Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кто на свете всех мобильней?..

Архив
автор : Николай Болотов   22.09.2004

На телекоммуникационный Олимп выходят новые лидеры — Южная Корея и Китай. Количество пользователей сотовой связи в Поднебесной увеличилось за последние полтора года на сто миллионов человек, достигнув к началу минувшего лета трехсотмиллионной отметки.

На телекоммуникационный Олимп выходят новые лидеры — Южная Корея и Китай. Количество пользователей сотовой связи в Поднебесной увеличилось за последние полтора года на сто миллионов человек, достигнув к началу минувшего лета трехсотмиллионной отметки.

Несмотря на впечатляющие цифры, выводящие Китай на первое место в мире, показатель проникновения сотовой связи в стране едва превышает 20%, что говорит об огромном потенциале рынка (предполагаемый прирост абонентской базы — 12% в год).

Корея, в свою очередь, оказалась мировым рекордсменом по числу жителей, пользующихся услугами сетей CDMA2000 1x EV-DO (этот стандарт обеспечивает на сегодня самую высокую скорость передачи данных в коммерческих сетях сотовой связи — в среднем 600 кбит/с, максимум — 2,4 Мбит/с). С начала эксплуатации корейские компании подключили уже 7,3 млн. абонентов, что составляет абсолютное большинство среди 8,3 млн. пользователей стандарта в мире.

Невысокий процент проникновения сотовой связи в Китае не мешает стране «коммунистического капитализма» претендовать на главные роли и во внедрении сетей следующего поколения. В Пекине, Шанхае и Гуанчжоу под управлением Министерства информационной промышленности уже действует экспериментальная 3G-сеть MTNet, а число коммерческих 3G-абонентов, по оценке китайских аналитиков, к началу Олимпиады-2008, которая пройдет в Пекине, может достичь 118 миллионов.

Сейчас в Китае тестируются три 3G-технологии, каждая из которых имеет своих сторонников: W-CDMA, CDMA2000 1xEV-DO и TD-SCDMA. Такое количество «кандидатов» обосновано политическими амбициями правительства, с одной стороны, и неоднородностью китайского телекоммуникационного рынка, где соседствуют практически все известные стандарты связи, — с другой. Крупнейший в стране (и в мире) оператор China Mobile (200 млн. абонентов) предпочел бы развивать W-CDMA-сети, так как для него, как GSM-оператора, логичнее и дешевле перейти именно на них. По тем же причинам China Unicom, обслуживающий 100 млн. пользователей CDMA2000 1x, собирается провести апгрейд своей сети до 1xEV-DO. А китайские власти, в свою очередь, всячески поддерживают использование проприетарного стандарта TD-SCDMA, часть патентов на который принадлежит фирме Datang Telecom Technology. Хотя государственные органы уже зарезервировали под TD-SCDMA диапазон частот (1880–1920, 2010–2025 и 2300–2400 МГц), перспективы скорейшего внедрения у этого стандарта самые туманные из всей троицы.

Аналитики считают, что технология TD-SCDMA пока не достигла уровня, когда возможно коммерческое использование. Самая большая проблема — отсутствие конкурентоспособной системной логики: нынешние образцы, в силу высокого потребления энергии, не позволяют телефону работать в режиме ожидания больше пятидесяти часов. На данный момент лучшие перспективы — у CDMA2000 1xEV-DO. Представители China Unicom утверждают, что способны запустить эту сеть в эксплуатацию уже через полгода после получения лицензии, тогда как внедрение W-CDMA потребует примерно полутора лет.

Южная Корея тоже неспроста претендует на лидерство. Она обгоняет Японию — своего основного конкурента в телекоммуникационной сфере — по таким важным показателям, как проникновение сотовой связи; количество абонентов, пользующихся высокоскоростным вариантом стандарта CDMA2000 1x — CDMA2000 1xEV-DO; использование системы number portability (позволяет абоненту переходить в сеть другого сотового оператора без изменения номера телефона), а также число потребителей мобильного видеоконтента (более 6 млн. человек).

Высокая пропускная способность сетей 1xEV-DO позволила компании KTF (лидеру рынка мобильного видео) за два года привлечь 3,4 млн. пользователей сервиса Fimm, а ее ближайший конкурент SK Telecom (крупнейший корейский оператор связи) подключил к своему мультимедийному сервису June 2,6 млн. человек. По словам представителя KTF, у корейцев наибольшей популярностью (40% продаж) пользуются записи телевизионных программ, обработанные для просмотра на телефоне (впрочем, телевидение в телефоне не ограничивается заранее подготовленными фрагментами. Совместно с японскими компаниями в Стране утренней свежести внедряется спутниковое вещание для сотовых аппаратов Satellite Digital Multimedia Broadcasting (см. «КТ» #520). SK Telekom запустила первый подобный сервис 1 сентября). Правда, сравнивать Японию и Корею по численности потребителей сетевого мобильного видеоконтента не совсем корректно, так как Япония изначально сделала ставку на интеграцию в сотовые терминалы приемников наземного цифрового и спутникового ТВ-вещания. Плюсом такого подхода является передача в реальном времени и отсутствие ограничений, накладываемых зоной обслуживания и пропускной способностью сетей. Что, впрочем, можно считать и минусом, так как сервис не стимулирует увеличения трафика, тогда как в структуре доходов от неголосовых сервисов — к примеру, корейской SK Telecom — 18% приносит видео, скачанное абонентами компании.

Корейское правительство (впрочем, китайское тоже) активно влияет на развитие телекоммуникационного бизнеса и поддерживает отечественные технологии. Несмотря на успешное внедрение стандарта CDMA2000 1xEV-DO, Министерство информации и связи всячески продвигает в стране W-CDMA. Хотя ведущие операторы и не питают энтузиазма по этому поводу, поскольку не видят особых преимуществ этого стандарта перед 1xEV-DO, власти считают, что его внедрение благоприятно скажется на конкурентоспособности местных производителей сотовых терминалов, позволив обкатать технологию на внутреннем рынке. Кроме того, W-CDMA, который, скорее всего, станет основным 3G-стандартом в мире, значительно облегчит роуминг с другими странами. Из экономических соображений (к примеру, размер лицензионных отчислений за использование CDMА-технологий составил за пять лет примерно 1,7 млрд. долларов), а также поскольку патенты на основополагающие технологии вроде 1xEV-DO и DMB принадлежат иностранным компаниям, государственная поддержка оказывается корейским разработкам, в число которых входят Wi-Bro и WIPI. Первая представляет собой технологию широкополосного беспроводного доступа в Интернет со скоростью до 50 Мбит/с, вторая — аппаратно-независимую программную платформу, которая может заменить Java и BREW.

Впрочем, для Японии все далеко не так грустно, как может показаться. Конечно, конкурировать с Китаем по числу абонентов — дохлый номер, зато средний доход с одного клиента у японских операторов самый большой в Азиатско-Тихоокеанском регионе ($66,6 в месяц, Корея по этому показателю находится на четвертом месте — $40,5). Страна восходящего солнца продолжает удерживать лидерство в области IPv6-технологий, а также успешно продвигается в разработке сетей 4G (развитие которых непосредственно связывают с применением протокола IPv6). В этом вопросе Япония не забывает «дружить» с Китаем, чей бездонный рынок может стать весомым аргументом для распространения во всем мире именно японского взгляда на технологию. Отставание же во внедрении number portability связано с медлительностью японской бюрократической машины и меньшей, по сравнению с Кореей, ролью государственных органов в регулировании отрасли. Кстати говоря, внедрение number portability уже аукнулось корейским операторам. В ходе развернувшейся маркетинговой войны по переманиванию абонентов компании слишком уж увлеклись недозволенными приемами, в результате, по решению регулирующих органов, трем крупнейшим операторам запретили подключать новых абонентов на срок от десяти дней до полутора месяцев. Убытки еще не подсчитаны, но речь идет о сотнях миллионов долларов.

К сожалению, мы не располагаем точными данными о числе абонентов CDMA2000 1x WIN (коммерческое название в Японии — CDMA2000 1x EV-DO) из более чем 18 млн. пользователей CDMA2000 1x. Но учитывая относительно недавний запуск этих сервисов (в конце 2003 года), а также то, что в стране действует только один оператор — компания KDDI (торговая марка Au), вряд ли это очень большая цифра. Два других японских оператора — NTT DoCoMo и Vodafon — используют для построения 3G-сетей стандарт W-CDMA, однако они пока не могут обеспечить сравнимую скорость передачи данных (максимум 384 кбит/с, против 2,4 Мбит/с у 1x EV-DO).

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.