Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Фонарики

Архив
автор : Евгений Козловский   24.08.2004

Фонариками люди, варящиеся в среде домашних кинотеатров,— ну, знаете: страстные читатели и авторы-редакторы журналов вроде «DVD эксперт» и «Audio & Video», торговцы соответствующим товаром и фанаты «настоящего кино дома»,— называют проекторы.

Фонариками люди, варящиеся в среде домашних кинотеатров,— ну, знаете: страстные читатели и авторы-редакторы журналов вроде «DVD эксперт» и «Audio & Video», торговцы соответствующим товаром и фанаты «настоящего кино дома»,— называют проекторы.
Раньше, когда эти устройства стоили очень дорого (или когда я зарабатывал так мало, что думать о них применительно к себе просто остерегался), я ими интересовался не более, чем, скажем, плазменными панелями: даже гуляя по магазину вроде «Электроники», кидал в их сторону беглый взгляд,— как на тачку «Ламборджини», проезжающую по улице.

Сегодня уже все не так: мой хороший, но не предельный (16:9, плоский, стогерцовый, диагональю, однако, всего 32 дюйма, а не, скажем, 36, какие появились в магазинах) телевизор Grundig стоит в Москве долларов всего на пятьсот дешевле огромной плазменной панели, которую вскоре обещали доставить мне на тестирование, и в полтора-два раза дороже одной из нескольких десятков моделей проекторов, что LCD, что даже DLP, дающих при потрясающей диагонали экрана (метров до пяти!) очень приемлемое изображение. Мой приятель, например, разведшийся с женой и, как исключительно благородный человек и настоящий мужчина, оставивший ей квартиру со всем содержимым, а себе купивший новую (после чего денег, естественно, осталось с гулькин нос), размышляя, как ему одомакинотеатризоваться, уже не только телевизоры перебирает в каталогах, но и панели и, главное,— проекторы.

И тут как раз так сложилось, что я этими самыми проекторами и занялся. Дома у меня оказалось два хороших (последние модели) и сравнительно недорогих: LCD от Epson (а Epson, как известно, является на сегодня главным, если не единственным, производителем и поставщиком LCD-матриц для проекторов, так что за новыми проекторами, может быть, в первую очередь стоит следить именно по эпсоновским моделям) и DLP от InFocus. Первая (EMP-TW10H Dreamio) стоит в Москве $1250, вторая (ScreenPlay 4805)— $1790.

Господа из ООО «Цифровые системы» вместе с проектором от InFocus (проектор от Epson я получил в московском представительстве фирмы) выдали мне вдобавок недорогой, но большой и удобный экран, — и вот мы с приятелем расположились в моей гостиной (она же — кабинет и тестовая лаборатория), подключили к двум проекторам два портативных DVD-плейера (точнее, наверное, — наоборот), вставили в них два фирменных одинаковых диска («Терминатор-2»), выставили одинаковый размер экрана (подогнав его к размеру экрана телевизионного), на телевизор с одного из плейеров (с другого выхода) подали тот же видеосигнал, вывели на экран рядышком две проекции и стали смотреть-сравнивать.

Ну, мое давнее впечатление, что на проекторах (во всяком случае — LCD и DLP и на сравнимых по цене с хорошим телевизором) такой по сочности и контрастности картинки, как на телевизоре, получить не удается все равно, как бы скоро ни бежал прогресс: и глубина цвета не та (не по количеству передаваемых оттенков, но по впечатлению глаза), и насыщенность, плотность, плотскость его, — мое давнее впечатление осталось неизменным. И, конечно, черный! «Терминатор-2» записан на DVD в оригинальной пропорции 2,35:1, так что снизу и сверху картинки остаются черные рамочки. Так вот, на телевизоре они и впрямь черные, на обоих же экранах — серые, причем — одинаково серые, ну, не знаю, может быть — на LCD чуть-чуть серее. Это при отсутствии полного затемнения в комнате (вечер, шторы), однако легкий ночной заоконный свет все же пробивается, — так что сравнивалось с участками не засвеченного проектором экрана, тоже, по правде говоря, слегка сероватыми. Однако картинка с DLP-проектора все же чуть сочнее, контрастнее (как теоретически быть и должно),— но совсем чуть, и упрямыми попытками настроек разницу удалось свести к минимуму. Разница, конечно, есть, но стоит ли она 540 зеленых, это решать каждому индивидуально. Второе: на DLP-картинке, как ни вертел я головой, как ни быстро кидал взгляд из угла в угол, — никакой радуги обнаружить не удалось.

Наверное, именно здесь кстати припомнить демонстрацию, которую в самом конце июня устроил Epson в Лионе, в Институте Люмьеров. Называлась она «LCD vs. DLP»; рассказывалось на ней, почему LCD-проекторы в принципе выигрывают у проекторов DLP (во всяком случае, у одноматричных, которые только и могут стать рядом с LCD по цене): в первую очередь из-за этой вот радуги, которая в DLP-аппаратах замечается и при быстром переводе взгляда, и на некоторых динамических сценах,— знаете, вроде китайского танца с лентами. А значит, утомляются глаза.

Рассказывать-то, я понимаю, можно что угодно,— но тут же, в вестибюле, стоял добрый десяток DLP-проекторов от разных производителей (впрочем, все до единого — с матрицами от фирмы Texas Instruments, являющейся на сегодня монополистом в производстве DLP-чипов),— и на всех этот самый эффект радуги проявлялся с очевидностью, даже головой мотать особо не требовалось. «Почему же,— спросил я у компетентного в проигрывателях московского коллеги, Игоря Лапинского из PCWeek’а, — почему же в таком случае DLP-проекторы не сходят с рынка?» «Ну,— ответил коллега,— у них есть свои преимущества. Во-первых, лучший контраст». «Что-то не заметил… — заметил я». «Чтобы заметить, нужна полная темнота… И во-вторых, они бывают очень-очень маленькими, что для разного рода презентирующих коммивояжеров немаловажно.

Наконец, существуют трехматричные DLP-проекторы, без колеса,— на них радуги нет и глаз не утомляется,— правда, они на порядок дороже…»

Ладно, я зажегся идеей посмотреть на работу трехматричного DLP-проектора. Оля Измайлова из «Русского Стиля» (часть их сайта, посвященная проекторам, находится по адресу www.projectors.rus.ru) предложила мне взять одну из моделей домой. Но узнав о ее цене ($29000), я предпочел посмотреть где-нибудь в демонстрационном зале, и Оля привела меня в уже упомянутые «Цифровые системы». Проектор — InFocus ScreenPlay 777 — был велик и очень красив, картинка — изумительная и безо всяких радуг, — однако черный цвет все равно был серым. «Как же так?» — изумился я и услышал от директора фирмы Бориса Эшкинда, что идеала в мире, увы, не существует1, что зеркальца в DLP-матрице поворачиваются всего на 12 градусов, так что совсем отвернуть эти зеркальца пока не удается. Технологически. Тут же он показал мне одноматричный, недорогой, уже упомянутый выше ScreenPlay 4805, — и я с удивлением обнаружил… вернее — не обнаружил и намека на радугу. «А это почему?» «Потому же. Технологически, — ответил Борис. — Четырехкратная (где-то около 15000 об./мин.) скорость вращения колеса, а само колесо шестисекторное: два RGB (R — red, красный; G — green, зеленый; B — blue, синий: основные цвета, из которых, сложением, можно получить все остальные)».

И вот, погоняв проектор еще и дома и особо приглядываясь к этой самой отсутствующей радуге, я задал себе вопрос: неужели господа из Epson, фирмы, которую я очень уважаю за приверженность к постоянному развитию технологий и качественное их воплощение, — неужели они на демонстрации в Лионе устроили легкую подтасовку, подсунув журналистам для сравнения старые модели DLP-проекторов? Думать так не хотелось, не хочется и до сих пор, — и я остановился на объяснении, что к моменту презентации последние, безрадужные модели одночиповых DLP-проекторов широко на рынке еще не прописались. И впрямь: исследуемый мною ScreenPlay 4805 появился в Москве буквально на прошлой неделе, и я, говорят, стал первым его тестером. А в свежем журнале «DVD эксперт» при тестировании предыдущей модели, ScreenPlay 4800, радуга отмечалась как существенный недостаток.ужно, однако, иметь в виду, что эффект радуги замечают не все — это связано с особенностями зрения конкретного человека. Вполне возможно, что кто-то другой увидит радугу и на модели 4805, хотя увеличенная скорость смены цветных секторов снижает вероятность наблюдения этого эффекта)

Ну что ж, пробежимся еще раз (поскольку года два назад я уже пробегался в «Огороде» под названием «Волшебный фонарь») по принципиальным, так сказать — родовым, недостаткам (и достоинствам, разумеется) проекторов (как инструментов для домашнего кинотеатра, ибо потребности презентирующих коммивояжеров находятся вне круга моих интересов), а потом — поговорим о принципах устройства проекторов (чтобы, если кому пока непонятно, что это за четырехскоростное шестисегментное колесо, стало понятно) и об их параметрах, по которым они друг от друга отличаются и по которым — ежели захочется — вы будете выбирать свой.

Одним из безусловных (для очень многих — например, для упомянутого выше приятеля) достоинств проекторов мы можем сегодня назвать низкие цены, начинающиеся ниже цен на приличные, подходящие для комфортабельного просмотра DVD-кино, телевизоры. И впрямь, пока в квартире пусто и на покупку смотрельного приспособления отпущена приблизительно пара тысяч зеленых, можно всерьез мучиться и выбирать: телевизор взять или проектор? Вот приятель сейчас как раз мучается и выбирает.

Вторым же (и, возможно, последним, но очень сильным) достоинством проекторов мы будем считать размеры картинки. Согласитесь, что пятиметровый экран дома — это очень и очень круто, и количество тут уже переходит в качество. Такого размера вы не получите ни на всегда вялых проекционникахелевизоры, построенные по принципу обратной проекции), ни на дорогущих плазменных панелях, которые все-таки — в смысле передачи цвета — весьма грубы, во всяком случае, те, что мне до сих пор случалось посмотреть.

Другое дело, что не каждый считает, будто именно большой экран превращает дом в настоящий кинотеатр, есть и любители миниатюры (к числу которых пока что принадлежу и я), — но большинство все же считает, и оспорить эту точку зрения я не могу, да и не хочу. Еще: не всякий дом выдержит пятиметровый экран: нужно сидеть от него не ближе размера его диагонали, а в моей, например, комнате дальше, чем на два метра от экрана, сесть просто негде. Ну что ж, и в таком случае я могу распахнуть проекционный экран на целых два метра вместо восьмидесяти сантиметров, которые дает мой телеэкран.

Дальше уже идут недостатки.

Первый: как правило (если не считать CRT-проекторов, которые, по сотне причин, для обычного дома подходят мало), — серость черного и не слишком высокая контрастность картинки. С чем, впрочем, вполне можно психологически примириться. О проблемах с желтым цветом у DLP-проекторов я не пишу в подробностях, потому что, при общей несколько вяловатой цветопередаче у последних моделей, я лично желтой проблемы не замечал.

Второй: постоянный шум охлаждения лампы. Он не очень велик, особенно в последних моделях, например — 29 дБ в режиме Theater Blackто-то вроде экономичного режима: имеется в виду, что просмотровый зал затемнен, так что мощность лампы и, соответственно, шум от системы охлаждения снижены) EMP-TW10H Dreamio,— это вполне сопоставимо с шумом компьютерного вентилятора, — и при просмотре какого-нибудь боевика или вестерна он обычно заглушается фонограммой. Правда, существуют и фильмы другого рода, где часто одним из героев выступает… тишина. Со вторым недостатком тоже надо примиряться психологически, поскольку заглушающие шум боксы огромны и дороги: ведь едва помещаешь в него проектор, циркуляция воздуха затрудняется и приходится добавлять охлаждения и, соответственно, шума. Эдакая дурная бесконечность. Мне неясно, почему до сих пор в проекторах не употребляются бесшумные охладители, вроде элементов Пельтье, например: потому ли, что технологически это слишком сложно, потому ли, что проекторы и с воздушным охлаждением покупают достаточно борзо, так что до бесшумных моделей дело дойдет, когда продажи шумящих вдруг приостановятся (потому что элементы Пельтье не отбирают тепло, а просто перераспределяют, выделяя при этом дополнительное, в результате придется отводить тепла еще больше, чем без элемента Пельтье. — С.Л.). Существуют и сегодня проекторы с охлаждением водяным, но они, по рассказам очевидцев (ухослышцев), — еще громче, чем с воздушным. Есть, правда, такой вот выход из положения (я предложил его как раз приятелю): повесить проектор в смежной комнате (как в кинотеатрах), а в стене пробить небольшую дыру, застекленную двумя-тремя прозрачными слоями: радиопередатчики управляющих ИК-сигналов существуют и стоят недорого.

Кстати, высокая температура внутри проекторов приводит к тому, что, как правило, их нельзя отключать от электросети сразу после выключения лампы: вентилятор должен поработать еще несколько минут, чтобы тончайшая электронная (или электромеханическая, более стойкая к высоким температурам) матрица, формирующая изображение, не расплавилась. И вот вообразите, что у вас отключили электричество (как уже четвертый день подряд происходит у меня дома). Боюсь, что порекомендовать использование проекторов без ИБП в условиях конкретной страны побеждающего капитализма было бы легкомысленно.

Ну, и третий недостаток — необходимость затемнения. Тут на помощь должны приходить всяческие рольставни, желательно — электрифицированные, глухие двери и прочее. И еще — по возможности черные, светопоглощающие стены, полы и потолки. Конечно, если купить проектор помощнее (который будет дороже приблизительно на столько же, сколько понадобится вколотить денег в затемнение комнаты), — можно смотреть кино и не в темноте, но если вы не только хотите узнать, кто кого замочил, но и ждете изысканной картинки, как, скажем, у Тарковского, Феллини или Висконти, — вам такой вариант все равно не сгодится.

Еще к недостаткам проекторов относят зернистость изображения, более различимую у LCD-моделей. На это я готов возразить, что, во-первых, не следует сидеть так близко к экрану, чтобы пикселы были видны, и что, во-вторых, производители прилагают массу изобретательности, чтобы избавиться от этого изъяна. Чем выше разрешение матрицы (и, увы, цена проектора), тем легче и с большим успехом им это удается. В конце концов, если сесть слишком близко к экрану даже самого хорошего телевизора, его строки станут очень даже заметны… А строки, квадраты — не все ли равно? То есть, в принципе, очевидно, что картинка в домашнем кино на сегодня — вообще самое слабое место, и что явно пришла пора HDTV, телевидения высокой четкости с разрешением 1920х1080 или, на худой конец, — 1280х720: HDTV-стандарты 1080p и 720p. Кстати сказать, хотя телевизоры этих стандартов кое на каких прилавках уже появились, проекторов, полностью с HDTV совместимых, вроде бы больше. Причем они, как правило, имеют цифровой вход для вывода картинки этих разрешений, — дело осталось только за соответствующими видеодисками и проигрывателями. И о тех, и о других я слышал, что будто бы они уже есть,— вот только вживую еще не видел. Зато те, кто видел, пишут, что четкость и наполненность экрана деталями просто потрясают. Впрочем, и у меня есть один диск, тоже «Терминатор-2», с разрешением 1920х1080, но смотреть его можно только с компьютера, что, однако, у меня пока не получилось: кажется, он годится только для первой, американской, зоны, а плейер перед проигрыванием справляется (через Сеть), в какой зоне я живу.

Итак: если вы готовы примириться с необходимостью штор, шумом и слегка серым черным, — проектор — это не слишком дорого и очень круто. А я сейчас, согласно плану, перейду к описанию проекторных принципов.

Начну — и быстро закончу — с принципа самого древнего: CRT. В таких проекторах стоят три яркие электронно-лучевые трубки, с которых изображение через фокусирующие линзы и цветовые фильтры (у каждой трубки свой фильтр — красного, зеленого или голубого цвета) проецируется на экран. Трубки достаточно большие, у уже упомянутого, например, Cine 8 от Barco — восьмидюймовые. То есть побольше, чем экраны некоторых субноутбуков. Главная проблема у CRT-проекторов — в сведении световых потоков, — задаче отнюдь не простой и требующей порою специального настройщика. А со временем потоки снова расходятся, и требуется новая настройка. Кроме того, как уже было сказано, такие проекторы весьма громоздки, особенно по сравнению с нынешними LCD- и DLP-малютками. Судя по всему, век CRT-проекторов заканчивается, однако ничего подобного им по черноте черного и уровню контрастности на сегодняшний день и близко не существует.

Далее — проекторы LCD. В незапамятные времена, они были одноматричными. То есть стоял обычный цветной LCD-экранчик, только малю-ю-сенький, и сквозь него бил свет мощной лампы. Сейчас одноматричные ушли в область преданий, и нормой стали проекторы на трех LCD, на каждую из которых подается картинка своей цветовой составляющей, — тоже из RGB-колоды. В силу того, что при подаче на жидкий кристалл даже максимального потенциала он (кристалл) продолжает сохранять некоторую прозрачность, по-настоящему черный цвет получить с помощью такого проектора невозможно в принципе, во всяком случае — на сегодня. Однако и LCD-технологии быстро развиваются, и LCD-мониторы последних поколений прямо-таки потрясают и количеством отображаемых цветов, и быстродействием, и контрастностью (см. прошлый «Огород» под названием «Комплекс полноценности»), так что LCD-проекторам есть куда расти. Что же касается цифровой дискретности (квадратики на экране, эдакая «сетка от мух», как следствие просвечивания ячеистой матрицы), — она имеет место быть ровно до порога чувственного (в данном случае — зрительного) восприятия и с ростом разрешения LCD-матриц и изощренности обработки и адаптации сигнала — сойдет на нет, на неразличимость. У DLP-проекторов цифровая ячеистость менее заметна, и на некоторых моделях проекторов, правда, пока достаточно дорогих (с одной из которых, одночиповым DLP-проектором InFocus ScreenPlay 7205 за 7000 баксов,— в действии,— познакомили меня господа из «Цифровых систем»), эта самая дискретность мною не была замечена вообще.

Третий вид — DLP-проекторы. DLP — Digital Light Processor (цифровой обработчик света). Функции формирователя изображения в них выполняет DMD-чип (DMD — Digital Micromirror Device). Эти чипы выпускает исключительно Texas Instruments, а проекторы на их основе делает целый ряд фирм (например, InFocus, BenQ, LG или HP). На этом же принципе выпускаются цифровые проекторы для больших кинотеатров.

DMD-чип представляет собой электро-электронно-механическую матрицу с миллионами микроскопических зеркал (впрочем, начиная от полумиллиона), которые могут поворачиваться на угол 10–12 градусов, отражая падающий на них свет мощной лампы либо в объектив проектора (и через него на проекционный экран), либо на специальный поглощающий световую энергию элемент (как я писал выше, и такой угол поворота, и сам принцип все равно не дают полной темноты). В зависимости от того, с какой яркостью должна быть освещена та или иная точка экрана, соответствующее зеркальце колеблется с высокой, неразличимой для глаза частотой и определенной скважностью (время, которое оно проводит в состоянии «включено», не равно времени в состоянии «выключено»). Если проектор трехматричный (тот трехматричный, что я видел в «Цифровых системах», стоит, как я уже упомянул, $29000, но «Русский Стиль» предлагает и NEC’овский, за $90000,— правда, на этот посмотреть мне не удалось, ибо его не только поставляют под конкретный заказ и предоплату, но даже, кажется, и изготавливают по тем же принципам: в настоящий же момент ни одного оплаченного заказа не оказалось), — головоломство на этом заканчивается. Если же одноматричный (таковых большинство, а сравнительно недорогие, от тысячи до пяти-семи тысяч долларов, — все), головоломство продолжается. В одноматричных DLP-проекторах на чип попеременно подается картинка одного из трех основных (RGB) цветов, и в соответствии с этим чередованием между лампой и DLP-чипом помещается светофильтр. Светофильтры встроены в специальное колесо, которое вращается с бешеной, трудно вообразимой скоростью. Таким образом (в отличие от LCD-проекторов, где картинки основных цветов оптически сливаются внутри проектора), на экран последовательно подаются картинки трех основных цветов, и в одну разноцветную они сливаются уже в мозгу смотрящего, — вроде как в одну движущуюся сливаются 24 неподвижные фотографии, когда мы смотрим кино (50 полукадров для PAL/SECAM и 60— для NTCS-телевидения). Надо иметь в виду, что при просмотре видео наш мозг должен производить двойную работу: сливать фотографии в движение и отдельные цвета — в разноцветие. Впрочем, мозги у разных людей разные, и одним такая работа просто незаметна, у других же — вызывает утомление. Так что не всем DLP-проекторы показаны. Впрочем, это скорее относится к прежним временам, во всяком случае — что касается меня. Посмотрев с помощью ScreenPlay 4805 кино часов пять, я нашел себя уставшим не более, чем если б смотрел его по телевизору.

У ранних DLP-проекторов колесо состояло из трех фильтрующих секторов и вращалось со скоростью 3600 об./мин. Это приводило, во-первых, к невысокой яркости картинки (в каждый момент времени на экран попадало не более трети светового потока лампы и даже меньше: и самые быстрые транзисторы имеют некоторую инерционность, и отключать картинку того или иного цвета приходилось чуть раньше, чем уходил соответствующий светофильтр, а включать — позже, чем приходил), во-вторых — к упомянутой выше утомляемости, в-третьих же — к описанному выше эффекту радуги. Говорят, повторюсь, что радугу от DLP-проекторов видят далеко не все люди, в сущности — меньшинство, но я очевидно к этому меньшинству принадлежу. Чтобы ее спровоцировать, можно быстро помотать растопыренной пятерней между глазами и экраном. ут, наверное, кстати вспомнить эпизод из последнего фильма Вуди Аллена «Всякое бывает». Персонаж Аллена рассказывает своему молодому другу анекдот: Больной приходит к врачу и говорит: «Доктор, когда я делаю вот так… (Аллен производит замысловатый жест кистью руки. — Е.К.), — у меня болит». А доктор отвечает: «А вы не делайте так…») С пониженной яркостью производители проекторов повели борьбу, добавив в колесо белый сектор. Увы, белый сектор ухудшал цветопередачу. Сегодня большинство производителей проекторов увеличивают скорость вращения колеса со светофильтрами до четырехкратной, а число секторов — до шести-семи, и, что касается меня, — нет ни утомляемости, ни радуги, ни низкой яркости. Впрочем, надо полагать, что по этим показателям лучше каждому тестировать конкретный проектор под себя, и еще — что, если не сегодня, — завтра об этих недостатках надо будет вспоминать, как сегодня вспоминается об одноматричных LCD-проекторах: мемуарно.

Следующий вид проекторов только-только выходит на арену, лично мне не довелось посмотреть вживе ни на один (собираюсь и, если удастся, — непременно опишу). Это проекторы на так называемой LCOS-технологии: liquid crystal on silicon — жидкие кристаллы на кремнии. Теоретически эта технология должна совместить достоинства LCD- и DLP-проекторных технологий: изображение подается на LCD-матрицу, но наружу выводится не на просвет (таким образом исчезают ячейки и чрезмерный разогрев матриц), а отраженно.

На сегодняшний день мне известно о двадцатисемитысячедолларовом LCOS-проекторе от Sony: SX-1750 (Qualia 004), — у них эта технология зовется SXRD, и о DLA-SX21 от JVC, — там технология называется D-ILA. Очень интересно будет на них взглянуть: не они ли станут главными персонами в списке фонариков ближайшего будущего.

Теперь — о параметрах проекторов, упоминающихся в журналах и прайс-листах. Обычно это…

  • Тип. Ну, тут понятно: чаще всего — DLP (одно- или трехчиповый) или LCD, и об этом мы сказали уже достаточно. 
  • Разрешение (иногда кроме физического разрешения матрицы указывается логическое, получающееся путем сложных математических операций; вы, возможно, сталкивались на компьютере с проблемами программной подгонки того или иного разрешения, задаваемого видеокартой, к физическому разрешению LCD-матриц: тут вас ждет что-то в этом же роде, — только обычно лучше сделанное. У EMP-TW10H, например, при матрице 854x480 заявлены разрешения VGA (640x480), SVGA (800x600) и, наконец, XGA (1024x768).

Следует иметь в виду (если вы приобретаете проектор не вместо компьютерного монитора; впрочем, хоть я и не геймер, могу себе вообразить удовольствие от замочки монстров на пятиметровом экране, — а как визуализатор домашнего кинотеатра), что предлагаемое на DVD кино бывает в разрешении 720х576 (PAL) или даже 720х480 (NTSC), так что разрешения, входящего в эти границы (например, 800х600), вам для DVD хватило бы, если б… Правильно, если б не формат 16:9. В принципе, идеальным было бы, если б, как в кинотеатре, на проектор можно было бы насадить анаморфный объектив, который оптически разжимал бы картинку до нужных кондиций, но, сколько мне известно, проекторов с такими объективами на рынке предлагается немного: какой-то у NEC и еще какой-то (или какие-то) — у норвежской Projection Design, — и они, естественно, не из самых нижних ценовых ниш.

Так что, чтобы отобразить широкое кино в правильных пропорциях, вам нужно либо подрезать картинку сверху-снизу, чем, безусловно, ухудшить ее качество (как это делают недорогие телевизоры, установленные в режим Letter Box), либо иметь матрицу 16:9. Обычно поддержка этого самого 16:9 в характеристиках проектора указывается.

Для примера: и EMP-TW10H Dreamio, и ScreenPlay 4805 пропорцию 16:9 поддерживают, но и на том, и на другом матрицы — 854x480. Это означает, что NTSC-видео будет отображаться проектором без пересчетов и подрезок, а PAL-видео проектор будет программно сжимать. Оно, в общем-то, не слишком и заметно, однако иметь это в виду надо обязательно.

Сейчас на рынке есть проекторы, поддерживающие стандарт HDTV 1080p. Конечно, соблазнительно быть чуть-чуть впереди прогресса, если на это есть деньги. К тому же у таких проекторов используется вся матрица даже при подаче обычного видеосигнала — с помощью разных пересчетов,— и, если пересчеты хороши, результат лучше даже с простого DVD-видеодиска.

  • Яркость. Обозначается обычно в ANSI Lm (ANSI-люмены). Для дома вполне хватает 300, а найти проектор с меньшей яркостью практически невозможно. Из двух просматриваемых у одного яркость 750 ANSI Lm, у второго, эпсоновского, — аж 1200. 
  • Контраст. Контраста слишком много не бывает, но особо много вам его и не предложат. Некоторые цифры я уже указывал, когда говорил о чуде от Barco, тут же замечу, что для ScreenPlay 4805 контраст заявлен 2000:1, а для Dreamio— 800:1. Надо еще иметь в виду, что контраст меряют по-разному, что проверить цифры довольно трудно (это примерно как с минимальным достаточным для съемки светом у видеокамер),— так что лучше всего — смотреть. 
  • Ресурс лампы. Я не включил в перечень недостатков проекторов необходимость время от времени менять лампу, которая стоит от 250 до 500 зеленыхампа к EMP-TW10H, впрочем, должна стоить (по уверениям московского отделения Epson) не более 199 долларов) (и что-то пока не слышно на рынке о более дешевых клонах, — ну, как о картриджах для принтеров). Не включил, потому что эксплуатационный расход такого масштаба раз в два-три года — вполне нормальное явление: вы же меняете на машине свечи и амортизаторы, меняете резину, постоянно обновляете себе башмаки и прочее. Можно на это сказать, что телевизор или плазменная панель таких расходов не требуют, — но у телевизора может вдруг вылететь монитор, а у панели — десяток-другой пикселов. И тут уж вы точно четырьмя сотнями не обойдетесь. При ресурсе в 2000 часов (меньше я не встречал; сейчас все больше идет 3000, а то и 4000) вы сможете смотреть кино через ваш проектор года эдак два, а то и три-четыре. В общем, ограниченный ресурс лампы — не самое страшное. 
  • Объектив. Надо иметь в виду, что, если для дома, а дом не особенно велик, хорошо иметь объектив поширокоугольнее, чтобы на небольшом расстоянии получить достаточно большой экран. Ну и, конечно, трансфокальный: перевести ручку куда проще, чем перенести стену. Полагаю, что 21 миллиметр — это верхний предел наименьшего фокусного расстояния, с которым вы можете соглашаться.

Еще можно встретить много разных параметров, на которые следует обращать внимание только тем, для кого они важны. Ну, например, проекционное расстояние (расстояние/ширина экрана), размер изображения (диагональ), количество цветов (меньше чем на 16,7 млн. не соглашайтесь!), частота горизонтальной и вертикальной развертки…

Также обратите внимание на возможность коррекции трапецеидальных искажений, которые несомненно возникнут, если проектор не встанет у вас в комнате строго по центру экрана (скорее всего, вы его подвесите к потолку, да повыше, чтобы не биться об него головой). Коррекция такая бывает программная и аппаратная, оптическая. Последняя предпочтительнее, но и заметно дороже. Еще бывает удобно (но тоже дорого), если есть возможность двигать изображение по горизонтали: тогда проектор можно вообще повесить в угол.

Что касается видеовходов (их обычно полно, больше, чем вам надо), соображайтесь со своей аппаратурой-источником. Если ваш плейер выдает цифровой видеосигнал, озаботьтесь, чтобы был такой же входной на проекторе. Еще помните, что RGB дает чуть лучшую картинку, чем S-Video, а композитным входом рекомендую вообще не пользоваться.

У некоторых проекторов, которые подороже, так или иначе решается общая для подобных устройств проблема — проблема удаленности от DVD-проигрывателя и прочих источников видеосигнала, часто коммутируемых ресивером: либо к проектору придается беспроводной (радио-) модуль передачи видео, либо блок обработки видеосигнала монтируется отдельно от собственно проекционного блока, чтобы первый можно было поставить в аппаратурную стойку, а от него уже тянуть к последнему цифровой кабель, который может быть довольно длинным и не подвержен влиянию низкочастотных помех.

На проекторный звук внимания вообще не обращайте: любой самый дохлый контрольный динамик — и тот, скорее всего, вам не понадобится.

Что же касается уровня шума, его надо сопоставлять исключительно с крепостью вашей нервной системы.

P.S. Свой телевизор на проектор я сегодня не обменял бы, даже если б мне не просто компенсировали разницу цен, но еще и приплатили. Но упомянутого в начале приятеля очень и очень провоцирую и подбиваю на проектор вместо телевизора. Хочется, знаете, иметь дом, куда всегда можно зайти и посмотреть «большое кино»…


1 (назад) Идеала и впрямь не существует, однако черный цвет на проекторах получить все-таки можно. Правда, на проекторах другого принципа, CRT, — они появились первыми, и вы, наверное, видели эти устройства с тремя разноцветно бьющими на экран мощными линзами. Из-за высокой цены, огромных размеров и сложности регулировки такие проекторы постепенно сходят со сцены, уступая место LCD- и DLP-аппаратам, но все еще не сошли окончательно. Так вот: у тридцатитысячедолларовой модели от Barco, Cine 8, величина контрастности — от 15000:1 до 30000:1, тогда как у LCD- и DLP-проекторов она колеблется где-то между 500:1 и 2000:1. Ну, у дорогого Marantz VP-12S3 она заявлена 3800:1, но это еще как мерить, и все равно — на полпорядка ниже.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.