Музыкальная картография
АрхивТехнологииВидимо, есть еще люди, не считающие Google венцом творения и пробующие конкурировать с ним. Главный монитор сетевого поиска SearchEngineWatch.com не так давно сообщил о запуске сервиса, нацеленного на ассоциативный поиск музыки.
Видимо, есть еще люди, не считающие Google венцом творения и пробующие конкурировать с ним. Главный монитор сетевого поиска SearchEngineWatch.com не так давно сообщил о запуске еще одного сервиса, нацеленного на ассоциативный поиск музыки.
В отличие от других Musicplasma.com ищет не музыку как таковую, а исполнителей. Проще говоря, если задать серверу чье-нибудь имя или название группы, то средствами флэш-графики в браузере отобразится замысловатое созвездие имен: в центре - искомый исполнитель, а десятки других разместятся ближе или дальше от него, по мере сходства их музыки.
Картинка очень наглядна и позволяет сразу увидеть, кто на кого и как сильно похож. Имена соединяются линиями, и, прослеживая цепочки, отходящие от знаменитых команд, делаешь немало открытий, натыкаясь на неизвестные группы, играющие, по мнению Musicplasma, похожую музыку. Некоторые "карты звезд" так обширны, что не умещаются на экране, но по ним легко перемещаться, просто кликая мышью. Щелчок по любому имени запускает новый поиск ассоциативных связей, и через пару секунд можно наблюдать картину, созданную уже вокруг другого центра. Заодно в боковом окне выводится дискография, с линками для быстрого заказа дисков на Amazon.com.
Конечно, идею визуализации результатов поиска нельзя назвать новой. Сервер Kartoo.com давно занимается обычным метапоиском, выводя результаты в форме созвездия сайтов, сгруппированных по релевантности запросу. Однако Musicplasma развивает этот подход, и ее картинка кажется (на первый взгляд) более информативной, цветовая палитра элегантнее, а пользоваться сервисом можно с ходу, без всякого обучения. Это ее несомненные достоинства. Но есть и недостатки.
Главный минус нового поисковика - крайне куцая инструкция, которая должна бы разъяснять смысл выдаваемых данных, но кое в чем только запутывает. Например, в ней сказано, что сходство исполнителей может быть не только стилистическим, но и по времени творчества (60-е, 70-е и прочие годы), а если покопаться на сайте, понимаешь, что учитываются и другие параметры, вроде "настроения" (mood), используемых инструментов и даже страны. Судя по всему, эти ассоциации отображаются линиями разного цвета. Однако совершенно не ясно, как сервер оценивает их вес. Можно только предполагать, что инструментальное сходство считается равноценным стилистическому, а если группа похожа по двум параметрам, то она располагается вдвое ближе к центру, чем похожая по одному параметру. Линии, связывающие имена на карте, чрезвычайно тонкие - один-два пиксела, расшифровку их цветов еще надо поискать, а сами цвета бывают очень похожи. Даже если вы не дальтоник, отличить темно-синюю дугу толщиной с волос от столь же тонкой фиолетовой можно лишь внимательно приглядевшись к ним. То есть при всей элегантности картинки она не так уж удобна.
Нет на сервере и данных о размерах его базы данных. Только по выдаваемым результатам можно догадаться, что она не самая большая и, безусловно, уступает базе Allmusic.com, содержащей больше семисот тысяч альбомов и пяти миллионов песен. Кстати, AllMusic тоже выдает (в текстовом виде) имена исполнителей, похожие на заданное для поиска, и эти имена далеко не всегда совпадают с данными Musicplasma. К сожалению, флэш-графика Musicplasma не сохраняется командой браузера (по крайне мере, в Opera и IE), так что остается делать скриншоты экрана и складывать их на диск. И если карта имен очень большая, придется склеивать несколько картинок в графическом редакторе, а это еще та работенка.
Последний штрих - оценка популярности. Musicplasma окружает каждое имя на экране шариком-гало, размер которого, как нас уверяют, пропорционален известности исполнителя и, одновременно, его верности одному стилю. Как сочетаются эти два, зачастую противоречивых, параметра - непонятно. Многие обозреватели уже отметили спорность оценки, самый яркий пример которой - равные по размеру шарики The Beatles и Warren Zevon, а Rolling Stones почти втрое меньше, чем Neil Young.
Впрочем, несмотря на очевидную сырость, новый поисковик будет очень полезен, а иногда просто незаменим самому широкому кругу пользователей. Его наверняка оценят фанаты музыкальных пиринговых сетей. Удобно, знаете ли, искать похожую музыку в одном окне и сразу же пробовать ее на слух в другом.
- Из журнала "Компьютерра"