Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Акустическая система Defender Volcano-1 (SPK-750)

Архив
автор : Андрей Волов   06.10.2004

Мы уже не раз отмечали, что грань между аудиотехникой класса Hi-Fi и компьютерными мультимедиа-устройствами, благодаря производителям последних (в первую очередь компаниям Altec Lansing, Creative и JBL), размывается снизу.

Мы уже не раз отмечали, что грань между аудиотехникой класса Hi-Fi и компьютерными мультимедиа-устройствами, благодаря производителям последних (в первую очередь компаниям Altec Lansing, Creative и JBL), размывается снизу. И вот, наконец, выросшие из мультимедиа и сохранившие демократичную цену активные акустические HiFi-системы запущены в массовое производство и в России. Почин — за российской компанией TorTrade, не первый год поставляющей продукцию под торговой маркой Defender.

Модель Volcano, представляющая собой классическую стереопару, порадует потребителя двумя модификациями. Первая, Volcano-1, побывавшая у нас на прослушивании, имеет фактически четыре усилителя мощности, вынесенные во внешний блок со встроенным источником питания. Рекомендованная цена — около 170 долларов. Вторая, младшая сестренка Volcano, пока официально не объявлена.

Цифры таблицы дополню несколькими замечаниями по следам наружного осмотра. Колоночные кабели (длина —1,8 м, сечение каждой жилы — 1,1 кв. мм) коротковаты, если расставлять колонки несимметрично относительно усилителя. А надставлять bi-amping-кабели (отдельно на высокочастотный и низкочастотный динамики), особенно с дорогими профи-разъемами (четырехконтактные Neutrik NL4), радости мало. В комплекте также имеется входной кабель длиной 1,5 м (экранированный) с толстенным четвертьдюймовым аудиоштекером с одной стороны и двумя «тюльпанами» — с другой.

Технические решения и дизайн

Динамики к Volcano-1 изготовлены в Тайване по спецзаказу Defender. Оба крепятся с герметизирующей прокладкой, а стыки корпуса тщательно проклеиваются, благодаря чему устраняется нежелательная «утечка» пульсирующего воздуха. Сам корпус «по-хайфайному» прочный и жесткий. Порт фазоинвертора круглого сечения, довольно короткий, непрофилированный, выведен на переднюю панель со значительным удалением от НЧ-динамика, что его, в общем-то, не красит…

Объем колонки — 13 литров, и басовый потенциал у акустической системы, как говорится, должен быть по определению. НЧ/СЧ-динамик бросается в глаза полипропиленовым диффузором (с бумажным колпачком) довольно малого размера, а также гибким подвесом с широким гофром из специального резиноподобного материала (искусственного каучука?). Гибкий длинноходный подвес при соответствующей пиковой мощности усилителя НЧ-каскада, по идее, должен благоприятно сказаться на макродинамике Volcano.

Схема двух усилителей на один канал стала стандартом де-факто в студийной профессиональной акустике (см., например, обзор контрольных мониторов Event TR-5 на www.terralab.ru/multimedia/35020). Она себя оправдывает в том, что касается качества звука (см. врезку), но и на цене сказывается соответствующим образом. Знаете, что отличает элитный усилитель Hi-End от середнячка Hi-Fi? У первых напрочь отсутствуют тембры и прочие там эквалайзеры! Есть только одна кнопка: включения/выключения. Ничего настраивать-подкручивать не надо. Так вот, в старшей модели Volcano есть bi-amping и нет тембров. Намек более чем прозрачный. Что из этого вышло — чуть позже.

Заканчивая с техническими решениями, перечислю оставшиеся «вкусности»:

  • активный кроссовер;
  • режим тонкомпенсации;
  • система защиты по току и перегрузке (!).

    Считаю, дизайн усилительного блока удался. Алюминиевый, матово поблескивающий неокрашенный корпус смотрится свежо и солидно, хорошо сочетаясь как с черно-серебристым, так и с классически светлым компьютерным окружением. Благодаря отделке колонок декоративной пленкой под древесину ценных пород Volcano-1 прекрасно вписалась в интерьер гостиной с мебелью из натуральной сосны и аудио/видеоаппаратурой темных тонов, но в кабинете, соседствуя с серебристым ЖК-монитором и офисной мебелью под белый ясень, система выглядит инородной. Возможно, производитель это учтет и со временем представит несколько типов отделки Defender Volcano.

    Экспертное прослушивание

    Для объективности были задействованны самые разные источники звука:

  • профессиональная аудиокарта Creative E-Mu 1820;
  • мультимедийная Creative Audigy2 Platinum EX;
  • встроенный 6-канальный кодек ALC-650;
  • МР3-плейер Creative TravelSound;
  • бытовой DVD-плейер (о нем отдельный разговор).
  • Для сравнения тот же звуковой материал оценивался на студийных мониторах Event TR5 и популярной акустической системе Defender SPK720 (Mercury 50, см. обзор на www.terralab.ru/multimedia/25275).

    Признаюсь, первое впечатление от Volcano-1 было двойственным. От колонок такого размера ожидалось явно большая басовитость. Вдобавок душа мечтала заполучить жесткий и быстрый ударный панч, хотя разум втолковывал, что 170 долларов — совсем не те деньги, чтобы развернуться на всю катушку. Но послушав Volcano-1 недельку-вторую, пришел к выводу: колонки-то приятно звучат! А через месяц мне уже ни в какую не хотелось с ними расставаться. Звучание абсолютно не напрягает, не плющит мозги.

    Volcano-1 прекрасно (!) сочетался с выходом на наушники МР3-плейера. Однако выход с еще большей амплитудой (при условии качественного сигнала) был бы желателен, поскольку огромным запасом мощности Volcano-1, естественно, похвастаться не может. Почему «естественно»? Да потому, что стоила бы тогда раза в два дороже. Вместе с тем имеющейся мощности вполне достаточно, чтобы послушать музыку в режиме полного релакса, поиграть с «оттяжечкой» или встряхнуться в танце. Ну а если нужна акустика для hip-hop party на весь квартал, то вам явно в другой магазин — концертного оборудования.

    В случае правильно сбалансированной по частотам записи и честного 16-битного ЦАПа настраивать тембр с Volcano-1 действительно нет нужды. Точнее говоря, без тембров-эквалайзеров можно с успехом обойтись, но только на фирменных (например, Telarc ) супербасовитых цифровых записях джаза и классики.

    Качество большинства записей на музыкальных компакт-дисках, продаваемых нынче в мире, не выдерживает никакой критики. Современные сидюки повально поразила болезнь клиппинга. Очевидно, таким образом нас подталкивают к переходу на DVD-Audio и SACD. Цифровой ремастеринг старых, изначально аналоговых записей делается по принципу «кто во что горазд», при этом реставраторы полагаются на свой единственный и неповторимый слух и не учитывают специфику звучания контрольной акустики. А привлечь специалистов для проведения корректного спектрального анализа мало кто удосуживается. Про «пиратку» уже и не говорю, тут полный беспредел, включая лихие сидючки-сборнички в МР3-формате. К счастью, Volcano-1 волшебным образом облагораживает-улучшает звучание задранных и перекомпрессированных записей.

    Лично у меня больше всего претензий накопилось к басу Volcano-1, а также к фазоинвертору вкупе с режимом заявленной тонкомпесации. Почему-то фазоинвертор монитров Event TR5 плюется сгустками воздуха аж на полметра, а фазоинвертор Volcano-1 сачкует, как студент на летней практике. Тактильно чувствуется, что фазоинвертор не бутафорский, но оживает он, лишь когда задашь с генератора стационарный чистый тон да выкрутишь громкость на максимум. Я не раз сталкивался с тем, что озвучивание нестационарных сигналов (музыка, речь) в принципе отличается от стационарных тестовых — типа гармонических или шумовых. То есть у Volcano-1 вроде бы бас есть, и достаточно глубокий (динамик выпрыгивает, аж страшно за него становится), но какой то уж слишком сонный, не взрывной. Другими словами, отдача на нестационарных басах оставляет желать лучшего. Зато нет и намека на фазоинверторное гудение-бубнение, свойственное недорогой активной акустике вроде Solo-1. Следует обратить внимание, что кнопка включения режима тонкомпенсации на Volcano-1 отсутствует: дескать, компенсировать естественную нехватку басов на малой мощности усилителю присуще автоматически, еще с рождения. На самом деле реальная тонкомпенсация у Volcano-1 эфемерна, и на некоторых записях самая нижняя часть регистра не прорезается вовсе.

    Резюме: особо требовательным к басу меломанам имеет смысл поэкспериментировать с добавлением к Volcano-1 активного сабвуфера, или добавлять низов на источнике аудиосигнала, или выбирать место для прослушивания там, где низкочастотное звуковое давление концентрируется, например в углу комнаты напротив колонок. Не отрекаясь от всего вышесказанного, думаю, драматизировать ситуацию не следует, поскольку 170 долларов отдадут люди, у которых в случае необходимости всяко будет чем приподнять бас на источнике звука (обычного НЧ-тембра достаточно).

    Как и следовало ожидать, Volcano-1 уступает активным студийным мониторам (~$440) в пространственной локализации источников звука. По сравнению же с родственной Defender SPK720 (Mercury 50) новоявленная модель прорабатывает глубину сцены где-то чуть лучше, где-то чуть хуже, зато начисто переигрывает предшественницу по разного рода искажениям.

    Насторожило, как звучали DVD-Audio (цифровой ремастеринг аналоговых записей) в связке с Audigy2. Несколько лучше обстояли дела с озвучиванием исконно цифровых стереодорожек высокого разрешения, а также даунмиксинга из Dolby Digital. Хотя Volcano-1 довольно мягки в исполнении средних частот и не склонны выпячивать изъяны источника звука, на динамичных 24-битных фрагментах вдруг откуда-то берется излишняя резкость. Причем она не переходит в четкость проработки деталей. Ну, пока эта модель только на подходе к «DVD-audio READY», ничего не попишешь…

    Для Volcano-1 желательно расширить стереобазу до двух-трех метров, тогда воссоздаваемые источники звука не будут нагромождаться друг на друга. Правда, в этом случае придется отодвинуться от колонок на два с лишним метра (если хотите наслаждаться стереоэффектами в полной мере — забудьте про околодисплейное размещение колонок из разряда Hi-Fi). Кстати, понятие High Fidelity трактуется как высокая достоверность звука и регламентируется международным стандартом (правда, изрядно устаревшим), в который входят и требования по размещению акустических систем.

    В целом, по совокупности факторов звучание Volcano-1 следует отнести к (золотой?) середине. Какое-то нейтральное «псевдомониторное» получилось звучание. То есть в отличие от студийных мониторов, выявляющих каждый артефакт записи как под лупой, Volcano-1, наоборот, все огрехи норовит убрать в тень.

    Заключение

    С одной стороны, Defender Volcano — это всерьез и надолго. Мода на многоканальность приходит и уходит, а уютное, не опутанное кабелями стерео остается. Это та акустика, которая играет не один десяток лет на радость владельцу и которую слушаешь сутки напролет без устали. С другой стороны, Volcano-1 есть куда совершенствоваться, но надо давать себе отчет, что дальнейшая модификация (например, применение «крутого» НЧ/СЧ-динамика) неизбежно приведет к значительному повышению себестоимости.

    Volcano-1 выделяется среди массы HiFi-акустики (как известно, требующей отдельного усилителя) на редкость привлекательным отношением цена-качество. Эта добротная стереопара со своим персональным усилителем мощности как нельзя лучше подойдет для бытового DVD-плейера (при желании на многоканальный тыл со временем можно будет добавить другую стереопару). Volcano-1 подружится даже со средненькой звуковой картой и с МР3-плейером, особенно если оный имеет сносный аудиотракт.

    Попытки применить-внедрить bi-amping в бытовых аудиоустройствах предпринимались давно и не однократно. Главным образом — в баснословно дорогих HiFi- и HiEnd-агрегатах, но случалось и иное. Наиболее показательна серия переносных мини-центров (магнитол), выпущенная компанией Matsushita под торговой маркой Panasonic около десяти лет назад. Эту серию в народе окрестили «кобра» (по названию модели с характерным дизайном — в виде откидывающейся на Z-образном подъемном механизме крышки с кнопками-глазками). Справедливости ради надо заметить, что Panasonic выпускал модели с bi-amping и строгого дизайна — например, RX-E300 с отстегивающимися колонками или более крупную SA-PM20.

    Все «кобры» имели грандиозный успех среди почитателей качественного звука, однако в широких массах не прижились. Причина проста — цена отпугивала. Измученным вовсе не нарзаном покупательским массам было невдомек, почему более крупные, с хорошими «понтовыми» формами музыкальные центры стоят столько же, сколько и изящные компактные переносные магнитолы. Массам казалось, что большие центры и мощнее, и звучать должны лучше, что называется, по определению. Тем временем «кобры» выдавали прекрасный звук при минимальных размерах. Их небольшие (но отличным размашистым ходом) НЧ/СЧ-динамики, раскачиваемые «заточенным» отдельным усилителем, радовали мягко-упругим басом (и это в пластмассовых колонках!). Пищалки со своими персональными усилителями также ласкали слух четкими, но не резкими высокими частотами. В целом звучание получалось великолепное. Ко всему прочему, Panasonic не поскупилась на супербас, эффективно поднимающий низы на малой громкости. Конечно, мудрые японцы не питали иллюзий насчет продаж и пытались минимизировать стоимость продвинутых магнитол за счет компромиссных составляющих, — в частности, в угоду массовому потребителю влепили чисто электронный эквалайзер с четырьмя предустановками вместо обычного четырехполосного, настраиваемого вручную. Но, с другой стороны, системы уровня SA-PM20, наоборот, имели только регулировку тембра ВЧ/НЧ и никаких глупых прибамбасов… Надеемся, история разработки аудиотехники еще не раз пройдет по этому кругу.

    © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.