Слушай мою команду
АрхивКолонка ЗолотоваКомплекс электронной навигации, понимающий человеческую речь, сконструирован специалистами компаний Honda и IBM. Приобрести авто с компьютерным навигатором в США и Канаде можно будет уже на следующей неделе.
Чем дальше, тем больше средний автомобиль, который, как известно, не роскошь, становится похожим на истребитель. Диктуемые аэродинамикой обводы корпуса, электроника в критически важных узлах, системы навигации - всё это пока непривычно, но обещает стать обыденным. И кстати, именно об аппарате, который поможет не заблудиться на неизвестной местности и быстро проложить курс, шумела западная популярная пресса в начале сентября: компания Honda Motor совместно с гигантом и классиком информационных технологий IBM сообщили о введении в эксплуатацию уникального (для западной цивилизации) навигационного комплекса, начиная с сентября устанавливающегося на некоторые новые модели авто Honda.
Электронный навигационный комплекс, входящий в стандартную поставку 2005 Acura RL и опционально устанавливающийся на 2005 Acura MDX и 2005 Honda Odyssey, с технической точки зрения представляет собой весьма сложный инструмент, поэтому проще объяснить, как это работает, прежде чем перечислить, из чего состоит. Вообразите себя счастливчиком, сидящим за рулём одной из названных выше машин: для того чтобы узнать, как проехать в нужное место, достаточно всего лишь попросить ваше авто - попросить вслух, буквально - выбрать кратчайшую дорогу к улице K и дому N. В памяти бортового компьютера хранится информация о дорожной сети всех континентальных Соединённых Штатов. Распознав команду, система определит текущее местоположение машины (очевидно, используется GPS, хоть в пресс-релизах этот механизм и не упоминается) и отобразит маршрут движения на дисплее, встроенном в приборную панель. Впрочем (и в этом вся прелесть), вы можете не отрываться от дороги и руля, необходимые указания (вплоть до поворотов) будут дублированы синтезированным голосом через бортовую стереосистему. Дополнительно к более чем полутора миллионам улиц компьютер хранит сведения о тысячах придорожных кафе. И конечно, голосовой интерфейс можно использовать для управления прочей аппаратурой, имеющейся на борту: развлекательным центром, мобильным телефоном (связь с бортовым вычислителем через Bluetooth), системой климат-контроля.
Центральным звеном для всех этих чудес служат сконструированный специалистами Honda вычислитель и составленная ими же база данных. Радость естественного общения с машиной - заслуга программистов IBM, предоставивших для своих автомобильных партнёров особую версию системы распознавания речи ViaVoice, которая теперь не нуждается в подстройке к персональным особенностям речи пользователя и нечувствительна к акцентам, с ходу понимая о какой из более чем семи сотен команд идёт речь.
К сожалению, о технической стороне известно сравнительно немного, но вы должны понять маркетологов Honda: стандартному покупателю такого рода продукции, скорее всего, совершенно не интересно, на каком процессоре и какой ОС основано решение. Тем не менее, даже из общего описания, коим пресс-службы IBM и Honda снабдили, в том числе, и российских журналистов, понятно, что ничего революционного в "навигаторе" Honda нет. Компоненты этого комплекса давно и успешно эксплуатируются порознь, больше того, в странах Востока и Азии, где плотность населения давно перевела подобные системы в ранг рентабельных, существуют и более сложные навигационные инструменты (взгляните на NV-XYZ от Sony). Так что называть новинку и революционной, и уникальной было бы неоправданно. "Навигатор" Honda важен по другой причине: это явный предвестник грядущей эпохи больших перемен, которая будет характеризоваться проникновением вычислительной техники буквально во все области повседневной человеческой деятельности. Идеологи (в числе которых и IBM) называют её эпохой pervasive computing - повсеместного компьютинга. Все окружающие человека предметы однажды станут частью персональной информационной сети, её компонентами, взаимодействовать с которыми человек сможет посредством некоего универсального механизма. Древние интерфейсы - клавиатуры, мыши - канут в Лету, на смену им придут интуитивно понятные каждому средства, и центральное место, похоже, отведут обычной речи. Автомобиль, понимающий вас с одного слова - лишь первая ступенька.