Архивы: по дате | по разделам | по авторам

У shareware тяжкое будущее

АрхивМнения
автор : Илья Щуров Voyager   14.10.2004

Интервью с Владимиром Романовым, автором первого в истории download-менеджера - программы ReGet. Программы, ставшей классическим примером успешного shareware-проекта.

Знакомьтесь: Владимир Романов, автор первого в истории download-менеджера - программы ReGet. Программы, прошедшей путь от простого консольного приложения, созданного для собственных нужд, до мощного инструмента закачки со встроенным поисковиком, возможностью автоматизации работы с помощью скриптов и огромным количеством других функций. Программы, ставшей классическим примером успешного shareware-проекта.

Это интервью было взято на выставке Softool 2004, где Владимир провел встречу с пользователями. Мы попросили его ответить на несколько вопросов о shareware-бизнесе и о нынешней ситуации на софтверном рынке.

- Думаю, многим читателям было бы интересно узнать: как началась история с ReGet?

- Это было в 1996 году. Я тогда занимался поддержкой продуктов Microsoft, приходилось качать множество разных файлов: патчи, сервис-паки и т. д. FTP-сервер Microsoft не поддерживал докачку, каналы были плохие… В описании очередной версии IIS я прочитал, что появилась такая возможность - скачивание части файла, и подумал, что ее надо использовать. Написал первую консольную утилиту - она называлась WwwReget, затем взялся за графическую версию программы. Какое-то время программа распространялась через Fido, потом работа была приостановлена, ну а спустя год все начало возрождаться…

- Когда-то ReGet распространялся в бесплатной adware-версии. Приносила ли реклама достаточный доход, чтобы компенсировать уменьшение числа регистраций?

- Да, действительно, в 1999 году был очень благоприятный момент, и на рекламе мы заработали вполне достойно.

- Сейчас нет желания вернуться к такой модели?

- Нет, нынче деньги в рекламный бизнес не идут. Во время бума дот-комов на рекламу был спекулятивный спрос, сейчас такого нет. Был момент, когда разорилось несколько фирм, предоставляющих баннерные движки для программ, и мы тогда тоже довольно сильно пострадали. Нам сказали: "Всё, рекламы больше не будет", а у пользователей к тому времени уже была куча бесплатных ReGet’ов, которые вдруг перестали показывать баннеры - можно даже крэк не искать. Вернуться к обычной схеме оплаты было непросто: фактически пришлось убеждать пользователей перейти с бесплатной версии на платную.

- Как дальше будет развиваться этот продукт?

- Сейчас мы занимаемся поддержкой потоковых протоколов - Real Audio и Real Video - с возможностью сохранения вещания в файл. Мы долго с эти тянули - боялись юридических проблем. Это, конечно, не нарушение DMCA, но все-таки с помощью программы можно скачать тот контент, который предназначен только для онлайнового просмотра или прослушивания, но не для сохранения. Впрочем, подобные утилиты сейчас многие делают.

- А интеграция с пиринговыми сетями не планируется?

- Еще во времена Napster мы хотели сделать для него собственный клиент. Потом Napster накрылся, и сейчас с пиринговыми сетями вообще ситуация неоднозначная: непонятно, чем все кончится. Сами сети потихоньку живут, но деньги где? Так что вряд ли мы будем этим заниматься.

- Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны бесплатных или продуктов open-source?

- Рынок download-менеджеров огромен: многие пользователи вообще не знают, что это такое и зачем это нужно. Так что конкуренции практически нет. Бесплатные программы выходили неоднократно: например, первыми download-менеджерами с поддержкой многопоточного скачивания были бесплатные Octopus или GetSmart - ну, и где они сейчас? Есть, разумеется, adware-программы, которые по-прежнему живут за счет рекламы (например, Download Accelerator Plus). В маркетинговом отношении мы слабее их, но на этом рынке места еще много.

- Но с развитием высокоскоростных методов подключения актуальность download-менеджеров, вероятно, снижается…

- Конечно, снижается. С повышением качества линий связи акцент смещается со слова download на слово manager, то есть с функции скачивания на управление закачками - планирование, автоматизацию, систематизацию и т. д. А в последнее время наметилась и другая тенденция - интеграции "качалок" с другим софтом (например, с браузерами). Download-менеджеры как класс постепенно исчезнут.

- Тогда какими продуктами вы намерены заниматься?

- На данный момент пока ничего не планирую. Были запущены некоторые другие проекты, скажем, сервис GPRS Booster, сокращающий объем передаваемого трафика за счет сжатия - при использовании GPRS это позволяет заметно экономить. Соответственно мы продаем не программу, а доступ к прокси-серверу, с покилобайтной оплатой. Но для этого нужно заниматься маркетингом, а до него сейчас руки не доходят. Есть продукт WebSynchronizer, ориентированный на людей, которым нужно синхронизировать данные либо на локальных дисках, либо на локальном диске и сервере, скажем, для вебмастеров.

Может, мы займемся разработкой системы веб-публикации фотографий - с клиентской программой на стороне пользователя, чтобы можно было выкладывать снимки на сервер одним кликом. Здесь сервис будет бесплатным: планируем окупаться за счет рекламы. Но пока этот вариант только обсуждается.

- Система защиты ReGet - ваша собственная или сторонняя разработка?

- Частично наша, частично сторонняя. Мы используем систему активации, разработанную фирмой ActivateSoft, так что обслуживается она их сервером, а не нашим. И еще шифруем исполняемые модули с помощью ASProtect - это разработка Алексея Солодовникова.

- Помогает?

- Более или менее помогает. Хотя крэки к последним версиям в Сети лежат, но частенько ReGet выглядит взломанным, а, например, по четвергам и по вторникам скачанные exe-файлы размером больше пяти мегабайт при запуске выдают, что они скачаны взломанной программой. Таких крэков много (правда, мы давно не улучшали защиту). Сейчас, насколько я знаю, есть только одна группа крэкеров, которая действительно умеет нас ломать.

- На каких покупателей вы ориентируетесь в России: на тех, кто не знает о крэках?

- Нет, дело не в этом. Программой пользуются достаточно продвинутые пользователи. Цена у нас вполне демократичная, так что ориентируемся мы скорее на людей, которые считают, что честно купленная программа - это круто. Или что это просто проявление уважения к самому себе.

- И как программа продается?

- Хорошо продается. Это связано, во-первых, с большей известностью ReGet в России, а во-вторых, с тем, что у нас все-таки линии связи хуже, чем на Западе. Соотношение купленных версий к взломанным составляет примерно один к десяти.

- Можете ли вы что-нибудь порекомендовать разработчикам, собирающимся вступить на путь "шароваростроения"?

- Прежде всего, на этот путь не надо вступать разработчикам. Этот бизнес не для них, а для маркетологов. Написать хорошую программу - самое простое, а вот продавать… Раньше этим можно было заниматься разработчику, сейчас это должны делать другие люди: те, кто будет заботится о пиаре, заключать договора, оптимизировать сайт для поисковых систем и т. д. Программирование - лишь вершина айсберга. А человеку, который умеет продавать, не нужно ничего разрабатывать, проще купить чужую программу у разработчика и продавать ее. У shareware непростое будущее. Когда начинался ReGet, shareware-программ было очень мало и к каждой пользователи проявляли интерес. А сейчас рынок перенасыщен: если в какой-то категории каталога тысяча продуктов, найти среди них нужный очень трудно. Вдобавок немалая часть этих программ, скажем так, не очень качественна. Это тоже осложняет выбор и создает дополнительный барьер для новых участников.

- Вы сейчас занимаетесь только ReGet и смежными продуктами?

- Нет, я иду работать обычным программистом в компанию. Не могу больше заниматься shareware.

- Есть ли какие-то перспективы вложений в российский софтверный бизнес со стороны западных инвесторов?

- Перспективы есть (смеется). Но в нас почему-то не вкладывают. Мы бы вообще были готовы продаться, но покупать нас не хотят. Дело в том, что shareware-программы очень тяжело оценивать: те, кто продает, оценивают их слишком оптимистично, а те, кто покупает - слишком пессимистично, так что договориться непросто. Некоторое время назад, во время интернет-бума, все оценивали оптимистично - и покупатели тоже; тогда продукты покупались и продавались, например, ICQ. А сейчас люди более трезво оценивают перспективы возврата вложенных средств.

- Традиционный вопрос: ваши впечатления от Softool?

- Впечатления отрицательные. Выставки, как мероприятия, мне кажется, уже себя исчерпали. Например, я приехал из Питера, а на мой семинар пришло лишь полтора десятка человек. Другие фирмы нанимают профессиональных клоунов - и сколько людей стоит рядом? Ни одного. Часто вижу, как кто-то читает доклад почти в пустой аудитории. Посетители ходят уставшие, пакетики и рекламки собирают. Наверное, это ближе к имиджевым вещам: если фирма выставила большой и красивый стенд, значит, фирма крутая. А так, по-моему, при наличии интернета и печатных изданий, выставки отмирают - в таком виде, в каком они есть сейчас. Обо всех новинках можно узнавать, просто заходя на нужные сайты.

- Но все же какие-то тенденции российского софтверного рынка выставка отражает?

- Есть модные слова: CRM и ERP. Плюс документооборот. Плюс обучение и сертификация, но это уже не совсем софтверный бизнес. Вот, собственно, и все тенденции. Лет семь назад были очень модны различные ГИСы: каждое предприятие стремилось завести свою геоинформационную систему, которая бы выдавала разнообразную информацию об объемах продаж по регионам. А сейчас мода на них прошла. Зато пришли CRM и ERP.

Softool 2004: выставляя софт

Человек, пришедший на Softool без всякой цели, вероятно, согласится со скептическим мнением Владимира Романова о подобных мероприятиях. Смысл их кажется туманным, а удовольствие собирать буклетики с не слишком нужной информацией и участвовать в не слишком интересных акциях - сомнительным. Впрочем, на Softool было несколько любопытных моментов, о которых мне хотелось бы рассказать.

Первое, что бросалось в глаза - обилие стендов, посвященных Linux и свободному софту. Можно было посмотреть и купить как дистрибутивы российских разработчиков (ASPLinux, ALT Linux, MOPSLinux), так и зарубежных: были представлены Red Hat/Fedora, SuSe и др., а также различные программы, связанные с Linux и open-source. На стенде IBM представители ASPLinux сделали несколько докладов, посвященных опыту разработки и внедрения открытых решений по заказу крупных компаний. В общем, дело Столлмена и Торвальдса если не побеждает, то живет - уж точно.

Впрочем, не Линуксом единым. Предназначение любой программы - автоматизация какого-то процесса, и на Softool это проявилось в полной мере. Автоматизировать предлагалось почти все: управление бизнесом и общение с клиентами, документооборот и защиту от всевозможных атак, проектирование и даже медицинское обслуживание. Эти стенды были нацелены на специалистов, по крайней мере, у простого юзера они вызывали только рябь в глазах от малопонятных аббревиатур (MES, CRM, DOCFLOW, ERP, САПР…) и легкий комплекс неполноценности.

Но и простого юзера участники выставки вниманием не обошли. В частности, ему много раз предлагали перейти, наконец, на лицензионный софт, и не просто предлагали, а прямо-таки уговаривали. Тем, кто уже согласился на подобную "миграцию" (хотя бы в душе), дарили наклейки на компьютер с надписью "License software on PC", а еще не вкусивших плоды легальных программ заманивали совершенно неприличным предложением поменять три пиратские игрушки на одну лицензионную. Особо злостных приверженцев контрафакта пугали юридическим преследованием, отсутствием гарантий и технической поддержки.

Тем же, кто рад бы перейти на лицензионку, да денег не хватает, предлагалось учиться, учиться и еще раз учиться. Были представлены системы дистанционного обучения, а также курсы с сертификацией по самым разным областям ИТ - от веб-дизайна и менеджмента до настройки маршрутизаторов и серверов.

Впрочем, на выставке было как минимум две экспозиции, для восприятия которых не требовалось никаких специальных знаний: музей вычислительной техники, где можно было полюбоваться на арифмометры и прочие ZX Spectrum, и галерея фрактальной живописи П. П. Николаева - ученого, поэта и художника, наглядно показавшего, что математика не только скучна, сложна и никому не нужна, но еще и удивительно красива.

- Из журнала "Компьютерра"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.