Параметры проекторов
АрхивОгород КозловскогоЧетвёртая часть. Сегодня - о параметрах проекторов, упоминающихся в журналах и прайс-листах., по которым они друг от друга отличаются и по которым - ежели захочется - вы будете выбирать свой. Обычно это...
Четвертая часть. Первую часть статьи можно найти здесь.
Теперь - о параметрах проекторов, упоминающихся в журналах и прайс-листах., по которым они друг от друга отличаются и по которым - ежели захочется - вы будете выбирать свой. Обычно это...
Тип. Ну, тут понятно: чаще всего - DLP (одно- или трехчиповый) или LCD, и об этом мы сказали уже достаточно.
Разрешение (иногда кроме физического разрешения матрицы указывается логическое, получающееся путем сложных математических операций; вы, возможно, сталкивались на компьютере с проблемами программной подгонки того или иного разрешения, задаваемого видеокартой, к физическому разрешению LCD-матриц: тут вас ждет что-то в этом же роде, - только обычно лучше сделанное. У EMP-TW10H, например, при матрице 854x480 заявлены разрешения VGA (640x480), SVGA (800x600) и, наконец, XGA (1024x768).
Следует иметь в виду (если вы приобретаете проектор не вместо компьютерного монитора; впрочем, хоть я и не геймер, могу себе вообразить удовольствие от замочки монстров на пятиметровом экране, - а как визуализатор домашнего кинотеатра), что предлагаемое на DVD кино бывает в разрешении 720х576 (PAL) или даже 720х480 (NTSC), так что разрешения, входящего в эти границы (например, 800х600), вам для DVD хватило бы, если б... Правильно, если б не формат 16:9. В принципе, идеальным было бы, если б, как в кинотеатре, на проектор можно было бы насадить анаморфный объектив, который оптически разжимал бы картинку до нужных кондиций, но, сколько мне известно, проекторов с такими объективами на рынке предлагается немного: какой-то у NEC и еще какой-то (или какие-то) - у норвежской Projection Design, - и они, естественно, не из самых нижних ценовых ниш.
Так что, чтобы отобразить широкое кино в правильных пропорциях, вам нужно либо подрезать картинку сверху-снизу, чем, безусловно, ухудшить ее качество (как это делают недорогие телевизоры, установленные в режим Letter Box), либо иметь матрицу 16:9. Обычно поддержка этого самого 16:9 в характеристиках проектора указывается.
Для примера: и EMP-TW10H Dreamio, и ScreenPlay 4805 пропорцию 16:9 поддерживают, но и на том, и на другом матрицы - 854x480. Это означает, что NTSC-видео будет отображаться проектором без пересчетов и подрезок, а PAL-видео проектор будет программно сжимать. Оно, в общем-то, не слишком и заметно, однако иметь это в виду надо обязательно.
Сейчас на рынке есть проекторы, поддерживающие стандарт HDTV 1080p. Конечно, соблазнительно быть чуть-чуть впереди прогресса, если на это есть деньги. К тому же у таких проекторов используется вся матрица даже при подаче обычного видеосигнала - с помощью разных пересчетов, - и, если пересчеты хороши, результат лучше даже с простого DVD-видеодиска.
Яркость. Обозначается обычно в ANSI Lm (ANSI-люмены). Для дома вполне хватает 300, а найти проектор с меньшей яркостью практически невозможно. Из двух просматриваемых у одного яркость 750 ANSI Lm, у второго, эпсоновского, - аж 1200.
Контраст. Контраста слишком много не бывает, но особо много вам его и не предложат. Некоторые цифры я уже указывал, когда говорил о чуде от Barco, тут же замечу, что для ScreenPlay 4805 контраст заявлен 2000:1, а для Dreamio- 800:1. Надо еще иметь в виду, что контраст меряют по-разному, что проверить цифры довольно трудно (это примерно как с минимальным достаточным для съемки светом у видеокамер), - так что лучше всего - смотреть.
Ресурс лампы. Я не включил в перечень недостатков проекторов необходимость время от времени менять лампу, которая стоит от 250 до 500 зеленых (лампа к EMP-TW10H, впрочем, должна стоить (по уверениям московского отделения Epson) не более 199 долларов) (и что-то пока не слышно на рынке о более дешевых клонах, - ну, как о картриджах для принтеров). Не включил, потому что эксплуатационный расход такого масштаба раз в два-три года - вполне нормальное явление: вы же меняете на машине свечи и амортизаторы, меняете резину, постоянно обновляете себе башмаки и прочее. Можно на это сказать, что телевизор или плазменная панель таких расходов не требуют, - но у телевизора может вдруг вылететь монитор, а у панели - десяток-другой пикселов. И тут уж вы точно четырьмя сотнями не обойдетесь. При ресурсе в 2000 часов (меньше я не встречал; сейчас все больше идет 3000, а то и 4000) вы сможете смотреть кино через ваш проектор года эдак два, а то и три-четыре. В общем, ограниченный ресурс лампы - не самое страшное.
Объектив. Надо иметь в виду, что, если для дома, а дом не особенно велик, хорошо иметь объектив поширокоугольнее, чтобы на небольшом расстоянии получить достаточно большой экран. Ну и, конечно, трансфокальный: перевести ручку куда проще, чем перенести стену. Полагаю, что 21 миллиметр - это верхний предел наименьшего фокусного расстояния, с которым вы можете соглашаться.
Прочее. Еще можно встретить много разных параметров, на которые следует обращать внимание только тем, для кого они важны. Ну, например, проекционное расстояние (расстояние/ширина экрана), размер изображения (диагональ), количество цветов (меньше чем на 16,7 млн. не соглашайтесь!), частота горизонтальной и вертикальной развертки...
Также обратите внимание на возможность коррекции трапецеидальных искажений, которые несомненно возникнут, если проектор не встанет у вас в комнате строго по центру экрана (скорее всего, вы его подвесите к потолку, да повыше, чтобы не биться об него головой). Коррекция такая бывает программная и аппаратная, оптическая. Последняя предпочтительнее, но и заметно дороже. Еще бывает удобно (но тоже дорого), если есть возможность двигать изображение по горизонтали: тогда проектор можно вообще повесить в угол.
Что касается видеовходов (их обычно полно, больше, чем вам надо), соображайтесь со своей аппаратурой-источником. Если ваш плейер выдает цифровой видеосигнал, озаботьтесь, чтобы был такой же входной на проекторе. Еще помните, что RGB дает чуть лучшую картинку, чем S-Video, а композитным входом рекомендую вообще не пользоваться.
У некоторых проекторов, которые подороже, так или иначе решается общая для подобных устройств проблема - проблема удаленности от DVD-проигрывателя и прочих источников видеосигнала, часто коммутируемых ресивером: либо к проектору придается беспроводной (радио-) модуль передачи видео, либо блок обработки видеосигнала монтируется отдельно от собственно проекционного блока, чтобы первый можно было поставить в аппаратурную стойку, а от него уже тянуть к последнему цифровой кабель, который может быть довольно длинным и не подвержен влиянию низкочастотных помех.
На проекторный звук внимания вообще не обращайте: любой самый дохлый контрольный динамик - и тот, скорее всего, вам не понадобится.
Что же касается уровня шума, его надо сопоставлять исключительно с крепостью вашей нервной системы.
P.S. Свой телевизор на проектор я сегодня не обменял бы, даже если б мне не просто компенсировали разницу цен, но еще и приплатили. Но упомянутого в начале приятеля очень и очень провоцирую и подбиваю на проектор вместо телевизора. Хочется, знаете, иметь дом, куда всегда можно зайти и посмотреть "большое кино"...
- Из журнала "Компьютерра" от 24 августа 2004 года.