текущий трафик «сцены».

JetGroove через своего юридического представителя e-Consultancy.com поспешил опубликовать объяснения, где утверждалось, что прибрести можно только лицензированную музыку, то есть тот контент, с правообладателями которого заключены лицензионные договоры. Правообладателям предлагалось связаться с магазином и либо попросить убрать «проблемный» контент, либо заключить договор на его распространение. Но даже если какая-то часть контента магазина лицензирована, очевидно, что сайт оперирует пиратской базой.

Ноги

Сам бизнес и сайт зарегистрированы в Великобритании на имя Ильи Басалаева, а за PR отвечает, как указано в пресс-релизах, Алена Шахназарова. Серверы ресурса хостятся в Калифорнии, у компании Hurricane Electric (HE.net).

На все запросы по поводу легальности с адреса legal@jetgroove.com приходят ответы, что «волноваться по поводу копирайта не нужно, наш сервис полностью легальный, мы не продаем нелицензированную музыку и удалим ваш контент по первому запросу, но надеемся на заключение договоров и взаимовыгодное сотрудничество».

Действительно, «нелицензированный» контент нельзя скачать. Между тем музыку можно прослушать в пониженном качестве (1 Испугавшись возможности преследования, JetGroove в последний момент удалил весь «левый» контент. В результате в каталоге осталось 758 релизов от 33 лэйблов.), а напротив каждого трека стоит цена, что, вероятно, следует рассматривать как оферту. Минимальный единоразовый платеж — 20 долларов. И большинство пользователей, у которых глаза разбегаются при виде такого богатого ассортимента, регистрируются и вносят деньги, не имея впоследствии возможности получить то, ради чего, собственно, деньги заплачены.

Музыканты и лэйблы, участвующие в обсуждении проблемы, обратили внимание и на другие подобные ресурсы российского происхождения, правда не претендующие на легальность. Так, зарегистрированный в Тюмени 0days.ru (бывший DiscoBus.Org) предлагает около 400 Гбайт качественной пиратской музыки из архивов «сцены», которую можно получить на CD-R и на AllofMP3, успешно работающем несколько лет.

British Phonographic Industry уже завалена жалобами, а Association of Independent Music намерена подать на JetGroove в суд. Великобритания — не лучшая страна для ведения судебных баталий, особенно тех, где присутствует «информационный» аспект. Очевидно, что хозяев сайта будут преследовать – если в суде побывали сотни активных пользователей P2P-сетей, то уж будущее владельцев огромной нелегальной музыкальной базы видится в совершенно определенных и далеко не светлых тонах.

Но какой бы ни была дальнейшая судьба JetGroove, очевидно, что новый ресурс и шумиха вокруг него дадут толчок развитию онлайновых магазинов «альтернативной» музыки — как пиратских, так и легальных. Как ни странно, именно пираты и их колоссальные, на десятки терабайт, архивы могут стать фундаментом таких магазинов, сократив издержки на перевод контента в цифровую форму. В то же время, остается открытым самый сложный вопрос — легальной стороны обеспечения бизнеса. 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.