Google сделала это
АрхивКолонка ЗолотоваGoogle сделала то, о чем мечтали миллионы ИТ-бизнесменов по всему миру: владелица крупнейшей поисковой системы - теперь публичная компания. Сможет ли Google поднять вторую волну бума дот-комов?
Просмотр новостных лент в последние несколько дней оставляет полное впечатление тотального сумасшествия: все говорят о компании Google, ещё раз о Google и снова о ней же. Тысячи (буквально!) заметок и статей посвящены одному событию - превращению владелицы гигантской поисковой машины в публичную компанию. Грех обойти столь горячую тему вниманием и в этой колонке. Но чтобы не захлебнуться в информационном потопе, предлагаю разложить все детали истории по полочкам. А начать - с прошлого и недавнего настоящего компании, которую сегодня прочат на роль вдохновителя второго бума дот-комов.
Google - американская компания, образованная в 1998 году двумя выходцами из Стэнфордского университета. Как и полагается всякой настоящей интернет-компании, Google основана на одной яркой идее. Основатели Сергей Брин (кстати, имеющий русские корни) и Ларри Пейдж загорелись такой идеей ещё в бытность свою студентами, в середине 90-ых гг. Суть идеи проста: поисковая система, которая ранжирует результаты поиска по степени зависимости их друг от друга, должна оказаться полезнее, нежели "поисковики", решающие задачу поиска "в лоб". Идея была воплощена в коде (тот самый легендарный алгоритм PageRank) и оправдала возлагавшиеся на неё надежды. Google встала на ноги, работая "на подхвате" у уже сложившихся интернет-бизнесов, других поисковых систем (в числе которых была Yahoo!, также основанная двумя студентами из Стэнфорда), крупных сайтов (CNN, AOL и др.). Сегодня через поисковую машину компании проходят 80% всех поисковых запросов Сети, серверная фабрика Google, предположительно, насчитывает свыше шестидесяти тысяч машин, а синтетический термин "google" столь популярен, что фактически превратился в обычное английское слово (to google - искать в Сети). Но Google сегодня - это не только поисковик по текстовым документам, это ещё и крупнейшая поисковая машина по изображениям, по товарным каталогам, это архивированное прошлое и живое настоящее сети Usenet, это гигантский блог-сервис Blogger, уникальная почтовая служба Gmail, огромная рекламная площадка (Adsense) и многое другое.
Превратившись из "бизнеса в гараже" в гиганта с мировым именем, Google во всём и везде неизменно следует девизу своих основателей: "не навреди" (в оригинале "don't be evil"), что практически транслируется в ведение дел с оглядкой на пользователя. Интересы юзера ставятся компанией превыше всего, и несмотря на то что такой подход явно противоречит популярным в мире больших денег принципам, Google - преуспевающая компания. Её чистый доход за прошлый год превысил сто миллионов долларов США.
Естественно, рано или поздно Google должна была стать публичной компанией. Слухи о соответствующих намерениях руководства появились задолго до того, как началась официальная подготовка к процедуре IPO (первичной эмиссии акций). А подготовка заняла почти год, за который к компании успела прицениться даже Microsoft, предложившая слияние или тесное партнёрство. Впрочем, ни с кем кооперироваться в Google не стали, и в минувший четверг IPO состоялась. Всего по рукам разошлись почти 20 миллионов акций на общую сумму в 1,67 млрд. долларов США. Оценивая данное событие, важно понимать три вещи. Прежде всего, из-за особенностей процедуры IPO, собственно Google достались только $1,2 миллиарда. Во-вторых, компания продала не все принадлежащие ей ценные бумаги: у Google в загашнике есть ещё более 250 миллионов акций, которыми она вольна распоряжаться по своему усмотрению. В-третьих, Google выпустила акции двух типов: обычные (Class A, всего 33,6 млн. штук), которые перепродаются теперь в системе NASDAQ, и привилегированные (Class B - 237,6 млн. штук), хождение которых ограничено "стенами" компании. Каждая привилегированная акция при голосовании может уравновесить десять обычных. А сделано это, для того чтобы оставить фактическую власть над компанией в руках её нынешнего руководства: даже став публичной компанией, Google не изменит принципу заботы о рядовом юзере.
Акции Google были распределены в ходе открытого аукциона по ценам, начинающимся от 85 долларов. К концу первого дня торгов цена поднялась на 18% (перевалив за 100 долл.), в пятницу торги завершились на отметке в $108 с небольшим, показав рост ещё на 8%. По сравнению с IPO интернет-компаний прошлых лет это сущие пустяки: акции Netscape Commucations, с которой Google сегодня упорно сравнивают, в 1995 г. в первый же день торгов выросли более чем вдвое! Однако медленный рост цены обсуловлен не столько отсутствием интереса или опасениями участников торгов, сколько особенностями процедуры IPO Google. Обычно акции компаний, проводящих первичную эмиссию, распределяются среди ограниченного числа крупных биржевых игроков по сравнительно низкой цене. Сбрасывая полученные бумаги на бирже в тот же день, эти игроки "наваривают" миллионы долларов, пока цена скачет от заниженной отметки до уровня, определяемого истинным интересом рынка к акциям данной компании. Основатели Google сознательно отказались от такого механизма в пользу аукциона, исключающего возможность масштабных спекуляций в первое время после выпуска акций на рынок и открытого почти для всех желающих. Кроме того, аукцион позволил компании оставить значительную часть выручки себе.
Конечно, и здесь не обошлось без накладок. Интервью, данное Пейджем и Брином американскому журналу Playboy вызвало скандал и чуть не стало причиной отмены IPO (по правилам, установленным в США, компания перед выпуском акций должна хранить строгое молчание, чтобы случайно не повлиять на цену), акции были проданы в меньшем объёме и по меньшей цене, чем предполагалось ранее. Наконец, своевольная раздача акций сотрудникам компании до процедуры IPO также стала причиной недовольства чиновников, контролировавших выпуск акций. Но... гроза миновала, и теперь каждый, имеющий доступ к NASDAQ, может свободно "купить себе немножко Google". Чем обернётся Google IPO для всех нас?
Предположений на сей счёт высказано бесчисленное множество, но все они основаны на одном факте: вырученные за счёт продажи акций деньги Google придётся использовать. Возможно (хоть и маловероятно), довольные собранными миллионами основатели компании... покинут её, дабы заняться другими делами. Такое часто случалось в эпоху первого бума дот-комов. Возможно, Google соберёт все свои наработки вместе и создаст... новую операционную систему, комплексное программное решение, которое теоретики уже нарекли GoogleOS. Такая ОС, приложениями которой выступали бы веб-сервисы (почта Gmail, поиск Google и т.п.), рассматривается многими как будущее массовой вычислительной техники. Фантастика? Отнюдь. Microsoft уже объявила о намерении превратить MS Office в пакет, основанный на веб-сервисах, так что исключать аналогичную дорожку для Google нельзя.
Строить догадки можно ещё долго, но, если честно, никто на всём белом свете, кроме, собственно, Ларри и Сергея, не знает, на что в действительности направит Google свою финансовую мощь. Дело в том, что Google была и остаётся чрезвычайно скрытной компанией. Даже теперь, став публичной, руководство не торопиться делиться с инвесторами своими планами, ограничиваясь призывом "доверьтесь нам", который коробит многих, но вдохновляет ещё большее число последователей.
Ну, а как же связана Google с почившей Netscape Communications, которую сегодня вспоминают чаще, чем когда-либо? Всё просто. Netscape, проведшая свою процедуру IPO в 1995 г., подала пример сотням и тысячам других компаний "новой волны", которые вместе и устроили бум интернет-компаний на склоне XX века. Считается, что Google может послужить таким же примером сегодня, и в ближайшие три-пять лет нас ждёт второй бум дот-комов, с его двадцатилетними миллионерами и повсеместной безграничной верой в возможности ИТ. Насколько оправданы эти ожидания? Вам судить. Приглашаю всех желающих поделиться мыслями по поводу будущего компании на форум.