Двое одного бьют!
АрхивЭтим летом на рынке жестких дисков произошло знаменательное событие. Ведущие производители винчестеров Seagate и Western Digital с разницей в неделю подали в суд на американскую компанию Cornice, занимающуюся разработкой однодюймовых HDD для мобильной электроники, обвинив ее в использовании чужой интеллектуальной собственности.
Этим летом на рынке жестких дисков произошло знаменательное событие. Ведущие производители винчестеров Seagate и Western Digital с разницей в неделю подали в суд на американскую компанию Cornice, занимающуюся разработкой однодюймовых HDD для мобильной электроники, обвинив ее в использовании чужой интеллектуальной собственности.
Истцы утверждают, что Cornice нарушила в общей сложности тринадцать патентов, и требуют изъять из продажи продукцию компании и возместить ущерб от уже реализованных изделий.
Упомянутых гигантов трудно заподозрить в желании заработать несколько лишних миллионов на лицензионных отчислениях. Очевидно, что имел место превентивный удар, попытка устранить конкурента на стремительно растущем рынке жестких дисков сверхмалого размера. Первые подобные винчестеры были выпущены еще в 1999 году компанией IBM, которая оставалась монополистом фактически до 2003 года, когда сначала китайская GS Magicstor, а затем американская Cornice начали массовое производство однодюймовых накопителей. И если компания из Поднебесной пошла по пути IBM, предложив свой вариант сменного накопителя форм-фактора CompactFlash Type II, то решение Cornice отличалось принципиальной новизной. Ее мини-винчестер был изначально разработан как встраиваемый, а потому оснащен проприетарным интерфейсом. Последнее обстоятельство позволило значительно удешевить конструкцию.
Дальнейшее развитие рынка было обусловлено широким распространением портативных аудиоплейеров со встроенными жесткими дисками — по прогнозам, поставки однодюймовых HDD в 2004 году в 1,7 раза превысят показатели предыдущего года (2,5 млн. и 1,5 млн. штук соответственно). Цифры эти ничтожны, если сравнивать с объемами поставок полноформатных винчестеров (0,5% от общего объема рынка HDD в 2003 году), однако производители намерены наращивать выпуск, так как поставки сейчас ограничены не спросом на продукцию, а объемами производства. Иными словами, наблюдается дефицит. Так, Hitachi Global Storage Technologies (основной производитель HDD для плейеров Apple iPod mini) собирается к концу года расширить производство однодюймовых винчестеров почти в десять раз.
Кроме того, миниатюрные диски применяются не только в портативных плейерах и цифровых фото- и видеокамерах. Огромный потенциал для роста связан с сотовыми телефонами, и дело здесь наконец сдвинулось с мертвой точки (см. новость «HDDфон»). По сведениям из официальных источников, жесткие диски для сотовых телефонов собираются производить Hitachi, Seagate, Toshiba (рассчитывает приступить к массовому производству 0,85” HDD нынешней осенью) и Matsushita (занимается разработкой 0,85” HDD, хотя и не объявляла о намерении начать производство).
Судя по содержанию исков, предъявленных к Cornice, и Seagate, и WD относятся к перспективам рынка сверхмалых винчестеров очень серьезно. Первая уже представила однодюймовую модель емкостью 5 Гбайт, вторая пока не оглашала свои планы, но эксперты считают, что WD просто выбирает удачный момент для выхода на рынок. Cornice будет трудно выиграть процесс, поскольку все патенты, на которые ссылаются Seagate и Western Digital, касаются основных моментов конструкции дисков в целом (а именно обработки сигналов, управления, устройства механизма и корпуса), а не технологий, относящихся непосредственно к микродрайвам. Кстати, другая потенциальная жертва — компания GS Magicstor — находится в более выгодном положении. Представители индустрии считают, что ее будет нелегко привлечь к суду, так как за нею стоит китайское правительство.
Впрочем, несмотря на довольно шаткие позиции Cornice и несравнимые с гигантами индустрии финансовые возможности, точку в этом деле ставить рано. В конце августа компания сделала ответный шаг и подала в суд на Seagate, обвинив ее в нечестной конкуренции.