Ложка после обеда
АрхивКогда я, спокойно и достаточно для всех своих задач вот уже чуть ли не пять лет пользующийся давним планшетным сканером от Microtek, ScanMaker x12, получил от Саши Костинского, редактора «Радио Свобода», с которым мы периодически, в программе «Седьмой континент», рассказываем о разных высокотехнологических вещицах, идею рассказать о сканерах, — даже несколько стал в тупик.
Когда я, спокойно и достаточно для всех своих задач вот уже чуть ли не пять лет пользующийся давним планшетным сканером от Microtek, ScanMaker x12, получил от Саши Костинского, редактора «Радио Свобода», с которым мы периодически, в программе «Седьмой континент», рассказываем о разных высокотехнологических вещицах, идею рассказать о сканерах, — даже несколько стал в тупик. Ну, словно бы Саша предложил мне рассказать о мышах. В смысле — компьютерных. Сканер для меня так давно стал неотъемлемой частью компьютера, что последний отдельно я уже не представляю. Однако Саша резонно возразил, что это — для меня. А для народа — отнюдь, возможно, и не так. И потому, мол, стоит народу рассказать, что компьютер без сканера — штука не совсем полноценная.
Сказано — сделано. Только нельзя же рассказывать о сканерах сегодня, базируясь на модели пятилетней давности. И я обратился в Epson, — дать поглядеть, что у них в арсенале имеется покруче и посовременнее. Но — для народа, то есть чтобы не слишком дорого. И получил стосемидесятибаксовый Perfection 2580 Photo.
В сущности, это два сканера: слайдовый и обычный, планшетный, общее у которых, кроме корпуса, — считывающая CCD-линейка (обратите внимание — настоящая CCD! Не CMOS) из 20400 сенсоров. Лампы раздельные, причем слайд-модуль, смонтированный в крышке, подключается специальным проводком к корпусу сканера (а может и не подключаться, по желанию). Физическое разрешение — 2400 dpi, а с уполовиненным шагом движения каретки — 4800 по горизонтали. Интерполируется до 12800, но при таком разрешении картинка, полученная с кадрика тридцатипятимиллиметровой пленки, тянет ни много ни мало — 511 Мбайт, полгига, — интересно, кому это надо, тем более что реально информации можно получить мегабайт на 18 или, если двигать каретку вдвое медленнее, — около 70. Все остальное — программная интерполяция, которую, при большом желании, можно произвести и в «Фотошопе», а результат что с разрешением 4800, что с разрешением 12800 остается на глаз (даже при большом увеличении в том же «Фотошопе») — неразличимым (рис. 1). Глубина цвета — шестнадцатибитная (на один канал, то есть суммарно — 16х3=48 бит). Динамический диапазон… Увы, как и подавляющее большинство производителей сканеров, Epson его не указывает. Но на взгляд, при сканировании слайда или негатива картинка получается динамически не мельче, чем если в Kodak-киоске с этого же слайда или негатива сделать отпечаток и отсканировать на самом дорогом сканере в рефлективном режиме. То есть, думаю, не меньше тройки, а то и 3,1–3,2.
Если б сканер был без слайд-модуля, я бы назвал разрешение в 2400 dpi явно избыточным для домашнего пользования (у нас в «Компьютерре» верстальщики, даже обложку делая, снижают разрешение до трехсот), ибо очень уж редко встречаются маленькие по размеру оригиналы такого качества, что при особо детальном (для увеличения) сканировании не вылезут дефекты. Разве что хорошо сохранившиеся старые фотоотпечатки. Я, во всяком случае, с разрешением выше 300 dpi не сканирую ничего, а FineReader даже огрызается, если подсунуть ему текст, отсканированный, скажем, на 600 dpi.
Подключенный к компьютеру через USB 2.0, эпсоновский сканер при разрешении 300 dpi снимает картинку А4 и передает ее в компьютер за 25 секунд, то есть вчетверо быстрее, чем SCSI-Microtek. Конечно, применение фильтров Unsharp Mask и Descreening это время увеличивает более чем вдвое, а результаты, на мой взгляд, никак себя не оправдывают. Впрочем, судите сами (рис. 3). Это и понятно: ни тот, ни другой параметр не настраивается, а оригиналы, согласитесь, бывают разными.
Что же касается сканирования прозрачных материалов: слайдов и негативов, — тут совсем другое дело. Все это (даже при одинаковых размерах результирующего файла) сканируется заметно дольше, — но и с заметно лучшими результатами. Фильтры негативной подложки автоматические и идеальные. А именно с ними в старых слайд-сканерах было больше всего мороки: приходилось выбирать производителя и марку пленки, а их в предустановках был далеко не полный комплект, — и результат все равно получался когда какой. Если, скажем, отсканировать кусочек негативной пленки в позитивном (слайдовом) режиме, — никакими ухищрениями, ни в каком «Фотошопе» не добьетесь после инвертирования естественных цветов (у меня, во всяком случае, это не получилось ни разу), — то есть качество фильтрования для сканирования негативов — едва ли не главное, чего мы можем требовать от слайд-сканера. У Epson’а это происходит внутри драйверов, каким-то достаточно тонким анализом, — посему ждать результата приходится не десятками секунд, а минутами.
Второе, что покоряет, — реально работающий софт-пылесос — Dust Removal. Помню, как, корпя по полчаса в «Фотошопе» над каждым отсканированным негативом, я был поражен полуавтоматическим удалением пыли и царапин на дорогущей, десятки тысяч долларов стоящей системе Kodak Photo CD. Потом, годами позже, появился слайд-сканер для народа от Nikon, который тоже умел удалять с пленки (точнее — с ее сканов) пыль и царапины, но который, правда, тоже стоил за тысячу. И вот — за 170 баксов все удовольствия сразу. Конечно, 2580 Photo удаляет не все пылинки и царапинки, но уменьшает их количество очень заметно, в общем — до приемлемого, даже без дальнейшей ручной обработки, уровня. Тоже — посудите сами (рис. 2).
Впрочем, по своей скорпионьей натуре, не могу не добавить в бочку меда ложку дегтя (нет, пока что не ту, что после обеда, — о ней речь пойдет на закуску): автозахват и подача пленки в сканер — достаточно нежные и придирчивые; чтобы пленку затянуло в соответствующую щель, пленка должна быть по возможности не скрученной (чего в природе почти не бывает, разве что после ее, нарезанной на кусочки по шесть кадров, выхода из Kodak-печатни, но, коль ее там уже отпечатали, стоит ли ее сканировать?) и — тоже нарезанной. Заставить сканер проглотить кусочек на три кадра я не сумел, с пяти-шестикадровыми — лучше. Можно, впрочем, засунуть и пленку целиком, но сканироваться будут все равно только шесть первых кадриков.
Далее: для уже готовых, в рамки вставленных, слайдов у сканера есть специальный приемничек, закрепляемый на основном стекле. Это удобно, но… Но для сканирования именно этого участка в софте напрочь отсутствует возможность задать негатив. Только позитивный слайд. То есть если у вас есть двух-трех-, а то и однокадровый негативный кусочек, и вам не удалось запихнуть его в приемник на крышке, — отсканировать его не получится. То есть, конечно, получится, — но в позитив-режиме, который, как мы уже выяснили, путем инверсии и коррекции в «Фотошопе», все равно хорошего результата не даст. Почему? Что мешало этому-то пустяку, — вот еще одна из неразрешимых для меня вечных загадок…
Ну и буквально несколько слов об интерфейсах и дополнительных программах, прилагаемых к сканеру. Кроме четырех железных кнопок, действие которых можно назначать и переназначать с помощью программы Epson Smart Panel (сканировать, копировать, сканировать и слать по мэйлу, сканировать и сохранять в заданном месте диска), сканер имеет три варианта управляющего окна: Full Auto Mode (no comments; впрочем, там можно загодя указать, сканируется прозрачный материал или непрозрачный, включить или выключить софт-пылесос и даже задать разрешение), Home Mode, где многое можно выбрать, но, по преимуществу, иконным способом: иллюстрация… газета… фотография… сканировать для Интернета… печати… и, наконец, Professional Mode, откуда задавать можно практически все, что этот сканер готов воспринимать (повторюсь: уровень коррекции типографской сетки, например, настроить невозможно). То есть лицом к простому юзеру, которому лень думать и разбираться в тонкостях цифровых процессов, — но и с реверансом в сторону тех, кто если не ощущает — подает себя круче Гималаев — пометочкой Professional (понятно, что в подлинно профессиональных целях этот замечательный для дома, но с непонятным динамическим диапазоном, использовать сканер вряд ли кто рискнет).
Из программ, кроме непосредственно обслуживающих сканер (Epson Smart Panel и Epson Scan), приложено подробное HTML-описание , есть простенький редактор-каталогизатор картинок PhotoImpression 5, программа для сканирования-распознавания-каталогизации визитных карточек и легкий вариант FineReader’а от бессмертного Давида Яна.
Теперь, наконец, о ложке после обеда. Знаете, с какой главной проблемой я столкнулся в процессе тестирования продукта. Догадались? Конечно! — труднее всего было раздобыть несколько негативов и слайдов. Проблема недорогой и качественной оцифровки тридцатипятимиллиметровых пленок удовлетворительно разрешилась как раз в тот момент, когда самих этих пленок в обиходе практически не осталось. Когда цифровая фотография, подобно социализму, одержала пусть пока не полную, но явно окончательную победу. Или как там? — не окончательную, зато полную.
То есть хайтеколюбивая часть нашего народа не только давно перешла на цифровые фотоаппараты, но и старые свои архивы успела оцифровать, — дольше, мучительнее, дороже, чем могла бы сегодня, — но успела.
Впрочем, возможно, я не прав и дальше близкого московского круга не вижу. А бескрайняя провинция, возможно, как раз Perfection 2580 Photo и поджидает и будет ему очень и очень рада. Ладно. Давайте радоваться вместе. Тем более что сканер в хозяйстве совершенно необходим, — хотя бы для каталогизации новых DVD- и SACD-дисков. К тому же он еще и негативы сканирует, — вдруг дедушка обратится с подобной просьбой. И у вас появится возможность ему не отказать.