Захватчики идут!
АрхивОгород КозловскогоНет-нет, не пугайтесь! Не татаро-монгольские, не немецко-фашистские и даже, слава богу, не чеченские. Идут видеозахватчики, причем в довольно большом количестве, можно сказать, косяком!
Нет-нет, не пугайтесь! Не татаро-монгольские, не немецко-фашистские и даже, слава богу, не чеченские. Идут видеозахватчики, причем в довольно большом количестве, можно сказать, косяком!
Раньше видео на компьютере чаще всего цифровали так называемые платы видеозахвата, из которых, как я уже писал, "прилично работали только отдельные, совсем не дешевые; компьютер приходилось специально под эту задачу готовить и настраивать, чуть ли не колдовать над ним". Сейчас, с появлением быстрых интерфейсов FireWire и USB 2.0, пошли захватчики внешние, что, согласитесь, куда удобнее во всех отношениях. Не прошло еще и полугода, как в "Огороде" "Design by FA Porsche" я описывал Studio MovieBox DV от Pinnacle, и вот у меня стоят рядышком еще два, от производителей никак не менее именитых: от Plextor’а (предоставлен фирмой "Пирит",, www.plextor.ru) и от Adaptec’а (предоставлен фирмой Millennium Distribution). Первый захватчик называется Digital Video Converter ConvertX (PX-M402U) и стоит $199, второй - Adaptec VideOh! DVD Media Center (AVC-2310) и будет стоить (когда появится в широкой продаже) около $165. И та цена, и другая чуть поменьше, чем у Studio MovieBox DV, но и возможности у новых несколько другие. Однако прежде чем рассказать об этих возможностях, поведаю вам о приключениях, которые пришлось пережить, пока мне удалось получить на моем довольно стареньком компьютере работающие порты USB 2.0.
Поначалу показалось, что нет ничего легче. Я зашел на price.ru и увидел чертову тучу контроллеров PCI to USB 2.0 по совершенно смешным ценам - от шести до восьми баксов. Ткнув курсором в первую попавшуюся строчку (в которой, к моему несчастью, фигурировало ООО "Сигма"), я заказал по телефону контроллер InnoVISION, дождался назавтра курьера и, уплатив сумму, заметно отличающуюся от выставленной в прайсе (у них, наверное, специфический курс доллара, да и за доставку накинули), стал обладателем карты. Снял кожух с системного блока, извлек расширитель на два USB 1.1 (который PCI-слота не занимал, зато занимал щель на задней стенке) и вставил новосела. Включил компьютер, установил драйверы с прилагаемого компакта. Порты обнаружились, однако попытка подключить к ним VideOh! тут же привела к смертельному зависанию. Вынул VideOh! и перезагрузился. Контроллеры исчезли. И так я кормил систему драйверами, и эдак - результат не менялся. Снова выключил компьютер. Вынул контроллер и вставил вновь. Система его увидела. Более того, подключилась и заработала старенькая web-камера от Philips, общающаяся с компьютером по протоколу USB 1.1. Попытка же (осторо-о-ожненько... аккура-а-атненько...) подключить видеозахватчик привела к столь же глухому зависанию, как и в первый раз. Я перезагрузился снова, чтобы убедиться в неизменности результата, после чего извлек контроллер из компьютера и, упаковав як було, спрятал в коробку. Возможно, я продолжал бы попытки и далее, но мне вспомнилось, как ровно так же мучился мой приятель, приобретший для ноутбука контроллер PCMCIA to USB 2.0; как пошел к продавцам, а они, даже не глядя, поставили диагноз: он у вас, дескать, на чипе от VIA, - вот и виснет. Надо ставить от Texas Instrument или хотя бы от NEC. И предложили от Texas Instrument. Который, не потребовав никаких драйверов, как влитой стал в машинку и принялся работать, что делает уже полгода. А InnoVISION построен как раз на чипсете от VIA.
Я догадываюсь, что в природе существуют фанаты VIA, которые покатят на мой кривой компьютер и не оттуда, откуда надо, растущие руки, - я переживу: просто менять компьютер или играть в пасьянс платами расширения из-за (пусть даже своеобразно понятых) шести долларов мне было западло, - и я с утра позвонил на "Сигму", рассказал о своей неудаче с купленным накануне контроллером и нежно попросил поменять его на аналогичный, но с чипсетом от Texas Instrument или хотя бы от NEC. Дальнейший разговор напомнил мне подобные разговоры десятилетней давности: других, мол, у нас нет, и вообще - ничего, мол, мы по причине несовместимости не меняем: читайте условия гарантии. И сдвинуть их с этой позиции мне не удалось. Под конец все же смилостивились: мы пришлем к вам курьера, он заберет плату, и мы поставим ее на реализацию. Полагаю, что переезды курьера как раз цену этой платы и стоили и что никаких звонков оттуда я не получу: сколько бы у них этих контроллеров ни было, мой они поставят реализовывать не прежде, чем распродадутся под нуль.
Ладно, бог с ним, деньги небольшие, - обидно только, что попадаются еще на вроде бы цивилизованном столичном компьютерном рынке эдакие вот "Сигмы".
Назавтра я взялся за поиск контроллера на чипе, отличном от VIA’вского. И что вы думаете? Обзвонил десятка два магазинов, где мне отвечали, что у них только VIA, и лишь на третьем десятке наткнулся невзначай на контроллер ST Lab, про который мне сказали, что на каком он чипе - не знают (не на склад же идти!), но что не на VIA - это точно. Приезжайте, мол, сами поглядите, не понравится - не возьмете.
Конечно, мне ехать через пол-Москвы ближе и проще, чем менеджеру пройти пять метров до соседней комнаты-склада, - так что я и поехал. Приехал, глянул: чип NEC, портов не три внешних плюс внутренний, как было на InnoVISION, а четыре плюс один. Правда, стоит этот дороже, баксов двенадцать (чем, думаю, и объясняется такая диспропорция на московском рынке), зато money back без объяснения причин в течение двух недель. Как, в общем-то, в порядочном обществе и принято. Купил, привез. Вставил, включил. Драйверов никаких не понадобилось, встал, будто всегда здесь стоял. И к любому устройству отнесся с пониманием и полной поддержкой.
Вот. Так что в одно из четырех гнезд я включил AVC-2310, в другое - PX-M402U, запустил инсталляционные программы и стал исследовать игрушки.
И та и другая имеют композитный и S-Video-входы, а также пару аудио. И та и другая на лету кодируют подаваемый аудио/видеосигнал в MPEG и результат подают на компьютер. Разница во внешности (плата от Adaptec стоит торчком на подставке, а от Plextor - лежит плашмя), в наличии у адаптековского захватчика телетюнера (видеосигнал на компьютер подается уже сжатым, реализован тайм-шифтинг) и в большей (теоретически, потому что практически на очевидно сыром пока софте многое оказалось нереализуемым, например MPEG-1 или запись звука не только в формате LPCM) свободе в установке параметров MPEG-сжатия; кроме того, Plextor может кодировать в MPEG-4, AVI (DivX (Кому и зачем нужен убогий DivX, я так до сих пор понять не могу, но, судя по Горбушке и Вильянову, - нужен многим), ASF) и WMF.
Софтом оба захватчика снабжены похожим, во всяком случае - от одной и той же InterVideo: InterVideo WinDVR 3 - у Adaptec’а и InterVideo WinDVD Creator 2 - у Plextor’а. Поскольку WinDVD Creator 2 обладает еще и возможностью видеомонтажа, к Adaptec’у прилагается простенький Sonic MyDVD.
При внимательном рассмотрении выяснилось:
- получить видеокартинку одного ли, другого ли прибора с помощью Capture из полупрофессионального видеопакета Ulead MediaStudio Pro 7.0 не удается, потому что этот самый Video Capture 7.0 никаких USB 2.0 понимать не хочет, но только - FireWire, исключительно по которому, стандартному для всех цифровых видеокамер формата MiniDV, и принимает видео;
- однако с помощью WinDVD Creator’а вполне можно смотреть и записывать адаптековские картинки и даже подстраивать телевизионный тюнер и переключать каналы. Правда, без тайм-шифтинга.
Несколько слов о тюнере. Поначалу выставленный, естественно, на Россию (но не выставленный на присутствующий в списке SECAM, - ибо, как я ни пытался это сделать, SECAM непременно сбрасывался в NTSC), он не увидел ни одного канала вообще; потом ребята из Millennium Distribution, завезшие в Россию первую пару экземпляров адаптековского захватчика, посоветовали выбрать Польшу (самому бы мне в голову не пришло перебрать добрые полторы сотни стран, фигурирующие в списке, в надежде случайно нарваться на взаимопонимание с родным телеэфиром); я выбрал, стандарт скакнул на PAL-B, и тюнер обнаружил восемь каналов (из пятнадцати, уверенно принимаемых у меня дома четырьмя телевизорами и тремя тюнерами видеомагнитофонов) - правда, эти восемь брал хорошо. А один мой знакомый, живущий напротив Останкинской башни, уловил на AVC-2310 аж целых шестнадцать! Еще: если не выставить для всех каналов стереозвук, звука не будет вообще...
В окошке смотреть сжатое теле/видео вполне комфортно всегда, при выводе же на полный экран (при низком видеопотоке: 3–5 Мбит/с) MPEG-артефакты заметны и даже раздражают. Но, слава богу, можно поставить максимальный битрейт: 9,8 Мбит/с, - и тогда все смотрится не хуже, чем на как-то описанном мною Hard Drive Recorder’е, - то есть едва ли не лучше, нежели прямо с эфира. Правда, чем выше битрейт, тем больше места занимают на винчестере результирующие файлы, но тут уж каждый руководствуется своими желаниями и возможностями.
В общем, несмотря на сырость софта, который вместе с прошивкой, думаю, в ближайшее время будет обновлен, - пользоваться адаптековской игрушкой можно уже сегодня, получая от этого несомненное удовольствие. Мне даже втайне захотелось оставить ее у себя.
Плексторовский же захватчик не глючит (во всяком случае, обнаружить глюки за несколько дней его тестирования мне не удалось) и честно выполняет взятые на себя обязательства: принимает аналоговое видео/аудио и цифрует его в один из двадцати трех заявленных форматов (семейства AVI и MPEG), правда, без их подстройки, и может даже писать видео на DVD-болванку.
Единственное замечание, от которого не могу удержаться на прощание: я все же предпочитаю цифровать аналоговое видео в формат MiniDV, который динамически не сжат, то есть в нем представлен каждый кадрик, а не один из пятнадцати с последующим математическим восстановлением остальных, - а уж потом, подрезав его, почистив, склеив, снабдив, если захочу, титрами и эффектами без потерь, - с помощью серьезного видеоредактора, выставив буквально все интересующие меня параметры, пересчитать силами центрального процессора в нужный мне MPEG. Правда, такая работа, в отличие от работы встроенных в захватчики микроконтроллеров, не может идти в реальном времени и отнимает всю процессорную мощность, так что компьютер практически замирает, - но с этим я, пока процессоры не стали сильно мощнее, готов мириться.
С другой стороны, я отдаю себе отчет, что есть много людей, которым в лом возиться с подчистками, склейками, титрами, а главное - выставлять занудные и многочисленные параметры MPEG’а, и они предпочтут получать готовые файлы, выбрав только "хорошее качество", "лучшее качество" или "высшее качество". Единственное, что я хочу им посоветовать: получив такие готовые файлы, больше ничего с ними не делать, а прямо писать на болванку (или оставлять на винчестере), поскольку манипуляции со сжатыми статическими и динамическими картинками, как правило, не идут на пользу качеству.
- Из журнала "Компьютерра" от 31 августа 2004 года.