Шпионов обижать не рекомендуется
АрхивВ ФРГ вышла книга, какой еще не бывало за всю историю Bundesnachrichtendienst (BND) — германской внешней разведки.
В ФРГ вышла книга, какой еще не бывало за всю историю Bundesnachrichtendienst (BND) — германской внешней разведки. По скандальности разоблачений и степени осведомленности автора о внутренней кухне секретнейшей спецслужбы эту работу можно сравнить разве что с книгой «Большой провал», написанной и изданной в 2001 году не без помощи россиян Ричардом Томлинсоном, коллегой Джеймса Бонда по английской разведке MI6.
Как и Томлинсон, германский разведчик по имени Норберт Юрецко однажды крупно повздорил с руководством BND, чем вызвал острое недовольство начальства, и попал под закрытый суд, приговоривший его к одиннадцати месяцам тюрьмы (с нетривиальной формулировкой «за продажу спецслужбе умышленно фальсифицированных досье от русской агентуры»). Затаив обиду на контору, в которой он проработал около двадцати лет, Юрецко решил добиться правды, на собственный страх и риск написав книгу с помощью политического журналиста Вильгельма Дитля, где честно рассказал о своей деятельности в BND. Честно, но, по понятным причинам, не без тенденциозности, что видно уже по названию книги «Bedingt Dienstbereit» («Условно пригодные к службе»), адресованному бывшим коллегам по BND.
Книга полна пикантных подробностей, поскольку Юрецко начинал службу парашютистом-головорезом в натовском диверсионном подразделении Gladio, в чью задачу входила организация акций саботажа в советском тылу в случае военного вторжения СССР в Европу. Затем пошла скучнейшая кабинетная работа — чтение и оценка отчетов от агентуры в ГДР. Ну а на рубеже 1980–90-х годов, когда начался вывод советских войск из Восточной Германии, жизнь Юрецко резко оживилась. Под видом коммерсанта он кружил вокруг военных баз на казенном автофургоне, набитом всякой дребеденью, вроде соковыжималок, комбайнов и тостеров, которые обменивал у наших доблестных офицеров и прапоров на шифрблокноты или бортовые приборы, тайком снятые с МиГ-29.
В середине же 1990-х в шпионской работе Юрецко случилась драматичная история, в конце концов заставившая его взяться за перо. В 1995 году были арестованы и осуждены два российских офицера, обвиненных в сотрудничестве с BND. А чуть позже Юрецко получил донесение от агента по кличке Рюбецаль, завербованного в Восточной Германии в начале 90-х, что у Москвы имеется «крот» в штаб-квартире BND — вот он-то и сдал этих и нескольких других немецких шпионов. Наконец, в 1997 году Юрецко получил от Рюбецаля отчет, из которого следовало, что русский шпион в штаб-квартире — это начальник контрразведки BND Фолькер Фёрч. Поначалу делу дали ход, Фёрча обложили «жучками» и взяли под наблюдение, однако через несколько недель расследование резко прекратили и дело замяли — как предполагает Юрецко, чтобы избежать громкого политического скандала и недовольства американских союзников. Фёрч подал в отставку, а крайним оказался Юрецко, обвиненный в умышленной фальсификации разведывательных отчетов.
Несмотря на все усилия BND, воспрепятствовать изданию мемуаров бывшего сотрудника секретного ведомства не удалось. И теперь в бундестаге сформирована специальная комиссия по расследованию фактов, изложенных в «Bedingt Dienstbereit». У комиссии имеется ряд других свидетельств, указывающих на Фёрча как на вероятного русского шпиона, поэтому она попытается разобраться, почему расследование в отношении высокопоставленного чиновника было прекращено. Ну а что ожидает Юрецко на сей раз — теперь уже за разглашение государственных тайн, — предсказать пока никто не берется.