Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Фонарики

АрхивОгород Козловского
автор : Евгений Козловский   06.09.2004

Фонариками люди, варящиеся в среде домашних кинотеатров, - ну, знаете: страстные читатели журналов вроде "DVD эксперт", соответствующие торговцы и фанаты "настоящего кино дома", - называют проекторы.

Фонариками люди, варящиеся в среде домашних кинотеатров, - ну, знаете: страстные читатели и авторы-редакторы журналов вроде "DVD эксперт" и "Audio & Video", торговцы соответствующим товаром и фанаты "настоящего кино дома", - называют проекторы.

Раньше, когда эти устройства стоили очень дорого (или когда я зарабатывал так мало, что думать о них применительно к себе просто остерегался), я ими интересовался не более, чем, скажем, плазменными панелями: даже гуляя по магазину вроде "Электроники", кидал в их сторону беглый взгляд, - как на тачку "Ламборджини", проезжающую по улице.

Сегодня уже все не так: мой хороший, но не предельный (16:9, плоский, стогерцовый, диагональю, однако, всего 32 дюйма, а не, скажем, 36, какие появились в магазинах) телевизор Grundig стоит в Москве долларов всего на пятьсот дешевле огромной плазменной панели, которую вскоре обещали доставить мне на тестирование, и в полтора-два раза дороже одной из нескольких десятков моделей проекторов, что LCD, что даже DLP, дающих при потрясающей диагонали экрана (метров до пяти!) очень приемлемое изображение. Мой приятель, например, разведшийся с женой и, как исключительно благородный человек и настоящий мужчина, оставивший ей квартиру со всем содержимым, а себе купивший новую (после чего денег, естественно, осталось с гулькин нос), размышляя, как ему одомакинотеатризоваться, уже не только телевизоры перебирает в каталогах, но и панели и, главное, - проекторы.

И тут как раз так сложилось, что я этими самыми проекторами и занялся. Дома у меня оказалось два хороших (последние модели) и сравнительно недорогих: LCD от Epson (а Epson, как известно, является на сегодня главным, если не единственным, производителем и поставщиком LCD-матриц для проекторов, так что за новыми проекторами, может быть, в первую очередь стоит следить именно по эпсоновским моделям) и DLP от InFocus. Первая (EMP-TW10H Dreamio) стоит в Москве $1250, вторая (ScreenPlay 4805) - $1790.

Господа из ООО "Цифровые системы" вместе с проектором от InFocus (проектор от Epson я получил в московском представительстве фирмы) выдали мне вдобавок недорогой, но большой и удобный экран, - и вот мы с приятелем расположились в моей гостиной (она же - кабинет и тестовая лаборатория), подключили к двум проекторам два портативных DVD-плейера (точнее, наверное, - наоборот), вставили в них два фирменных одинаковых диска ("Терминатор-2"), выставили одинаковый размер экрана (подогнав его к размеру экрана телевизионного), на телевизор с одного из плейеров (с другого выхода) подали тот же видеосигнал, вывели на экран рядышком две проекции и стали смотреть-сравнивать.

Ну, мое давнее впечатление, что на проекторах (во всяком случае - LCD и DLP и на сравнимых по цене с хорошим телевизором) такой по сочности и контрастности картинки, как на телевизоре, получить не удается все равно, как бы скоро ни бежал прогресс: и глубина цвета не та (не по количеству передаваемых оттенков, но по впечатлению глаза), и насыщенность, плотность, плотскость его, - мое давнее впечатление осталось неизменным. И, конечно, черный! "Терминатор-2" записан на DVD в оригинальной пропорции 2,35:1, так что снизу и сверху картинки остаются черные рамочки. Так вот, на телевизоре они и впрямь черные, на обоих же экранах - серые, причем - одинаково серые, ну, не знаю, может быть - на LCD чуть-чуть серее. Это при отсутствии полного затемнения в комнате (вечер, шторы), однако легкий ночной заоконный свет все же пробивается, - так что сравнивалось с участками не засвеченного проектором экрана, тоже, по правде говоря, слегка сероватыми. Однако картинка с DLP-проектора все же чуть сочнее, контрастнее (как теоретически быть и должно), - но совсем чуть, и упрямыми попытками настроек разницу удалось свести к минимуму. Разница, конечно, есть, но стоит ли она 540 зеленых, это решать каждому индивидуально. Второе: на DLP-картинке, как ни вертел я головой, как ни быстро кидал взгляд из угла в угол, - никакой радуги обнаружить не удалось.

Наверное, именно здесь кстати припомнить демонстрацию, которую в самом конце июня устроил Epson в Лионе, в Институте Люмьеров. Называлась она "LCD vs. DLP"; рассказывалось на ней, почему LCD-проекторы в принципе выигрывают у проекторов DLP (во всяком случае, у одноматричных, которые только и могут стать рядом с LCD по цене): в первую очередь из-за этой вот радуги, которая в DLP-аппаратах замечается и при быстром переводе взгляда, и на некоторых динамических сценах, - знаете, вроде китайского танца с лентами. А значит, утомляются глаза.

Рассказывать-то, я понимаю, можно что угодно, - но тут же, в вестибюле, стоял добрый десяток DLP-проекторов от разных производителей (впрочем, все до единого - с матрицами от фирмы Texas Instruments, являющейся на сегодня монополистом в производстве DLP-чипов), - и на всех этот самый эффект радуги проявлялся с очевидностью, даже головой мотать особо не требовалось. "Почему же, - спросил я у компетентного в проигрывателях московского коллеги, Игоря Лапинского из PCWeek’а, - почему же в таком случае DLP-проекторы не сходят с рынка?" "Ну, - ответил коллега, - у них есть свои преимущества. Во-первых, лучший контраст". "Что-то не заметил... - заметил я". "Чтобы заметить, нужна полная темнота... И во-вторых, они бывают очень-очень маленькими, что для разного рода презентирующих коммивояжеров немаловажно.

Наконец, существуют трехматричные DLP-проекторы, без колеса, - на них радуги нет и глаз не утомляется, - правда, они на порядок дороже..."

Ладно, я зажегся идеей посмотреть на работу трехматричного DLP-проектора. Оля Измайлова из "Русского Стиля" (часть их сайта, посвященная проекторам, находится по адресу www.projectors.rus.ru) предложила мне взять одну из моделей домой. Но узнав о ее цене ($29000), я предпочел посмотреть где-нибудь в демонстрационном зале, и Оля привела меня в уже упомянутые "Цифровые системы". Проектор - InFocus ScreenPlay 777 - был велик и очень красив, картинка - изумительная и безо всяких радуг, - однако черный цвет все равно был серым. "Как же так?" - изумился я и услышал от директора фирмы Бориса Эшкинда, что идеала в мире, увы, не существует, что зеркальца в DLP-матрице поворачиваются всего на 12 градусов, так что совсем отвернуть эти зеркальца пока не удается. Технологически. Тут же он показал мне одноматричный, недорогой, уже упомянутый выше ScreenPlay 4805, - и я с удивлением обнаружил... вернее - не обнаружил и намека на радугу. "А это почему?" "Потому же. Технологически, - ответил Борис. - Четырехкратная (где-то около 15000 об./мин.) скорость вращения колеса, а само колесо шестисекторное: два RGB (R - red, красный; G - green, зеленый; B - blue, синий: основные цвета, из которых, сложением, можно получить все остальные)".

Идеала и впрямь не существует, однако черный цвет на проекторах получить все-таки можно. Правда, на проекторах другого принципа, CRT, - они появились первыми, и вы, наверное, видели эти устройства с тремя разноцветно бьющими на экран мощными линзами. Из-за высокой цены, огромных размеров и сложности регулировки такие проекторы постепенно сходят со сцены, уступая место LCD- и DLP-аппаратам, но все еще не сошли окончательно. Так вот: у тридцатитысячедолларовой модели от Barco, Cine 8, величина контрастности - от 15000:1 до 30000:1, тогда как у LCD- и DLP-проекторов она колеблется где-то между 500:1 и 2000:1. Ну, у дорогого Marantz VP-12S3 она заявлена 3800:1, но это еще как мерить, и все равно - на полпорядка ниже.

И вот, погоняв проектор еще и дома и особо приглядываясь к этой самой отсутствующей радуге, я задал себе вопрос: неужели господа из Epson, фирмы, которую я очень уважаю за приверженность к постоянному развитию технологий и качественное их воплощение, - неужели они на демонстрации в Лионе устроили легкую подтасовку, подсунув журналистам для сравнения старые модели DLP-проекторов? Думать так не хотелось, не хочется и до сих пор, - и я остановился на объяснении, что к моменту презентации последние, безрадужные модели одночиповых DLP-проекторов широко на рынке еще не прописались. И впрямь: исследуемый мною ScreenPlay 4805 появился в Москве буквально на прошлой неделе, и я, говорят, стал первым его тестером. А в свежем журнале "DVD эксперт" при тестировании предыдущей модели, ScreenPlay 4800, радуга отмечалась как существенный недостаток. (нужно, однако, иметь в виду, что эффект радуги замечают не все - это связано с особенностями зрения конкретного человека. Вполне возможно, что кто-то другой увидит радугу и на модели 4805, хотя увеличенная скорость смены цветных секторов снижает вероятность наблюдения этого эффекта).

Ну что ж, пробежимся по принципиальным, так сказать - родовым, недостаткам (и достоинствам, разумеется) проекторов (как инструментов для домашнего кинотеатра, ибо потребности презентирующих коммивояжеров находятся вне круга моих интересов), а потом - поговорим о принципах устройства проекторов (чтобы, если кому пока непонятно, что это за четырехскоростное шестисегментное колесо, стало понятно) и об их параметрах, по которым они друг от друга отличаются и по которым - ежели захочется - вы будете выбирать свой.

Продолжение следует

Читайте во вторник о достоинствах и недостатках проекторов

- Из журнала "Компьютерра" от 24 августа 2004 года.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.