Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вторая жизнь игр

АрхивСофтерра
автор : Роман Георгиев   07.10.2004

Запустить под вездесущей Windows XP классические компьютерные игры для DOS начала девяностых - дело непростое, но выполнимое. Компьютеры десятилетней давности можно эмулировать.

Нет, право слово: для игровой индустрии период с конца восьмидесятых по середину девяностых - это воистину пора беззакония и безначалия. Программисты писали игры, как хотели, и никакие Биллы Гейтсы им были не указ. Даром, что к 1994 году DOS был одной из самых широкораспространённых операционных систем. Как раз в это время Amiga мучительно вылетала в трубу, да и у Apple дела тоже шли не ахти как.

Впрочем, то была присказка. А сказка состоит в том, что тяжело нынче ностальгирующему геймеру поиграть в старые, родные, столь любимые игры. Ибо последние версии "лучшей в мире операционной системы" к приложениям для DOS относятся весьма и весьма брезгливо (особенно, написанным не совсем корректно - а "досовские" игры иначе и не писали).

Задача ясна: хочется поиграть. Итак, что мы имеем?

А имеем мы следующий набор железа: компьютер Athlon 1000 MГц, материнская плата от Gigabyte, 256 мегабайт оперативной (хотя и порядком тормознутой) памяти, видеокарта, с позволения сказать, Geforce2 MX 100/200 о 32 мегабайтах видеопамяти, звуковая карта - SoundBlaster Live! с драйверами kX (несколько расширяющими возможность типового Live!, поскольку он базируется на том же чипе, что и некоторые профессиональные звуковые карты). Операционная система, соответственно, Windows XP без сервис-паков (пока).

Плюс к этому в недрах жёсткого диска пылится масса милых сердцу старого геймера игрушек самых разных лет производства (всё больше до середины девяностых, т.е. до появления Windows 95).

Сразу хочется предупредить: советы могут показаться несколько, гм, странными, поскольку помимо чистого эксперимента читатели обнаружат тут описания некоторых "обходных путей". Если у кого-то имеется возможность поправить или дополнить данный материал, буду очень признателен за соответствующего содержания корреспонденцию.

Но к делу.

Первым номером у нас идёт нечто решительно допотопное - и, тем не менее, популярное до сих пор. А именно японская аркада с элементами РПГ Zeliard, переведённая на английский компанией Sierra. 1989 год производства. Что такое VGA, игра понятия не имеет, и высшим достижением техники полагает режим MCGA, способный похвалиться, если кто не помнит, 64 цветами. И действительно, уж лучше MCGA, нежели в 16-цветный EGA.

Для начала предпримем атаку в лоб: просто зайдём в каталог ../games/Zel и попытаемся запустить игру прямо в среде Windows XP. Естественно, ни на что особо не рассчитывая…

А вот и зря, что не рассчитывая. Ибо игра… спокойно запустилась!!!

Но без звука. Тут, конечно, можно начать доказывать, что игра без звука - это свадьба без музыки, и вообще не дело, но факт остаётся фактом: игра Zeliard 1989 года выпуска в общем и целом работает под операционной системой Windows XP.

Однако всё-таки кому-то может захотеться получить звук, особенно для тех, кто ностальгирует по музыке из Zeliard.

Так вот, средство, на самом деле, есть. И называется оно Dosbox. Это одна из "алхимических" программ - эмуляторов операционных систем (или даже целых железячно-софтверных платформ). Dosbox, как явствует из его названия, призван эмулировать Dos под Windows XP, и сделан он, собственно, специально для игрушек.

Так вот Dosbox "цепляется" за установленную в систему звуковую карту, и, в случае с SoundBlaster Live!, например, обеспечивает совместимость со старинными SoundBlaster 2.0, Ad Lib, и так далее.

Если в инсталляторе Zeliard’а указать именно эти устройства как источники звука и музыки, то под Dosbox звук пойдёт. Проверено.

Стоит отметить одну тонкость в отношении синтаксиса Dosbox. По умолчанию у него основной диск называется Z. Вероятность 99%, что в вашей системе такого нет. А для самого Dosbox’а не существует никаких других букв.

Пока в дело не вступает команда Mount. Пишем следующую строку:

mount c e:\games

После этого в Dosbox добавляется виртуальный диск C, соответствующий реально существующей на вашем компьютере папке games на диске E. Естественно, в качестве виртуального диска можно было задать и любой другой каталог на любом другом диске (например, корневой каталог диска E).

Далее, зайдя посредством команды cd [имя каталога] в нужную папку, запускаем искомое приложение, просто набирая его название в командной строке (это для тех, кто уже совсем не помнит или вовсе не знает, как работать с DOS).

Что же касается Zeliard, то лучше сразу разворачивать окно Dosbox на полный экран (alt+enter), в противном случае оно почему-то дрыгается. К тому же на указанной конфигурации игра заметно тормозит. И даже в полноэкранном режиме под Dosbox она работает медленнее, чем непосредственно под Windows XP. Так что выбирайте: звук или быстродействие.

Поехали дальше. Попробуем запустить нечто чуть менее древнее, но тоже популярное: оригинальный Prince of Persia (Broderbund Software, 1990).

Запускаем сначала просто так, без DosBox. И... Игра идёт. Причём с приличной скоростью, такой же, как на IBM PC 80286, например, без зависаний и глюков. Но и без звука тоже: игра с настройками самой игры ничего не дала.

Попробуем для очистки совести запустить его под DosBox 0.61. Со следующими настройками "Принца": цифровой звук - SoundBlaster/SoundBlaster Pro, музыка - Ad Lib. Заработало! И даже не притормаживает. Правда, слушать в нынешние времена мусорный восьмибитный звук SoundBlaster – оно довольно скучно.

Дальше нас интересует, допустим, сериал Quest for Glory почившей в бозе фирмы Sierra. Тут надо отметить, что первая игра сериала, выпущенная сначала в 16-цветной EGA/VGA, позднее была переиздана в красивейшем VGA-оформлении, и её найти сейчас проще, нежели оригинал. В распоряжении автора - как раз VGA-римейк So You Want to Be a Hero 1992 года.

Итак, пробуем запустить прямо под Windows XP. Уф, как же это красиво. Да, работает, но, как и ожидалось, выкидывает сообщение о невозможности инициации звукового оборудования. Не критично, и, надо сказать, под Dos и Windows 98 такие проблемы тоже иной раз возникали. А вот под DosBox её запускать категорически не рекомендуется: повисает.

Далее - Quest for Glory II: Trial By Fire. Напрямую под Windows XP бегает как миленькая, но опять без звука. Под DosBox с установками на SoundBlaster работает, но с притормаживанием. Что для некоторых моментов игры очень вредно. Посему опять выбор: гладкая работа или звук. Quest for Glory III (1993) - всё то же самое. Под Windows XP звука не наблюдается. А музыка там, между прочим, весьма и весьма. Но и под DosBox ждёт вас огорчение: тормозит игра. Предпоследняя часть игры - Quest for Glory IV: Shadows of Darkness напрямую под Windows XP идти отказывается начисто. DosBox начинает глючить. Возможно, в будущих версиях это будет исправлено.

Отдельно хочется сказать про такую игру как Settlers 2: программистам Blue Byte надо ставить памятник и за то, что их игра имеет могучий потенциал к успокоению нервов, и за то, что идёт она под Windows XP - спокойно и тихо. Цифровой звук можно вывести при наличии SoundBlaster Live!, если указать, что у вас, на самом деле просто SoundBlaster (не Pro, не 16 и не Awe32). А музыка... А музыка там халтурная.

Ну и напоследок про классические шутеры.

Сразу хочется сказать: мы не стали даже пробовать запускать Doom, Heretic и Hexen под Windows XP напрямую.

Вместо этого мы полезли на сайт http://www.doomsdayhq.com и скачали оттуда последнюю версию Doomsday Installer. Это - свободная переработка старых игр на базе нового движка Doomsday и уже имеющихся WAD-файлов, которая программа перерабатывает под себя. И в итоге мы получаем игры с поддержкой Direct3D/OpenGL, трёхмерных моделей (их можно скачать отдельно), динамического света, да и графика – вроде и та же, а вроде и сглажена. К тому же существует масса проектов по переработке текстур для Doom, Heretic и Hexen.

После этого не возникает никакого желания морочиться с запуском "досовских" оригиналов этих игр.

Первый Quake на ядре NT не идёт ни в какую. Поскольку Windows XP также основано на этом ядре, Quake сам по себе там не запускается. Однако добрые люди из id Software таки выпустили утилиту WinQuake, позволяющую запустить игру как она есть и под новейшими операционными системами.

А кроме того, нашлись доброхоты, создавшие проект Tenebrae, где оригинальному Quake «пришивается» посредством новых текстур и динамического света графика уровня чуть ли ни Doom III. Во всяком случае, на скриншотах всё выглядит просто убойно. По системным требованиям, впрочем, это тоже убойно: с видеокартой уровнем ниже GeForce 4 лучше даже не пытаться.

Всё вышеописанное является лишь частным опытом, частной попыткой запустить отдельные игры на данном софте и «железе». Возможно, при наличии другого оборудования и результаты могут оказаться получше. Цитируя Queen: “We keep on trying”.

Пишите...

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.