Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Анатолий Левенчук: Провайдеры не должны нести ответственности за действия своих клиентов

АрхивЭксперт
автор : Марианна Дейнеко   27.08.2004

Американский суд вынес важное решение: децентрализованные пиринговые сети не отвечают за действия своих пользователей, даже если те нарушают авторские права. В России свои законы и свои проблемы. Как обстоят дела у нас?

Важный прецедент, который может повлиять на будущее всех файлообменных сетей, на днях был создан в США. В американском суде решилась судьба двух пиринговых сетей. Вердикт гласит, что компании Grokster и StreamCast Networks не несут ответственности за действия пользователей, которые распространяют через их сети нелегальный контент. Возможно, компания Sharman Networks, которая владеет сетью Kazaa, переедет обратно из государства Вануату, куда она сбежала от преследований, и будет вести легальное существование без опасения быть привлеченной к суду.

Всё это происходит в США, в России же собственные законы и собственные проблемы. Что это значит для нас, объясняет Анатолий Левенчук, президент компании TechInvestLab.com

Анатолий Левенчук: "Эти американские "прецеденты" никакого отношения к нашим реалиям не имеют, кроме повода развязать очередной пиар войне копирайтщиков с собственным народом - войне, ведущейся уже в каждой стране мира. Пока в законодательном мире побеждают, в основном, те, у кого деньги - копирайтщики. А вот в жизни побеждают иногда и простые люди, в том числе участники файлообменных сетей. Иногда в судах появляются приличные люди, которые основываются не на немыслимом по интенсивности пиаре копирайтщиков (которых еще полвека назад и рядом не стояло с их нынешними требованиями), а судьи, основывающиеся на здравом смысле и законах природы (согласно которым информация не может быть вещью, а слово не является воробьем, которого можно поймать после вылета).

К нашим российским реалиям это все могло бы применяться в контексте будущей реформы связи, которая сейчас обсуждается пока в кругу специалистов. В реформе связи могли бы быть четыре разные составляющие:

1. Экономическая (структурная) реформа, которая решила бы вопросы естественно-монопольного режима проводной связи, вопросов универсальной услуги, единства телефонной сети и присоединения операторов к конкурирующим сетям связи, а также другие вопросы, имеющие экономическую природу.

2. Реформа безопасности связи, которая как раз и определяла бы степень ответственности операторов связи за исполнение ими вменяемых законодательством полицейских функций: подавлению файлообменных сетей, криптографических услуг, цензуре (для начала - порно и разжигания национальной розни, с учетом разнообразия мнений, что это могло быть такое. Понятно, что инфраструктура цензуры могла бы использоваться и для политической цензуры, и для цензуры в интересах поборников копирайта), пересечению таможенной границы при обмене информацией и т.д. Собственно, решение американского суда по непричастности операторов файлообменных сетей к действиям их участников могло бы рассматриваться как зарубежный пример для дискуссий именно в этой части: должны ли операторы исполнять полицейские функции и нести ответственность за порядок на своих полицейских участках, или не должны.

3. Еще нужно решить вопросы распределения частотного спектра (номерная емкость является искусственно ограниченным ресурсом, и этот вопрос может быть легко решен в ходе экономической реформы. С частотным спектром чуть сложнее: тут нужно учитывать не столько переход от административного распределения к рыночным аукционам, сколько альтернативную концепцию "открытого спектра", которая делает упор на новые технологии использования частот и предполагает, что специальное регулирование частотного спектра не требуется).

4. Осталось только провести реформу почтовой связи. Почта у нас занимается пересылкой мелких грузов (писем и бандеролей), чем занимаются частные логистические компании, денежными переводами, чем занимаются обычно банки, пересылкой информации (телеграммы), чем занимаются провайдеры интернета и сами пользователи (электронная почта), и еще многими странными вещами (типа выпуска коллекционных почтовых марок). А еще у почты огромный неприватизированный еще имущественный комплекс, и ее функционирование законодательно защищено от конкуренции с частными операторами.

Наши документы по информационной политике можно найти на www.prompolit.ru/infopol. Концепция безопасности связи, имеющая отношение к задаваемому вами вопросу про ответственность операторов связи или сервисов типа файлообменных сетей будет опубликована на этой странице где-то через десять дней.

Принцип тут должен быть один: провайдеры, что бы там ни было, не должны нести ответственности за действия своих клиентов, они не должны выполнять полицейские функции. Если полиции нужно что-то отслеживать, то пусть это она делает сама, тратя на это деньги налогоплательщиков. Такой механизм (когда силовым органам нужно тратить на отслеживание всего на свете вполне определенные деньги) приводит к естественной фильтрации "важных" отслеживаний (убийств, например) и неважных (преследованию подростков, слушающих музыку и никого при этом не трогающих и не ущемляющих)."

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.