Когда же закипит?
АрхивТема этого номера с грустью посвящается иннобизнесу. Что-то никак он не хочет у нас расцветать. О причинах и следствиях этого — много рассуждений в сегодняшних материалах, включая даже некую универсальную теорию, из которой нынешняя ситуация чисто логически выводится буквально в полпинка.
Тема этого номера с грустью посвящается иннобизнесу. Что-то никак он не хочет у нас расцветать. О причинах и следствиях этого — много рассуждений в сегодняшних материалах, включая даже некую универсальную теорию, из которой нынешняя ситуация чисто логически выводится буквально в полпинка. Но вот информационный аспект инновационного дела остался почти не затронутым.
Между тем именно его часто считают чуть ли не главной причиной неумения российского иннобизнеса родиться, наконец, всерьез. Какого рода информацию имеют в виду? В первую очередь — инвестора о разработчике и разработчика об инвесторе. План таков: захотел инвестор инвестировать в русский хайтек — входит на портал, где собраны данные о разработчиках, просматривает их профили, находит то, что ему нравится, вынимает кошелек и — вперед. Одновременно и разработчики ищут на том же портале подходящих инвесторов. При этом все имеют доступ к справочным материалам, онлайновым юридическим услугам и другим полезным вещам. Другими словами, творится онлайновый матч-мейкинг (поиск деловых партнеров) разной степени изощренности. Дело это трудное, поэтому таких проектов немного. Самый крупный из них, it4b.icsti.su, упоминает в своем интервью «КТ» Альбина Никконен, исполнительный директор Российской ассоциации венчурного инвестирования. Впрочем, судя по текущему наполнению сайта, до выхода из экспериментальной стадии еще далеко.
Очень важной считается и информация о происходящем в сфере иннобизнеса: нужно, чтобы отслеживался, структурировался, комментировался весь поток событий. Здесь живых примеров больше, в первую очередь надо назвать www.3i.ru, где ритм жизни близок к реальному времени. Есть полезные инфоресурсы у специализированных фондов (например, www.fasie.ru), есть региональные проекты (в частности, созданный при активном участии нынешнего главы Минобрнауки Андрея Фурсенко инновационный блок на www.csr-nw.ru). То есть — используя жаргон партактива эпохи развитого застоя — «работа ведется».
Однако существует принципиально не поддающаяся государственному или корпоративному управлению форма информационного взаимодействия — то, что сейчас называют «блогосфера» (blogosphere). Есть ли у нас заметное сообщество людей, вовлеченных в иннобизнес и объединенных в онлайне на каком-нибудь портале? Честно признаемся — нет такого сообщества. И вот это — самый верный индикатор отсутствия иннобизнеса как реально действующей системы.
Уточняю — речь не о портале для деловых контактов, консультаций, анонсирования новых инвестиционных программ, обсуждения правительственных постановлений и другой работы. Речь — о хорошо оборудованной площадке, где венчурные инвесторы и «бизнес-ангелы», патентные поверенные и гики-хакеры, технические фрилансеры и лидеры хайтек-бизнесов пишут и читают послания друг друга о том, что их интересует «вообще». Пример такой площадки — AlwaysOn, недавно созданный Тони Перкинсом1, бросившим ради этого свою знаменитую «Красную селедку» (Red Herring, культовый еще недавно журнал в венчурно-хайтечной среде). Перкинс, конечно, ведет дело к тому, чтобы в этом бурлящем (почитайте!) котле поскорее начали рождаться бизнесы — просто за счет достижения критической массы тусовки подходящих людей. Но не это для нас главное. Главное, что котел бурлит, что среда этих людей энергична, полна настоящего драйва. Другой вопрос — хватит ли его, чтобы раздуть новый хайтековый пузырь… но не будем слишком циничны.
Лучше попытаемся понять, какой контент, какие темы формируют такого рода сообщество. О чем с таким увлечением говорят эти люди? Ответ прост: о будущем своего дела, понятом максимально широко. В теме постинга может стоять что угодно, от очередных идей бизнеса со свободным софтом до полной отмены денег и открытых писем Бушу-младшему. Но, по существу, тема одна — формирование образов будущего, интересующих людей именно этой среды.
Между прочим, похожую роль — хотя и в принципиально другом техническом формате, выполняла в свое время (и отчасти, надеюсь, выполняет и сейчас) наша с вами «Компьютерра» по отношению к сообществу людей, жизненно связанных с инфотехом.
Надо, однако, понять простую вещь — обратной зависимости здесь нет. Очевидно, что создание сколь угодно интересного журнала об ИТ не породило бы ИТ-рынок. Это наводит на скептические мысли и о важности информационного компонента инновационной экономики. Как известно, она лучше всего чувствует себя в околоуниверситетских кластерах, где все всех знают и без спецпорталов.
Кстати, в коротком списке хайтек-кластеров мирового значения рядом с Кремниевой Долиной с недавних пор значатся и Хайдарабад (Индия), и Санта-Катарина (Бразилия), и Тель-Авив (угадайте, где?). Так может быть, и у нас начинать (увы, все еще начинать!) серьезный иннобизнес надо все-таки с накачки мускулов образования и науки, как делалось в Индии, в Бразилии?.. А первым сигналом, что дело сдвинулось с мертвой точки, будет появление сложных форм жизни в форумах инновационных порталов.