За рекламой пришли
АрхивКолонка ЗолотоваПриглашений в Gmail на всех, к сожалению, не хватило, но сегодня я поделюсь с вами кое-чем более ценным, нежели почтовые ящики. Способом веб-рекламы, о котором пока (спешите!) знают единицы. Речь пойдёт о пиринговых сетях.
Прежде чем перейти к теме, скажу, что поставленный здесь позавчера эксперимент более чем удался. Первые шесть приглашений, как и ожидалось, были розданы примерно спустя час после публикации колонки. Всего же я разослал три комплекта по шесть приглашений. Друзья, извините, если оставил ваше письмо без ответа. Увы, щедрость Gmail тоже имеет границы, которые я, очевидно, перешёл: теперь (вероятно, временно) возможности приглашать новых пользователей в эту систему меня лишили.
Впрочем, сегодня мне хотелось бы продолжить инициативу раздачи благ и поделиться с вами уже не почтовыми ящиками, а бесценной (по крайней мере, таковой она мне представляется) идеей. Идеей уникального способа сделать рекламу в Сети. Думаю, те, кто хотя бы раз решал вопрос "раскрутки" веб-проекта, оценят её по достоинству. В самом деле, попробуйте представить себя в роли владельца нового, никому ещё не известного веб-ресурса. Совершенно не имеет значения, чему он посвящён, сколь интересен, замечателен и оригинален. Без посетителей любой сайт - набор файлов, труд, потраченный впустую. После собственно строительства, задача привлечения внимания - первая по значимости для любого веб-мастера. И неудивительно, что для решения её часто используются все доступные средства: личные связи, спам и, конечно, деньги. Сколь широк диапазон возможных решений? Давайте попробуем перечислить основные.
Итак, первое - личные связи. Знакомства с владельцами других, уже "раскрученных" веб-ресурсов или возможность использовать чужие ресурсы в своих интересах бесплатно действительно могут сильно поспособствовать становлению вашего проекта. Упоминание в новостях известного журнала, ссылка на лицевой странице популярного сайта и прочее, и прочее. Вы понимаете, о чём я. В принципе, это честно и недорого. К сожалению, очень и очень немногие могут похвастаться такими связями.
Второе средство - деньги, на которые можно устроить рекламную кампанию любого свойства и масштабов, в пределах, ограниченных только вашими финансовыми возможностями. Это тоже честно, но уже дорого: хорошая рекламная акция даже в Рунете легко встанет в тысячи долларов. Наконец, средство третье, дешёвое, но нечестное. Спам. Разослав десятки тысяч электронных писем (IM/SMS-сообщения тоже годятся) вы гарантированно получите отдачу. Проблема в том, что имидж вашего ресурса может быть подпорчен изначально: к спамерам сегодня, сами понимаете, отношение не ахти.
Короче говоря, как и в любом бизнесе, где всё схвачено, получается замкнутый круг. Веб-рекламе через год - десять лет, и, кажется, все мыслимые способы уже опробованы и поставлены на поток. К счастью, технический прогресс постоянно подбрасывает новые варианты, нужно только уметь их разглядеть и вовремя задействовать. Рискуя показаться нескромным замечу, что последние полтора года я вынашивал один такой вариант, которым сегодня и поделюсь с вами.
Вы все знакомы с пиринговыми (P2P) сетями, как минимум, в одном их обличье - файлообменном. KaZaA, Gnutella, WinMX и многие другие - всё это P2P-сети, специализированные для обмена файлами. Весьма приблизительно (но не сильно ошибаясь) представить их работу можно следующим образом: каждая такая сеть составлена из тысяч и миллионов компьютеров, подобных вашему. Запуская на своём компьютере программу-клиент (к примеру, KaZaA Desktop), вы, тем самым, подключаетесь к сети и можете запросить "у неё" нужный вам файл: ваш запрос будет поочерёдно передан каждому узлу сети, и те из них, на которых этот файл найдётся, ответят вам. После этого вы сможете скачать файл с одного из этих компьютеров. За более подробным описанием работы P2P-сетей обращайтесь в посвящённый им годичной давности выпуск "Домашнего компьютера", сейчас же нам важно другое: файлообменные сети - одно из самых популярных приложений для персональных компьютеров (помнится, KaZaA однажды назвали даже самым популярным). Десятки миллионов человек по всему миру используют их каждый день. Вот было бы здорово зацепить хотя бы малую часть этих интернациональных масс!
Конечно, можно обратиться к владельцам KaZaA и заказать у них демонстрацию рекламных банеров в программах-клиентах, но в таком случае мы скатываемся к одному из упомянутых выше способов. А можно сделать хитрее. Представьте себе, что вы подключились к P2P-сети с помощью модифицированной клиентской программы. Оригинальная программа-клиент, получая запрос на некий файл, проверяет, есть ли такой файл на жёстком диске, и отвечает только в том случае, если нужный файл действительно наличествует. Ваша (изменённая) программа будет отвечать утвердительно на каждый запрос. Поступил запрос со словами "sexy blonde"? Она отвечает, что у вас есть файл, удовлетворяющий этим требованиям. Запрос "iraq war photos"? Есть. Вне зависимости от того, каким будет запрос, ваша программа сделает вид, что у вас имеется нужный документ. Когда же дело дойдёт до передачи требуемого файла, она отправит под нужным именем заранее подготовленную вами, к примеру, картинку. В которой будет ваша реклама. Вот, например, так:
Понятно, что просмотрев полученное, пользователь немедленно удалит его. Но дело-то сделано! Ссылка застрянет в его голове, а пенять не на кого - он сам "купился" и скачал файл на свой компьютер. Да, соглашусь, это не совсем честно, но и вы согласитесь - это куда лучше, чем нагружать чужие почтовые серверы тысячами рекламных писем. Изготовить модифицированную клиентскую программу легче всего для свободной сети Gnutella, структура которой известна, а исходные тексты программ-клиентов опубликованы.
Но с чего бы мне делиться с вами этой, я всё ещё уверен, бесценной идеей? Увы, своими силами мне её реализовать не удалось, а хранить в тайне больше не имеет смысла, ибо, по крайней мере, частично она кем-то уже воплощена. Возьмите любой Gnutella-клиент, войдите в сеть и наберите какой-нибудь не слишком конкретный запрос. Я использовал gtk-gnutella для Linux, а запросами моими были "make a wish turbo b" (робкая надежда отыскать древнюю песню) и несколько подобных. Откликнулись сразу несколько узлов в сети, а то, что я получил, вы видели на картинке, помещённой абзацем выше. Впрочем, о способе этом ещё никто (насколько мне известно) не писал, так что у вас есть шанс использовать информацию с пользой для себя, раздобыв таинственный модификат Gnutella или изготовив его самостоятельно. Как там гласит народная мудрость? "Россия - страна программистов"?