Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Александр Доманицкий, Apple IMC Russia: "Мы отстаём от Европы на год"

АрхивМаки
автор : Марианна Дейнеко   16.09.2004

Apple снова на коне: вокруг плееров iPod царит ажиотаж, iTunes Music Store диктует музиндустрии новые правила игры, а недавно были продемонстрированы новые iMac'и. Наш корреспондент встретилась с гендиректором Apple IMC и выяснила, что в будущем ситуация может измениться и в России.

Apple снова на коне: вокруг модных MP3-плееров iPod с многогигабайтным винчестером царит фантастический ажиотаж, магазин iTunes Music Store диктует музыкальной индустрии новые правила игры, а совсем недавно компания объявила о планах выпуска нового поколения компьютеров iMac. Но всё это - на Западе. В России же Apple занимает несколько традиционных ниш, за пределами которых её продукцию встретишь нечасто. Корреспондент "Компьютерры-Онлайн" встретилась с генеральным директором Apple IMC Russia Александром Доманицким и выяснила, что в будущем ситуация может измениться.

- Как обстоят дела Apple в России?

- Сделаю краткий экскурс. Продукция Apple исторически считаемся неким нишевым продуктом. Первая историческая ниша - это publishing (полиграфия) и все, что связано с дизайном. Сейчас это объединено под одним названием "Design and Print" (дизайн и полиграфия). Наши позиции на этом рынке очень сильны.

Другой рынок, на который мы вышли сравнительно недавно - это цифровое аудио и видео, и решения от Apple на этом рынке являются сверхконкурентными. С одной стороны, потому что решения Apple на этом рынке являются более приспособленными к мультимедийным вещам, с другой, потому что Apple купила некоторое количество компаний, производивших софт для видеомонтажа и аудиомастеринга.

- Например?

- Продукт Logic, который является одним из сильнейших для написания музыки. Теперь компания Emagic с продуктом Logic принадлежит компании Apple. Кроме того, Emagic перестал выпускать версию для PC. Тем не менее, если посмотреть на ситуацию на рынке аудио/видео, позиции Apple становятся все сильнее и сильнее, а доля - больше. Если представить линейку всех возможных альтернатив, то у вас есть на выбор решение со всей возможной функциональностью стоимостью от 15000 долларов, решение с 90-процентной функциональностью - от 3000 до 5000 долларов, и решение lowend - с функциональностью в 30% и ценой порядка 1000-2000 долларов. Решения Apple как раз относятся к среднему сегменту, то есть по соотношению цена/качество у Apple нет конкурентов.

Если посмотреть на репертуар наших кинотеатров, то все, что нам знакомо, сделано при помощи продуктов Apple. "Титаник", "Матрица", "Куда приводят мечты", "Гладиатор", "Властелин колец" - на сайте Apple есть полный список фильмов, смонтированных при помощи продукции Apple. Сейчас сложилась такая ситуация, когда Apple предлагает  законченный набор продуктов, которые позволяют оставаться на платформе Apple на протяжении всей работы. В кино, телевидении, видео или звуке. Есть программа Final Cut Pro, которая занимается монтажом, DVD Studio Pro, которая занимается DVD-мастерингом, есть Logic (звук) и Shake (спецэффекты). Спецэффекты "Властелина колец" сделаны на Shake. Пример - хоббиты. В реальности актеры были ведь нормального роста, а уменьшить изображение и наложить одно на другое стало возможным только при помощи Shake. Поэтому позиции компании на рынке аудио/видео сильны.

- Это там. А у нас?

- Дело в том, что если сравнить Россию со Штатами или с Западной Европой, то технологический уровень немного отстает. К примеру, на Западе все популярнее становится съемка не на пленку, а на hi-definition, на цифру. У нас камер hi-definition в стране насчитывается всего шесть или восемь. Тем не менее, у нас еще до сих пор встречаются большие телекомпании, которые вещают на VHS, к примеру. Поэтому тот бум, который сейчас набрал обороты на Западе, только идет к нам, и мы готовы во всеоружии его встречать.

- Как собираетесь распространять в России информацию об этих начинаниях, будет ли какая-то рекламная кампания?

- На вопрос, почему у нас нет рекламы на "Первом канале", я отвечаю, что для того, чтобы общаться с тысячами пользователей или с заказчиками, необязательно размещать рекламу на "Первом канале". На самом деле мы участвуем в профессиональных выставках, у нас есть постоянные мероприятия, связанные с очень подробными презентациями "что это такое, и зачем". Это могут быть довольно камерные мероприятия, на пять-десять человек. Но очень важный момент - на такого рода мероприятиях мы презентуем и показываем продукт не сами, потому что мы, в своем роде, "теоретики". Мы приглашаем объяснять, чем хорошо то или иное, людей, которые являются авторитетами в своей области, людей, которые хорошо работают не только на Final Cut Pro, но и на других аналогичных системах. Потому что объяснить различия и преимущества профессионалам очень важно и не так-то просто.

Кстати, об этом пакете, я бы хотел привести пример. Предположим, у вас есть две камеры, которые снимают сцены диалога. Вам надо склеить ряд, используя куски то с одной камеры, то с другой. У системы Apple есть преимущество: когда вы просматриваете диалоги, система сравнивает кадры и помогает избежать продублированных. Раньше монтажер должен был проверять это вручную, это отнимало ужасно много времени. А теперь программа делает это за него автоматически.

- Final Cut Pro для PC не существует?

- Нет. Ведь проблема не в том, чтобы переписать одну программу под другую платформу. Final Cut Pro - это не просто программа. Oна в очень большой степени задействует возможности операционной системы Mac OS. Технологии QuickTime, которые есть для PC в виде плеера QuickTime - это не только плеер, а специальная мультимедийная архитектура. Именно эта технология, которая есть в Mac OS, очень сильно помогает Final Cut работать лучше, быстрее, надежнее. Поскольку на платформе PC подобной архитектуры нет, то и перенос в эту среду практически невозможен.

- Это был корпоративный рынок. А как обстоят в России дела с розницей?

- Весь розничный рынок я бы разделил на несколько частей. Во-первых, iPod. Это принципиально иной продукт по сравнению с компьютерами Apple. Это массовый продукт, это многоплатформенный продукт. Мы смотрим на то, что происходит в Европе, и видим, что рынок mp3-плееров с жестким диском, который долго пребывал в зачаточном состоянии, начал резко развиваться. У нас есть возможность сравнивать рынки Западной и Восточной Европы - разница в развитии и динамике между ними и Россией примерно в один год.

Технологии сильно дешевеют, т.е. если раньше iPod на 15 Гб стоил 500 долларов, то теперь он стоит около 300 долларов. Дешевеет сама технология, меняется самосознание у людей, потому что люди не оценивали все преимущества iPod. Им кажется, что если у них есть флэш-плеер с памятью на 512 Мб, этого достаточно. К тому же, у нас в стране еще очень популярны CD-плееры, и широко распространены флэш-плееры.

- То есть время iPod в России еще не пришло?

- Есть хорошая тенденция. Год назад доля плееров с жестким диском больше гигабайта была ничтожно мала. Мы видим, что в этом году она сильно увеличивается, и за последний квартал мы продали плееров почти столько же, сколько за весь прошлый год. Динамика есть, и она положительная. В связи с этим мы очень рассчитываем на iPod и iPod mini. Что греха таить - наш рынок очень чувствителен к цене: продукт может быть очень хорош, а цена может быть чуть великовата для рынка, но рынок растет... и это ощущают все.

- Будете ли вы в связи с этим проводить политику, аналогичную той, что на Западе? По следам успешного плеера продвигать компьютеры?

- В полной мере - не будем. Мы эти направления четко разделяем. iPod я бы объединил в одну рыночную часть с продуктом AirPort Express, что в миру называется технологией Wi-Fi. Очень недорогие точки доступа с дополнительным функционалом, которые спокойно могут составлять конкуренцию DLink.

Это было первое направление. Второе направление - вся остальная линейка продуктов Apple. Мы делали несколько попыток за всю историю начать массовое продвижение продуктов в России, но только последняя, как мы считаем, попытка оказалась удачной. Мы начали проект в первой половине 2003 года, и к текущему моменту проект вышел на операционную безубыточность. В чем он состоял: мы проанализировали весь наш предыдущий опыт и все ошибки, которые мы делали, выделили несколько ключевых вещей, на которые и сделали ставку.

Первый фактор - это уголок Apple, в котором в отличие от остальных компьютерных магазинов, где принтеры с принтерами, компьютерами с компьютерами, располагается вся без исключения продукция Apple.

- Это аналог знаменитых магазинов Apple в Штатах?

- Я сказал бы, что магазины Apple в Америке сильно больше. Наш девиз: "Руками трогать!". Такие уголки есть, к примеру, в магазинах "Партия" и в "Техносиле". Количество точек в Москве - порядка девяти или десяти.

В общем, первый фактор - это уголок Apple. Второй немаловажный фактор состоит в том, что, как бы ни была красива вещь с точки зрения дизайна, если ее не показать покупателям, если не продемонстрировать что она может, человеку сложно принять решение о ее покупке. Поэтому мы рассматривали ситуацию, когда у нас в дополнение к тем консультантам, которые работают в торговом зале от магазина, имеется собственный штат консультантов, которые целенаправленно обучаются нами. Их единственная задача - демонстрация покупателям товара. Наш уголок Apple  - это своеобразный магазин в магазине.

Третий фактор - в отличие от предыдущих разов мы стали сотрудничать не только с компьютерными магазинами и теперь работаем с торговыми сетями "общего назначения". Это так называемые магазины бытовой электроники. То есть мы в какой-то момент для себя поняли, что люди перестали покупать компьютеры как что-то сверхсложное. Для них теперь нет разницы - купить утюг, телевизор или монитор.

- То есть компьютер стал бытовой вещью?

- Да. Компьютер теперь - не удел избранных. Мы имеено так и позиционируем нашу продукцию. Я считаю, что продажа наших устройств через сети бытовой электроники стала удачным шагом еще и потому, что количество людей, которые видят нашу продукцию в этих магазинах в десятки раз превышает количество людей, которые проходят через специализированные компьютерные магазины.

- А что еще может увеличить популярность Apple среди российских пользователей? Может быть, более активная русификация ПО?

- Собственно говоря, мы уделяем пристальное внимание этим вопросом и провели обширное исследование наших возможностей. Мы спрашивали людей, как они используют компьютеры, и как они бы использовали Apple у себя дома.

Все программы, которые идут в поставке с компьютером - операционная система и программы в комплекте, всего около тридцати наименований - поставляются, в большинстве своем, уже русифицированными. Т.е. во всех приложениях совершенно нормально можно работать на русском языке, а первые десять по важности программ имеют русское меню, справку и т.д.

К тому же, мы разрабатываем ПО, в основном, для образования, которое написано западными разработчиками на заказ. К примеру, мы разрабатывали программу-клавиатурный тренажер. Это не та детская программа, Babytype, которую мы все помним, она во много раз серьезнее. То есть - это полный комплекс для обучения ребенка или взрослого методу быстрой печати. Еще один пример – программа для проверки орфографии и пунктуации ruSpell. Мы поняли, что это необходимо, заказали, и ABBYY написала для нас спеллчекер. Или вот сейчас мы выпустили проект под названием "Словари". Существуют несколько версий - от тоненьких (базовых версий) в 30000 слов до целых "архивных томов", которые стоят немного дороже. Базовой версией словарей мы теперь бесплатно оснащаем каждый Макинтош, продаваемый в России.

- И программное обеспечение продается активно и легко?

- Вообще, и у нас в частности, с помощью интернета можно купить все. Другой вопрос, что стоимость ПО под Мак и PC на Западе примерно одинакова. Продукт одного класса стоит одних и тех же денег, допустим, от 25 до 50 долларов. У нас люди привыкли ходить на рынки типа "Горбушки" и покупать ПО, что называется, "на вес". Нужно понимать, что ситуация сильно исправляется, но пока люди не привыкли платить какие-либо соизмеримые с западными масштабами деньги за ПО. И их удивляет, что маковский софт стоит какие-то другие деньги. Однако лицензионный софт под PC ведь тоже стоит столько!

- И этот фактор сильно мешает распространению "Маков"?

- Я бы не сказал, что этот фактор является ключевым. Если человек может заплатить от 1000 до 3000 долларов за компьютер, то вместо 100 рублей заплатить 20 долларов за софт он тоже в состоянии. То есть для него это не является непреодолимым фактором. Когда мы проводили наше исследование - мы поняли одну простую вещь: если мы смогли заполучить человека и 15 минут его свободного времени, мы с большой долей вероятности сможем перевербовать его из просто интересующегося в нашего приверженца. Поэтому наши действия больше направлены на привлечение людей и демонстрацию наших продуктов в местах скопления целевой аудитории. Например, в кинотеатрах или торговых центрах.

- Давайте сменим тему и поговорим совсем о другом - об iTunes Music Store. Насколько возможно его создание в России?

- Дело в том, что система правообладания на музыкальный контент в России достаточно сложна, и часто возникает такая ситуация, когда права на одну песню в стране А принадлежат одному человеку, а в стране Б - совсем другому (например, какой-либо компании). Поэтому когда открывался iTunes Music Store в Штатах, очень много времени ушло на согласование с правообладателями самого факта и алгоритма легальной продажи их композиций через интернет.. Через два года был открыт iTunes Music Store в Англии, Франции и Германии. На текущий момент в iTunes Music Store собрано более 1 млн. песен, что в итоге дало более 125 млн. проданных композиций.

Подход к оплате следующий: в американском iTunes Music Store не продают ничего по карточкам, эмитированным неамериканскими банками. С французскими кредитными картами вам придётся идти во французский iTunes Music Store, с английскими - в английский и т.д.

Недавно к нам призжал Уоррен Зифф - человек, который отвечает за развитие софтверных продуктов в Европе. И когда мы с ним обсуждали вопрос создания iTunes Music Store в России, он сказал, что магазин будет, но на это требуется время. Причем сроки - не месяц и не два. Штаб-квартира компании, исходя из каких-то определенных соображений, установила порядок создания музыкальных магазинов для каждой страны. И Россия пока, к сожалению, не в первых строках этого списка.

К тому же, существенный фактор - распространение mp3-плееров с жестким диском. Популярность iPod на Западе сейчас фантастическая, например, в Англии сейчас продаются каждую неделю десятки тысяч плееров. К нам этот бум придет через год-полтора, и если музыкальный магазин будет открыт в это время, то и эффект от его открытия будет намного больше.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.