De tabulis<sup>1</sup>
АрхивПомните фразу Нины Берберовой из прошлой «Голубятни»: «Вы ничего тут не знаете про настоящую историю»? Не подумайте, что речь шла об истории современной, о закулисных интригах, сокрытых от советского человека идеологическими шорами. Отнюдь!
Помните фразу Нины Берберовой из прошлой «Голубятни»: «Вы ничего тут не знаете про настоящую историю»? Не подумайте, что речь шла об истории современной, о закулисных интригах, сокрытых от советского человека идеологическими шорами. Отнюдь! Все гораздо запущеннее: легендарная бабулька метила в самое яблочко системы нашего образования. Системы, диктующей определенный метод преподавания истории, который в лучшем случае эту историю искажал, в худшем — полностью скрывал от взора.
Минувшим летом правоту Нины Николаевны ощутил буквально физически. Началось с того, что посмотрел с сыном «Трою» — мучительный пиндосский пересказ «Илиады» Гомера. Мучительный, потому как фильм от первой и до последней минуты пронизан страданием создателей от невозможности впендюрить хеппи-энд в слишком уж известный (для изгаживания) исторический сюжет. Смотрел, значится, я эту киноху и беспокойно напрягал гипофиз: «А что я, собственно, знаю про Илион, Аттику, ахейцев, да и вообще про древний мир?» С ужасом осознаю, что не знаю ничегошеньки. В голове какое-то жалкое крошево из апулеева «Золотого осла», комедий Аристофана, эволюции полиса, спартанского мужеложства, сократовой цикуты и «Exegi monumentum aere perennius». И всё это обильно умащено восстаниями рабов и скармливанием львам ранних христиан. Мракота!
Метнулся к книжным полкам, открыл первый попавшийся под руку университетский учебник: Если обитатели микенских «дворцовых центров» делились на несколько социальных прослоек и классовых групп, начиная от бесправных рабов до придворной знати, живущей в условиях дворцовой роскоши, то основная масса населения составляла родовые общины и занималась примитивным земледелием.
Мама родная! Хватаю другую: В борьбе с патрициями богатая часть плебса, опираясь на широкое народное движение, создала как бы собственную государственную организацию плебеев, параллельную организации «римского народа».
Вот так мы и изучали историю. Обратите внимание, цитаты заимствованы не из политагиток Высшей партийной школы, а из университетских учебников светил советской исторической науки — профессоров В. И. Кузищина и С. И. Ковалева.
Полагаете, многое изменилось сегодня в россиянском образованстве? Sancta simplicitas: не успели вымести метлой коммунячий «классовый подход», как его место заняла хронологическая оргия фоменок со товарищи. Любой кизляк, лишь бы не История. Живая и вразумляющая. Причина проста: трудно отличиться, когда уже более века существуют совершенные и недосягаемые образцы исторической науки — пятитомная «История древней Греции» Эрнста Курциуса и пятитомная же «История Рима» Теодора Моммзена. Оба фундаментальных труда были написаны еще в XIX веке и до сих пор не имеют аналогов — не только с научной точки зрения, но и с эстетической. Не случайно Теодор Моммзен был удостоен за свой исторический труд Нобелевской премии по литературе (1902 год).
Упоение с первых же строк: [Новой истории как и древней] суждено пережить эпохи возмужания, зрелости и старости, благодатные усилия творчества в области религии, государственных учреждений и искусств, безмятежное пользование приобретенным материальным и духовным богатством и, быть может, со временем истощение творческих сил в пресыщенной удовлетворенности достигнутой целью. Но и эта цель представляет собою лишь нечто преходящее; самая величественная система цивилизации имеет свои пределы, внутри которых способна выполнить свое назначение, но человечество не выполнит его никогда. Это — Теодор Моммзен.
Если бы к нам от эллинов не перешло ничего, кроме грамматики их языка, то и это было бы достаточным доказательством изумительных дарований этого народа, который с творческой силой овладел всем материалом языка и проник его своим духом, — народа, который при положительном отвращении ко всему сложному и неясному сумел сделать бесконечно много с помощью простейших средств. Весь язык походит на доведенный упражнениями до художественной стройности стан борца, у которого всякая мышца достигла полного развития; нигде не видно напыщенности или неподвижности, везде сила и жизнь. Это — Эрнст Курциус.
Господи, какое счастье, что сегодня доступны все эти сокровища литературно осмысленной истории! Как жаль, что столько поколений были их лишены!
По доброй традиции голубятинские пролегомены берутся не с потолка (вот и своими историческими изысканиями я поделился, обнаружив в Интернете одну замечательную жилу). Итак: всё бесподобно в изданиях Курциуса (минский «Харвест», 2002) и Моммзена (московское «Фолио», 2001), кроме одного — полного отсутствия географических карт. В «Истории Древней Греции» множество изображений ваз и архитектурных сооружений, в «Истории Рима» — иллюстраций нет вообще. Читаешь красочные описания ландшафтов и городов, эмоциональные рассказы о перемещениях армий и народов и гадаешь: где это? куда это? Короче говоря, быстро понял: либо я эти карты найду, либо дальше читать не смогу.
Легко сказать! Если б речь шла о простых географических картах — навоз-вопрос, так ведь нужно было изыскать карты исторические. Потому как Греция до дорийского переселения и Греция персидских войн — не только разные эпохи, но и разные карты. На просторах Рунета не удалось обнаружить ничего, кроме перепечаток жалких схем из школьных учебников. Зато в Большом Интернете наткнулся на подлинное сокровище: полное факсимиле «Исторического атласа» Уильяма Шепарда 1923 и 1926 годов (Historical Atlas by William R. Shepherd, Henry Holt and Company, New York)! Бесценная находка не только для тех, кто интересуется историей древнего мира, но и для изучающих любой период: 230 подробнейших карт от незапамятных времен до начала XX века, — тут вам и европейская экспансия России 1300–1796 годов, и завоевание Мексики, и гражданская война в США, и ассирийская империя 750–625 гг. до н.э. По всем статьям выходит похлеще, чем My Precious Горлума. Ну как, загорелись? Линк на «Исторический атлас» Шепарда лежит на beritut.
Продолжим образовательную тему. Вы не поверите, бакунианцы потянулись к знаниям! Невероятно, но факт. И пусть эти знания однобокие и убогие, как и само внутреннее наполнение сетевых маргиналов — учебники программирования, фэнтези-макулатура, детективно-сортирные ро,маны (по месту эксплуатации), — всё это не имеет значения! Лиха беда начало. К тому же встречаются неожиданные перлы типа наисвежайшей тысячестраничной «Энциклопедии буддизма» (Encyclopedia of Buddhism, edited by Robert E. Buswell, Jr., Thomson & Gale, New York, 2004). Есть факсимиле изданий попроще, но не менее полезных: самоучители цифровой фотографии, учебники адобовских программ — Photoshop, After Effects. Все свидетельствует о том, что пошла мода на сканирование горячих книг — разлетаются похлеще вареза. Бакунианские линки — тоже на beritut.
Движемся дальше по нивам трофейных гигабайтов, заполученных благодаря ненаглядному «Стриму». Кстати, о «Стриме». Похоже, ребята окончательно решили замесить в цемент спальных кабельщиков — вместо того чтобы захлебнуться от притока желающих (как оракульствовали «знатоки»-эксперты), Точка.ру вконец распоясалась: ввела безлимитный тариф за 24 доллара в месяц! Умопомрачение какое-то. Единственное отступление от совершенства — ограничение на скорость закачки: вместо привычного мегабита-полутора в секунду «только» 160 килобит (в пять раз быстрее дайлапа).
Итак, самый яркий закач октября (после «Исторического атласа» и десятка книг в PDF) — седьмой релиз ACDSee (версия PowerPack). От этого вьюера изображений я отказался чуть ли не четыре года назад в пользу IrfanView по вполне банальной причине — ожиренье. Некогда шустрый и ласковый, ACDSee стал обрастать опциями-шмопциями и в результате превратился в неповоротливого мерзкого недофотошопа: до адобовского гиганта все равно недотягивал, зато растерял все преимущества облегченного вьюера и скоростного фоторедактора. Другое дело IrfanView — шустрый, как электровеник. Хотя и за счет сведения возможностей редактирования практически до нуля. Интерес к свежей версии ACDSee возник у меня чисто совдепий (халява, сэр!): удивительное достижение хакеров — создали киген (генератор ключей) уже на второй день после релиза программы! Последний раз нечто похожее мы наблюдали пару лет назад в связи с выходом ABBYY Finereader 7, когда из-за явной утечки информации из недр компании была преодолена довольно мудреная защита и так же оперативно написан киген.
Я сильно сомневаюсь, что в случае с ACDSee бакунианцы обязаны своей победой «кроту»: просто современные средства дизассемблирования достигли такого совершенства, а хацкеры до таких мозолей натерли руку, что щелкают новые релизы аки орехи. Как бы то ни было, скачал я ACDSee PowerPack 7.0.43 и вздрогнул: за годы нашей разлуки вьюер нарастил мышцу до состояния крепкого фоторедактора, пополнился функциями автоматизации многих процессов работы с цифровыми фотокамерами (слив изображений с карты, составление альбомов, портирование в Интернет) и — самое главное! — добился скорости обработки (на глаз), в разы превосходящей прежние релизы (после окабанения). Вердикт: впечатления наиблагоприятнейшие, так что желаю всем.
Следующий суперский закач — Maxthon 1.1. За страшной кличкой скрывается старый верный спутник — браузер-надстройка MyIE. После выхода из пеленочной версии 0.9 полноценный первый релиз MyIE переименовали в Maxthon, вот и вся этимология. Список нововведений впечатляет: существенное ускорение загрузки, поддержка юникода, поддержка контроля за всплывающими окнами (спасибо второму сервис-паку к Windows XP, хожу под ним уже вторую неделю! О впечатлениях — в ближайшей «Голубятне») и куча прочих радостей, доступных пониманию компьютероидов в реале («Fixed iframe resize would cause main window to resize problem»? — а может, все дело в своеобразии английского в исполнении сорокапятиградусных создателей Maxthon?).
Как обычно, линки на программы, помянутые в «Голубятне», вы найдете на internettrading.net/beritut.
1 О картах (лат.).