Гориллу я и не приметил
АрхивСреди мероприятий, проводимых в роскошном зале театра Сэндерс Гарвардского университета, есть одно, билетики на которое разлетаются мгновенно.
Среди мероприятий, проводимых в роскошном зале театра Сэндерс Гарвардского университета, есть одно, билетики на которое разлетаются мгновенно.
Столь пристальным вниманием общественности неизменно пользуется ежегодная церемония вручения Ig Nobel («шнобелевки») — премии за самые нелепые научные достижения. Впрочем, несмотря на аншлаг, лицезреть «раздачу слонов» могут и многие тысячи поклонников забавной науки, не доставшие вожделенного билета: с недавних пор из зала ведутся прямые трансляции по Интернету.
В роли жюри уже в четырнадцатый раз выступила редакция научно-юмористического журнала «Annals of Improbable Research». В его спецвыпуске можно найти список лауреатов-2004, а также коллекцию ссылок на опубликованные в Интернете тексты их научных работ. Практически все триумфаторы приехали на церемонию лично, и эта игра явно стоила свеч: не каждый день приходится получать приз из рук всамделишных нобелевских лауреатов.
Со времен Ньютона физики находят самые неожиданные источники вдохновения. Не являются исключением и нынешние «шнобелевские» призеры: так, благодаря стараниям Рамеша Баласубраманиама (Ramesh Balasubramaniam) из Оттавы и Майкла Терви (Michael Turvey) из Коннектикута словосочетание «физическая культура», вероятно, приобретет новый смысл: объектом их исследования послужило искусство вращения обруча вокруг талии. Подробный отчет об изысканиях под названием «Координационные режимы в мультисегментной динамике хула-хупинга» эти ученые мужи умудрились опубликовать не в спортивном таблоиде, а в авторитетном издании Biological Cybernetics.
Биологического «шнобеля» удостоилась обширная группа ихтиологов из Британской Колумбии, Шотландии, Дании и Швеции. С учетом многоязычия этой интернациональной бригады предметом ее исследований отнюдь не случайно стал поиск истоков потрясающего взаимопонимания океанской сельди. Как выяснилось, представители обширного рыбьего племени «беседуют» друг с другом, пуская пузыри из анального отверстия. Не исключено, что ценный опыт найдет применение в хозяйстве, и со временем рыболовецкие сейнеры обзаведутся «пузырегенераторами», заставляющими косяки прямиком идти в сеть.
Особым вниманием членов «шнобелевского» жюри издавна пользуются науки о человеке. Приз по медицине отхватили жители Алабамы Стивен Стэк (Steven Stack) и Джеймс Гундлах (James Gundlach), обнаружившие, что музыка в стиле кантри пагубно влияет на радиослушателей. Если верить статистике, в тех районах штата, где композиции этого стиля звучат в эфире наиболее часто, склонность населения к употреблению алкоголя и суициду значительно выше, чем у соседей. Для радикального оздоровления социальной обстановки в Алабаме ученые предложили «вышибать клин клином», прокручивая злополучные записи в обратную сторону.
Трудно переоценить скрупулезность работы, удостоенной приза в категории «здравоохранение» и выполненной самой юной «шнобеледобытчицей», семнадцатилетней студенткой Сельскохозяйственного института Чикаго Джиллиан Кларк (Jillian Clarke). При помощи своих однокашников эта девушка проверила истинность неписаного правила «пяти секунд», гласящего, что пищу, упавшую на пол, можно без опасений съесть, если поднять ее достаточно быстро. «В ходе опытов мы облазили на четвереньках все этажи кампуса», — призналась на церемонии пытливая мисс. По ее данным, благодаря стараниям местных уборщиков содержание бактерий в большинстве проб явно недостаточно, дабы вызвать серьезные недомогания. Похоже, Джиллиан поторопилась публиковать результаты: достаточно лишь одного визита в какую-нибудь из российских «общаг», чтобы опровергнуть ее выводы.
Впрочем, некоторые продукты лучше вообще не глотать. В производстве одного из них весьма преуспели обладатели химической «шнобелевки» — сотрудники британского отделения компании Coca-Cola. В результате грандиозного эксперимента, проведенного ими в промышленных масштабах, вода реки Темзы оказалась преобразована в «кристально чистый» напиток Dasani, забракованный лондонской санитарной службой по причине недопустимо высокого содержания вредных примесей.
Психологами года названы Дэниэл Саймонс (Daniel Simons) из Иллинойского университета и Кристофер Чебрис (Christopher Chabris) из Гарварда, показавшие, до какой степени рассеянности может дойти человек, с головой ушедший в какое-либо занятие. От группы добровольцев требовалось подсчитать количество бросков мяча во время просмотра видеофрагмента баскетбольного матча. При этом многие из зрителей так увлеклись подсчетом, что совершенно не обратили внимания на появившуюся в кадре женщину в костюме гориллы. Результаты эксперимента Саймонс и Чебрис опубликовали в статье «Гориллы среди нас», вышедшей еще в 1999 году (чем, интересно, занимались все это время члены уважаемого жюри?). Впрочем, для настоящих открытий время не помеха. Об этом, в частности, свидетельствует опыт нынешних лауреатов в области инженерии, Фрэнка и Дональда Смитов из Флориды: свой чудо-гребень для мужчин, позволяющий эффективно скрывать лысину от окружающих, отец и сын запатентовали еще в 1975 году.
Сенсацией нынешней «шнобелевки» стало присуждение премии по экономике: из-под носа мировых финансовых воротил награду неожиданно увели святые отцы, преуспевшие… в области аутсорсинга. Похоже, Индия скоро станет не только оплотом мировой софтверной индустрии, но и христианской религии: ведь местные священники оценивают свои услуги куда скромнее американских коллег, их электронные почтовые ящики переполнены заокеанскими заказами на прочтение молебнов во здравие или за упокой.
Лауреатом премии по литературе стала Американская библиотека по исследованию нудизма (www.anrl.org), сделавшая достоянием общественности историю борьбы за свои права любителей загорать неглиже. А премии мира удостоился основоположник караоке — 64-летний японец Даисуке Инуе (Daisuke Inoue), которому благодарный зал долго аплодировал стоя. По остроумному замечанию членов жюри, этот лауреат — истинный мессия наших дней, создавший «совершенно новый способ обучения людей терпимости друг к другу». Что ж, караоке и «шнобель» не зря нашли друг друга: пока один из них несет искусство в массы, другой делает то же самое с Ее Величеством Наукой.