Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Per Elita ad Astra. Наследники Elite

АрхивВ фокусе
автор : Роман Георгиев   25.08.2004

В последней из трёх статей речь пойдёт об многочисленных проектах, в родословной которых числится легендарная игра Elite, справляющая в этом году двадцатилетний юбилей. Кроме того, пара слов будет сказана о ещё не вышедших Parkan 2 и (самое главное!) Elite III.

Окончание серии статей про легендарную игру Elite, которой в этом году исполняется двадцать лет. Первую статью можно найти здесь, а вторую - здесь. В последней из трёх статей речь пойдёт об многочисленных проектах, в родословной которых числится легендарная игра Elite. Кроме того, пара слов будет сказана о ещё не вышедших Parkan 2 и (самое главное!)  Elite III.

1984, 1989, 1993 - годы выпусков легендарных игр серии Elite (собственно Elite, Elite 2: Frontier, Frontier: First Encounters). Как уже было замечено, после Elite было выпущено множество "космических" игр, но, в основном, то были симуляторы военного характера.

С ними, как выяснилось, гораздо проще иметь дело программисту, ну, а в условиях даже не всенародной, а прямо-таки всемирной любви к фантастическим "космическим" кинолентам и телесериалам ("Звёздные войны", "Звёздный путь", "Враг мой" и масса других), игры по этой теме шли "на ура", даже будучи значительно упрощёнными по сравнению с Elite.

Одним из самых ранних, пожалуй, можно называть SkyFox II (1988) - довольно красивый космосим, насколько могла быть красивой EGA-графика (лучшей на PC в ту пору ещё не придумали, впрочем).

Фанаты - страшная сила, а ностальгирующие - ещё страшнее.

Сие заявление относится, естественно, и к Elite. Оригинальная игра была портирована на разные платформы несчётное число раз, как официально, так и не вполне. Так, например, внимания заслуживает "Новосибирская Элита", о которой подробно рассказывается на тематическом игровом портале Elite-Games.ru, крайне рекомендуемом всем поклонникам "элитных" игр. Сюда же относится клон Elite для Palm, именуемый Void. У одного из создателей оригинальной Elite, Иэна Белла, имеется своя страница, на которой, с согласия Брейбена, выложено огромное количество файлов для скачивания, большая часть которых - те самые легальные и нелегальные порты на другие игровые платформы, в том числе Atari, Amiga, NES и другие.

Возник и вяло, но развивается-таки проект по созданию онлайновой многопользовательской версии оригинальной Elite - Multiplayer Elite. Сайт обновлялся в последний раз в мае, но лишь потому что разработчики предпочитают докладывать о своих успехах только в форуме. Так что информация по протекающей работе доступна здесь.

Осталось заметить, что нашлись и те, кто взялся на свой страх и риск доводить до ума Frontier: First Encounters. Участники проекта JJFFE Central реверснули исходную игру, исправили множество багов (в том числе, нелепое "заведомое превосходство" вашего корабля над остальными; с неуязвимостью против лазеров можно распрощаться), сделали её вполне совместимой с Windows и даже с Linux, и всё это считается незаконным (разработчики сами это признают). И тем не менее, если вы любите Frontier: First Encounters, то вот вам более чем работоспособная и отполированная версия для Windows. Не забудьте нажать Y перед входом в игру, когда вас спросят, понимаете ли вы, что это не вполне… правильно?

Естественно, ни о какой особой прорисовке и детализации речи не было, всё довольно схематично, но по тем временам весьма и весьма зрелищно.


Вынесли с грохотом одного Ксеноморфа, второй удирает.

Хотя это был типично боевой симулятор, разработчикам хватило ума докинуть в игру миссии по поиску древних артефактов, обороне подбитого корабля, и прочие "псевдоприключенческие" (по причине их упрощённости) элементы.

А спустя непродолжительное время начались штамповки симуляторов наподобие Wing Commander (Origin, 1990) и X-Wing (LucasArts, 1992) Tie Fighter (LucasArts, 1994). Уж больно успешными и востребованными оказались именно такие разработки, более близкие по своей сути к аркадам, однако сдобренные неким жёстко детерминированным сюжетом вообще и узким полем боевых действий в частности.

В 1993 году создатели Wing Commander предприняли попытку сделать игру с большими возможностями для игрока, нежели имели сугубо боевые симуляторы о похождениях поколений охотников на тигров (а затем и на насекомых).


Скриншот стародавней игры Tie Fighter

В итоге, получились даже не одна, а две игры - Privateer и Privateer 2. Крис Робертс, создатель Wing Commander и Privateer, намеревался и ещё одну игру такого рода сделать, но, в результате, работу за него заканчивала корпорация Microsoft, и у неё вполне получилось. Речь идёт о вышедшем совсем недавно (в 2003 году) Freelancer.

Но мы забегаем вперёд. Мы можем перечислить ещё несколько "космических" проектов типа двухсерийного Descent: Freespace (весьма вторичного, но захватывающего военно-космического симулятора).


Скриншот Descent: Freespace. Что, инопланетяшка, больно? А не надо было безоружные транспорты расстреливать!

Кроме того, многочисленные игрушки по мотивам сериала Star Trek, но все они имели к Elite весьма опосредованное отношение, и уж, во всяком случае, никто из них не обеспечивал той же свободы действий для игрока. Да, графику даже и сравнивать не приходится, сюжеты давали сто очков вперёд некоторым голливудским блокбастерам, et cetera, et cetera… но всё "не то".

"Не тем" были даже отечественная хитовая разработка 1997 года Parkan (разработчик компания Nikita) и X: Beyond the Frontier производства малоизвестной на тот момент немецкой фирмы Egosoft.

А вот бессюжетное, свободное расширение к XBTF - X-Tension явно отдавало попыткой клонировать Elite (что, кстати, вызывает некоторое раздражение у Брейбена).


Скриншот X-Tension

Но и тут масштабы пространства, в которых может действовать игрок, были ни в коей степени не сопоставимы: всего лишь несколько десятков обитаемых систем в наглухо закупоренной "Вселенной Х", в каждой системе с десяток станций в квадрате 66 х 66, ограниченном по сторонам телепортационными вратами, многочисленные планеты - лишь декорации, до них никогда не долетишь.

Зато красиво. Зато 3D-ускоренная графика и расцвеченные фотографии с телескопа Hubble в качестве фона. Зато потрясающая музыка в стиле Ambient/Dark Ambient.

Но - не то, и всё тут.

А причина, собственно, проста: в 1989 и 1993 годах, когда вышли Elite 2: Frontier и Frontier: First Encounters, компьютерная графика ещё не начала претендовать на абсолютный реализм (которого даже и с 3D-ускорителями, впрочем, ей, похоже, не светит в ближайшее время достичь).

Но сейчас уже никого не устроят схематичные кое-как текстурированные полигоны, изображающие изломанный рельеф неисследованной планеты. Нужно более реалистичное изображение пространства, а это значит, что каждую планету со всеми её пейзажами придётся прорисовывать "вручную".

А теперь представьте, какой объём информации каждая планета будет занимать и на скольких носителях эту игру придётся продавать? Семидисковая Phantasmagoria детским утренником покажется.

Поэтому программисты склонны искать обходные пути, самым простым из которых является как раз ограничение "зоны свободных действий" игрока. Что и имеем.

Конечно, уже для прорисовки инопланетного пейзажа можно взять на вооружение какие-нибудь генераторы ландшафтов попроще и пошустрее, типа погибшего, похоже, Gscape (который позволял рендерить трёхмерное пространство в реальном времени), и заправить их всё тем же генератором ряда Фибоначчи, чтобы планеты рисовались автоматом; но это означает более чем существенные запросы игры к компьютеру, при том что некоторые вопросы к реализму всё равно останутся.

Ну, а использовать реальный, высокодетализированный фрактальный генератор пространства типа Terragen или Pandromeda MojoWorld - это и вовсе накладно: системные требования будут даже не как у Doom 3, а раза в два-три круче.

И вот поэтому разработчики предпочитают не пытаться создать полное подобие Elite (хотя в X-Tension легендарные игры Брейбена напоминает столь многое, что так и подмывает обозвать её клоном, а вернее, суррогатом, хоть и 3D-ускоренным).

Этим, по-видимому, и объясняется отсутствие игр, равнозначных Elite по возможностям. Такое просто слишком трудно реализовать, если следовать требованиям, предъявляемым к играм в наши дни.

Впрочем, нашлись те, кто пытается.

Во-первых, совсем недавно вышла очередная игра серии X (X: Beyond The Frontier и X-Tension) под названием X2: The Threat. Графика отличная, но и системные требования кусачие.


Скриншот X2: The Threat. Кабина космического истребителя. Судя по двум планетам, летим по сектору Аргон Первый.

По утверждению фирмы-производителя, в игре имеется некий сюжет, и Вселенная Х стала намного шире, нежели в предыдущих играх. Можно обнаруживать новые расы, строить собственную империю, ну и так далее. В России игру уже можно найти (впрочем, не будем заострять внимание, у кого именно).

Во-вторых, всё те же отечественные разработчики из Nikita обещают на осень выход второй части хитового Parkan (скриншоты и некоторую информацию об игре смотрите здесь). Пока Nikita не слишком охотно делится подробностями о будущей игре, но по словам одного из руководителей фирмы, разработчики - истинные фанаты игр серии Elite, что позволяет надеяться на лучшее. На самое лучшее. Впрочем, насчёт заявленной "полной свободы действий" - это мы ещё поглядим.


Скриншот будущего Parkan 2

В любом случае, как показывает опыт игры Homeplanet (отменного по исполнению, но страшно сложного для прохождения космического боевого симулятора отечественного производства), российские разработчики умеют и красиво рисовать, и хорошо программировать.


Скриншот Homeplanet
 
Известные системные требования для Parkan 2

DirectX 9.0,

Видеокарты:
GeForce 3 (минимум, рекомендуются карты серии GeForce FX),
Radeon 8500 (минимум, рекомендуются карты не ниже 9700)

Про требования к памяти и ЦП информации пока нет

...

Известные системные требования для Х2: The Threat

Минимальные:

Microsoft Windows 98SE/Mе/2000/XP
ЦП: Pentium III 800 МГц
Оперативная память: 128 Мб
Видеокарта: 32 Мб (GeForce)
Звуковая карта (любая)
Объём дискового пространства: 800 Мб
4x CD-ROM
Мышь или джойстик, желательно с обратной связью

Оптимальные:

Microsoft Windows XP
ЦП: Pentium IV 1800 МГц
Оперативная память: 512 Мб
Видеокарта: 128 Мб, совместимая с DirectX 9
Звуковая карта с поддержкой объёмного звука
Объём дискового пространства 1000 Мб
48x CD-ROM
Мышь или джойстик, желательно с обратной связью

Несомненно, стоит обратить внимание и на "свободные", любительские проекты. К сожалению, таковые имеют тенденцию быстро увядать, как случилось, например, с проектом Crimson Space (последние новости - за 2002 год).

Наиболее активным является проект Mostly Harmless, довольно интересный с технической точки зрения.

Во-первых, обещано, что это будет именно игра в духе Elite/Frontier, причём свободная (распространяемая под GPL). Во-вторых, забавно, что в качестве основного движка будет использоваться программный пакет Celestia, который, в принципе, позволяет очень лихо прорисовать хоть целую галактику (вернее, макеты) по ряду базовых астрономических характеристик каждого объекта (хоть планеты, хоть звезды). Главные проблемы - текстурное покрытие этих самых объектов и посадка на поверхность. Собственно, в самой Celestia в нынешнем её виде возможность сесть на планету не предусмотрена.

Видимо, в ход пойдут какие-то автоматические генераторы текстур и поверхностей (то есть опять-таки генераторы ландшафтов). Если, конечно, всё будет по-честному, и процесс посадки на планету не окажется просто миловидным видеороликом.

Впрочем, сейчас Mostly Harmless находится в состоянии alpha. Но разработчик уверяет, что он трудится в поте отъетого лица, так что зыбкая надежда на доведение этого проекта хотя бы до состояния beta ещё сохраняется.

Но есть и один доведённый до готового состояния проект - Vega Strike. Имеются возможности торговать и охотиться на пиратов, так что аллюзии с Elite очевидны. Кстати, игра распространяется либо через интернет забесплатно (правда, 180 мегабайт выкачать не каждый может себе позволить), либо можно заказать за 12 долларов CD, на котором, помимо игры, будет масса всяких приятных дополнений вроде всевозможных конструкторов.

Игра работает под Windows, Linux и MacOS. Как и полагается "свободной" игре, она дозволяет перекраивать её как угодно: писать новые миссии, рисовать новые модели, и так далее, и так далее. Что там на самом деле, можно выяснить только при "личном знакомстве".


Скриншот Vega Strike - выглядит красиво, по описаниям тоже заманчиво. Требуются, однако, самые свежие драйверы для видеокарт nVidia

Но, конечно, тем самым главным, что просто-таки обязаны ожидать поклонники Elite, остается четвёртая часть легендарной игры. В недавнем интервью Брейбен подтвердил, что игра находится в разработке и выйдет в 2006 году.

Брейбен даже некоторые детали прояснил, например, что начинать игру придётся вообще без корабля… Посмотрим, что у отца-основателя получится, если получится вообще.

А пока нам и так есть, во что поиграть, не правда ли?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.