Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Достоинства и недостатки проекторов

АрхивОгород Козловского
автор : Евгений Козловский   07.09.2004

Вторая часть. Пробежимся по принципиальным недостаткам и достоинствам проекторов (как инструментов для домашнего кинотеатра, ибо потребности коммивояжеров находятся вне круга моих интересов).

Вторая часть. Первую часть статьи можно найти здесь.

Ну что ж, пробежимся по принципиальным, так сказать - родовым, недостаткам (и достоинствам, разумеется) проекторов (как инструментов для домашнего кинотеатра, ибо потребности презентирующих коммивояжеров находятся вне круга моих интересов).

Достоинства

1. Одним из безусловных (для очень многих - например, для упомянутого выше приятеля) достоинств проекторов мы можем сегодня назвать низкие цены, начинающиеся ниже цен на приличные, подходящие для комфортабельного просмотра DVD-кино, телевизоры. И впрямь, пока в квартире пусто и на покупку смотрельного приспособления отпущена приблизительно пара тысяч зеленых, можно всерьез мучиться и выбирать: телевизор взять или проектор? Вот приятель сейчас как раз мучается и выбирает.

2. Вторым же (и, возможно, последним, но очень сильным) достоинством проекторов мы будем считать размеры картинки. Согласитесь, что пятиметровый экран дома - это очень и очень круто, и количество тут уже переходит в качество. Такого размера вы не получите ни на всегда вялых проекционниках (телевизоры, построенные по принципу обратной проекции), ни на дорогущих плазменных панелях, которые все-таки - в смысле передачи цвета - весьма грубы, во всяком случае, те, что мне до сих пор случалось посмотреть.

Другое дело, что не каждый считает, будто именно большой экран превращает дом в настоящий кинотеатр, есть и любители миниатюры (к числу которых пока что принадлежу и я), - но большинство все же считает, и оспорить эту точку зрения я не могу, да и не хочу.

Еще: не всякий дом выдержит пятиметровый экран: нужно сидеть от него не ближе размера его диагонали, а в моей, например, комнате дальше, чем на два метра от экрана, сесть просто негде. Ну что ж, и в таком случае я могу распахнуть проекционный экран на целых два метра вместо восьмидесяти сантиметров, которые дает мой телеэкран.

Недостатки

1. Первый недостаток: как правило (если не считать CRT-проекторов, которые, по сотне причин, для обычного дома подходят мало), - серость черного и не слишком высокая контрастность картинки. С чем, впрочем, вполне можно психологически примириться. О проблемах с желтым цветом у DLP-проекторов я не пишу в подробностях, потому что, при общей несколько вяловатой цветопередаче у последних моделей, я лично желтой проблемы не замечал.

2. Второй: постоянный шум охлаждения лампы. Он не очень велик, особенно в последних моделях, например - 29 дБ в режиме Theater Black (что-то вроде экономичного режима: имеется в виду, что просмотровый зал затемнен, так что мощность лампы и, соответственно, шум от системы охлаждения снижены) EMP-TW10H Dreamio, - это вполне сопоставимо с шумом компьютерного вентилятора, - и при просмотре какого-нибудь боевика или вестерна он обычно заглушается фонограммой. Правда, существуют и фильмы другого рода, где часто одним из героев выступает... тишина.

Со вторым недостатком тоже надо примиряться психологически, поскольку заглушающие шум боксы огромны и дороги: ведь едва помещаешь в него проектор, циркуляция воздуха затрудняется и приходится добавлять охлаждения и, соответственно, шума. Эдакая дурная бесконечность. Мне неясно, почему до сих пор в проекторах не употребляются бесшумные охладители, вроде элементов Пельтье, например: потому ли, что технологически это слишком сложно, потому ли, что проекторы и с воздушным охлаждением покупают достаточно борзо, так что до бесшумных моделей дело дойдет, когда продажи шумящих вдруг приостановятся (потому что элементы Пельтье не отбирают тепло, а просто перераспределяют, выделяя при этом дополнительное, в результате придется отводить тепла еще больше, чем без элемента Пельтье. - Сергей Леонов). Существуют и сегодня проекторы с охлаждением водяным, но они, по рассказам очевидцев (ухослышцев), - еще громче, чем с воздушным. Есть, правда, такой вот выход из положения (я предложил его как раз приятелю): повесить проектор в смежной комнате (как в кинотеатрах), а в стене пробить небольшую дыру, застекленную двумя-тремя прозрачными слоями: радиопередатчики управляющих ИК-сигналов существуют и стоят недорого.

Кстати, высокая температура внутри проекторов приводит к тому, что, как правило, их нельзя отключать от электросети сразу после выключения лампы: вентилятор должен поработать еще несколько минут, чтобы тончайшая электронная (или электромеханическая, более стойкая к высоким температурам) матрица, формирующая изображение, не расплавилась. И вот вообразите, что у вас отключили электричество (как уже четвертый день подряд происходит у меня дома). Боюсь, что порекомендовать использование проекторов без ИБП в условиях конкретной страны побеждающего капитализма было бы легкомысленно.

3. Ну, и третий недостаток - необходимость затемнения. Тут на помощь должны приходить всяческие рольставни, желательно - электрифицированные, глухие двери и прочее. И еще - по возможности черные, светопоглощающие стены, полы и потолки. Конечно, если купить проектор помощнее (который будет дороже приблизительно на столько же, сколько понадобится вколотить денег в затемнение комнаты), - можно смотреть кино и не в темноте, но если вы не только хотите узнать, кто кого замочил, но и ждете изысканной картинки, как, скажем, у Тарковского, Феллини или Висконти, - вам такой вариант все равно не сгодится.

4. Еще к недостаткам проекторов относят зернистость изображения, более различимую у LCD-моделей. На это я готов возразить, что, во-первых, не следует сидеть так близко к экрану, чтобы пикселы были видны, и что, во-вторых, производители прилагают массу изобретательности, чтобы избавиться от этого изъяна. Чем выше разрешение матрицы (и, увы, цена проектора), тем легче и с большим успехом им это удается. В конце концов, если сесть слишком близко к экрану даже самого хорошего телевизора, его строки станут очень даже заметны... А строки, квадраты - не все ли равно? То есть, в принципе, очевидно, что картинка в домашнем кино на сегодня - вообще самое слабое место, и что явно пришла пора HDTV, телевидения высокой четкости с разрешением 1920х1080 или, на худой конец, - 1280х720: HDTV-стандарты 1080p и 720p. Кстати сказать, хотя телевизоры этих стандартов кое на каких прилавках уже появились, проекторов, полностью с HDTV совместимых, вроде бы больше. Причем они, как правило, имеют цифровой вход для вывода картинки этих разрешений, - дело осталось только за соответствующими видеодисками и проигрывателями. И о тех, и о других я слышал, что будто бы они уже есть, - вот только вживую еще не видел. Зато те, кто видел, пишут, что четкость и наполненность экрана деталями просто потрясают. Впрочем, и у меня есть один диск, тоже "Терминатор-2", с разрешением 1920х1080, но смотреть его можно только с компьютера, что, однако, у меня пока не получилось: кажется, он годится только для первой, американской, зоны, а плейер перед проигрыванием справляется (через Сеть), в какой зоне я живу.

Итак: если вы готовы примириться с необходимостью штор, шумом и слегка серым черным, - проектор - это не слишком дорого и очень круто. А я теперь, согласно плану, перейду к описанию проекторных принципов...

Продолжение следует

- Из журнала "Компьютерра" от 24 августа 2004 года.
 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.