Амбивалентность<sup>1</sup>, или Голубой огонек
АрхивЯ решил взять (в фирме Prestigio) на погляд плазменную панель Prestigio P421T, когда узнал, что она, сорокадвухдюймовая (впрочем, меньших сейчас, кажется, и не производят: нет смысла), лишь чуть дороже моего телевизора (Grundig, 16х9, 100 Гц, 32”) и даже дешевле, чем тридцатишестидюймовый телевизор такого же класса, а именно — 3100 баксов.
Шизофреники
вяжут веники,
параноики
рисуют нолики,
а которые
просто нервные —
мертвым сном сейчас
спят, наверное…А. Галич
Я решил взять (в фирме Prestigio) на погляд плазменную панель Prestigio P421T, когда узнал, что она, сорокадвухдюймовая (впрочем, меньших сейчас, кажется, и не производят: нет смысла), лишь чуть дороже моего телевизора (Grundig, 16х9, 100 Гц, 32”) и даже дешевле, чем тридцатишестидюймовый телевизор такого же класса, а именно — 3100 баксов. То есть мечты-обещания одного из главных плазмоделов планеты, фирмы Fujitsu, снизить цену плазменных панелей до ста долларов за каждый дюйм диагонали не только сбылись-выполнены, но и, как в старое доброе советское время, — перевыполнены. И если мы скинем сто шестьдесят долларов за не обязательные TV-тюнер и стереоколонки по бокам, за дюйм получится всего-навсего семьдесят.
Больше же ста шестидесяти баксов за вышеназванные добавки скидывать не стоит. Тюнер можно оценить ну… на четверку с минусом: хотя он взял все пятнадцать принимаемых у меня дома каналов, но взял несколько, что ли, шумно. То есть окажись эта «плазма» в моем владении и назначь я ее Главным Домашним Телевизором, я тут же озаботился бы отдельным телетюнером к ней.
Колонки, увы, и на четверку с минусом не тянут. Так… контрольные динамики. Впрочем, если пользоваться все же TV-тюнером встроенным, для просмотра телепередач, они — единственно возможный источник звука. Я понимаю, что, с одной стороны, производители стремились сделать Prestigio P421T максимально привлекательной для потребителя (не панель, мол, а плазменный телевизор!), а с другой — завлечь как можно более низкой ценой. Однако на фоне затрат на собственно панель повышение качества этих необязательных приемо-звуковых добавок вряд ли вылилось бы больше, чем в полсотни баксов, что в процентном отношении не привело бы к удорожанию изделия даже на пять процентов. И бессмысленно отговариваться небольшими размерами прикрученных по бокам панели звуковых «ушей»: в моем Grundig’е динамикам отпущено места еще меньше, а качество звука — небо и земля.
Эта панель стала первой, которую мне довелось спокойно и внимательно, в домашних условиях, погонять-понаблюдать, так что, увы, не могу определить, какие из ее достоинств и недостатков являются родовыми, свойственными именно плазменным панелям, а какие — присущи только этой конкретной модели (и даже, может быть, конкретному экземпляру). Впрочем, наверняка не во всех панелях в русском меню присутствует сильный корейский акцент (совершенно загадочное для меня явление: если вы продаете трехтысячедолларовые вещи — так ли уж накладно перед началом поставки откомандировать в Корею, на завод, любого русского, чтобы он выловил этот самый акцент, а производители — за час-полтора его убрали?), на который, впрочем, можно снисходительно не обращать внимания или попросту переключиться на «English»; не у всех и своеобразное понимание NTSC-сигнала, практически — непонимание, особенно когда он подается по компонентному входу, наилучшему для просмотра DVD-видео. А, скажем, в моей видеотеке NTSC-дисков если не половина, то уж треть — точно.
Ладно, будем считать все это пустяками, не столь интересными читателю, чтобы слишком долго на них торчать. В конце концов, часть из этих пустяков можно обойти, с частью — смириться, а по остальным — дождаться, когда на фирме их поправят, или даже потребовать, чтоб непременно поправили. Делов тут, думаю, для профессионалов — на один хороший рабочий день.
Лучше поговорим о принципе плазменного отображения движущейся картинки, о его сравнительных достоинствах и недостатках. Правда, и тут трудно быть категоричным (по вышеупомянутой причине): хотя производителей самих панелей в мире не так уж много, каждый из них пытается улучшить картинку теми или иными технологическими примочками; да и программное обеспечение играет не последнюю роль, — а уж его-то большинство сборщиков разрабатывает самостоятельно. Взять, к примеру, способ, которым приходится укладывать компьютерную картинку высотой 600 пикселов в реальную логическую высоту панели, составляющую 480 пикселов (как и у матриц обоих проекторов, описанных «Огородом» раньше), или на те же 480 натягивать более 500 строк PAL-видео. Впрочем, как и производители упомянутых проекторов, производители «плазм», во всяком случае — описываемой, — уже справляются с такими задачами виртуозно.
Итак, чтобы прояснить, наконец, смысл заголовка и эпиграфов: если вы включаете плазменную панель и, отодвинувшись от нее метра на три, смотрите телепрограмму или DVD-фильм (а то и используете Prestigio P421T в качестве компьютерного монитора; в ней, как и в большинстве прочих моделей, чего-чего, а разнообразных входов хватает: и S-Video, и VGA [почему-то названный RGB], и компонентный, и парочка композитных, и цифровой [DVI]), — то получаете огромное удовольствие: все ясно, четко, красиво. Короче, наслаждаетесь. И если у вас крепкая нервная система — наслаждение длится столько времени, сколько работает панель (а у нынешних заявленные сроки работы уже вдвое, а то и втрое выше, чем у CRT-мониторов). Точка.
А вот если вы шизофреник, неврастеник или просто нервный… Вот тогда — с этой «плазмою» до маразма и дойдешь.
Точно охарактеризовать собственную нервную систему я не берусь (изнутри видно плохо): вероятнее всего, я сангвиник с легким уклоном в холерический темперамент. То есть не исключено, что, принеси мне кто на день рождения такую панель в подарок, я бы приноровился к ней и смотрел с удовольствием. Если же пришлось бы прикидывать, что купить: панель, хороший телевизор или недорогой проектор; или тестировать, чтобы доложить в подробностях, — вот тут-то я бы до маразма и дошел. То есть почти уже дошел, но, по счастью, приехали с фирмы и панель забрали.
Начнем с того, что я свой Grundig назначил эталоном. Может, это несколько произвольно, — но, пользуясь им, я практически не имел никаких претензий к качеству изображения, значит, для меня он — по картинке идеал.
Я специально сделал фотографию с телевизором и панелью, воспроизводящими черно-белую картинку с одного источника (при съемке установил баланс белого по белому листу, так что — никаких подтасовок), чтобы, во-первых, продемонстрировать, что разница в диагонали на десять дюймов мгновенно компенсируется изменением дистанции просмотра на какой-то метр; во-вторых — что, как и у проекторов, черного у плазмы не добиться. У проекторов — некоторая засветка через жидкие кристаллы (для LCD-моделей) или недостаточный отворот зеркалец (для DLP); у плазмы, вероятно, — фоновое свечение элементов, вызванное необходимостью поддерживать их (для быстрой реакции) в предподожженном, что ли, состоянии. Вот они и тлеют понемногу этаким темно-темно-синим светом. К тому же цвет плазменного черного можно регулировать, но все равно он будет от этого самого темно-темно-синего до темно-темно-фиолетового. И общий тон картинки окажется голубоватым, как у ранних черно-белых телевизоров («голубой огонек»), либо, если до предела понизить цветовую температуру (возможные варианты — 5000K, 6500K, 8000K и 9500K), — сиреневатым. Но, повторю, это заметно, только когда сравниваешь с телевизионным экраном. Если же его выключить, глаз и мозг адаптируются, и картинка кажется черно-белой.
На цветных картинках (опять же при сравнении) явно не хватает желтого, и, как следствие, — слишком вялы, недостаточно насыщены зеленые тона.
Впрочем, бог его знает, — может, последнее — не родовой недостаток «плазмы», а эстетические предпочтения отдельных юго-восточных азиатов…
Далее: никаких шестнадцати с хвостиком миллионов цветов, заявленных в паспорте 24-битного True Color’а, тут и не ночевало. 15–16-битный High Color — максимум, что реально воспроизводит Prestigio P421T, и сразу же вспоминаются небесные контуры-разводы первых крутых видеокарточек или первые модели LCD-панелей. Чтобы не быть голословным и чтобы всем стало понятно, что за контуры-разводы имеются в виду, я специально сфотографировал один и тот же фрагмент картинки на телевизоре и на панели. Правду сказать, картинок с такими нежными переходами, отзывающимися на «плазме» контурами-разводами, встречается не так уж много…
И, наконец, последнее. Темные участки (не черные, про которые я уже написал, а именно темные, но с различимыми элементами изображения: скажем, горы в поздние сумерки) получаются добавлением в черный фон редких, довольно ярких мерцающих точек (увы, фотография неспособна передать это раздражающее мерцание). Ну совершенно так же (только инвертированно, то есть наоборот), как на первых цветных струйных принтерах изображались светло-нежные цвета: раскиданными на большой белой поверхности мелкими цветными капельками. Как и в случае с принтерными отпечатками, издалека создается совершенно правильное ощущение, вблизи же эти точки прямо-таки выпирают. «Не смотри на панель вблизи», — скажут мне на это и будут отчасти правы. «Отчасти» — потому, что зачем же иначе мне такая большая диагональ?..
Забавное наблюдение: если пользуешься инфракрасными наушниками (они, от Pioneer’а, сохранились у меня с давних пор и для прослушивания, скажем, телевизионной фонограммы — идеальны), от «плазмы» идет фон, превращающийся в рев авиационного двигателя, если поднести наушники к ней близко. «Ладно, — подумал я, — наверное, элементы излучают слишком много тепла, имеют право». Ан нет, дело в чем-то другом: стоит установить стоп-кадр (то есть картинка продолжает гореть, только статичная), — фон тут же и исчезает… Для меня — загадка, но, наверное, люди, глубоко понимающие суть процессов, происходящих в плазменных панелях, легко найдут на нее ответ.
Сейчас мне очень хочется посмотреть на какую-нибудь совсем крутую и дорогую панель: что из недостатков «плазмы» окажется родовым, что — конкретным, вызванным бюджетностью тестируемой модели. И если удастся — непременно доложу о результатах.
С прочими же техническими характеристиками Prestigio P421T вы можете ознакомиться на страничке www.prestigio.ru/products/monitors/P421T .
1 Двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства, например удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию.