Просто интернет
АрхивКолонка ЗолотоваГлобальная компьютерная сеть за три десятка лет своего существования стала частью нашей повседневной жизни. Похоже, настал момент переименовать Интернет в интернет. Вы готовы отказаться от заглавной буквы?
Согласитесь, судя по темам, которые затрагиваются в этой колонке, её автора вряд ли можно назвать консервативной личностью, но именно так оно на самом деле и есть - я по сей день пишу слово "Интернет" с большой буквы и боюсь склонять этот термин. Для вас всё это проходит незаметно благодаря работе корректора Компьютерры-онлайн, с недавнего времени без устали правящего заглавную букву и добавляющего необходимые окончания, превращая "получить из Интернет" в "получить из интернета", "бродить по Интернет" в "бродить по интернету" и т.д. Корень этого разногласия скрывается в витающем с некоторых пор в воздухе ощущении, что Интернет стал вещью обыденной. "Компьютерра" приняла реальность без лишнего шума, перейдя на новые правила незаметно для своих читателей. А вот издание примерно того же масштаба, журнал Wired, сделал из декапитализации названия глобальной информационной сети настоящую историю, о которой судачит сегодня вся англоязычная сетевая пресса.
16 августа редакция журнала Wired (если быть точным, Wired News, онлайновой версии Wired) объявила, что прекращает использовать заглавную букву в самом термине "Интернет", а также его синонимах "Web" и "Net" (русские аналоги - Веб и Сеть). По мнению редакторов Wired, действительной причины писать название Глобальной сети с большой буквы нет и никогда и не было. Безусловно, опутавшая Землю и простирающая свои каналы в ближний космос Всемирная паутина оказала значительное влияние на цивилизацию в последние два десятка лет. Но ведь это была не первая технологическая революция в истории человечества. Вспомните радио, телевидение, фотографию или фонограф, наконец, все эти новинки перевернули жизнь наших предков, но названия их употребляются сегодня в качестве обычных существительных.
Большие технические скачки прошлого - один из решающих аргументов сторонников интернет-декапитализации. Сегодня в это трудно поверить, но в XIX и даже XX веке названия многих технических новшеств писали с большой буквы: были в их числе и фонограф, и фотография. Так продолжалось до тех пор, пока новинка не превращалась в часть повседневной жизни большинства. Говоря про Интернет сегодня, вы знаете наверняка, что ваш собеседник поймёт вас точно так же, как если бы вы говорили, к примеру, про телевидение. Так стоит ли использовать заглавную букву?
Интернет долгое время оставался "Интернетом" ещё и потому, что единой сети как таковой не было. Середина 90-ых гг., считающаяся переломным этапом в развитии Глобальной сети (популяризация WWW!) характеризовалась наличием множества корпоративных подсетей, претендовавших на звание самой крупной и самой главной, а для работы с каждой из них требовалось своё программное обеспечение (любопытства ради достаньте компакт-диск, прилагавшийся к модему на 14,4 кбод в 1995-1997 годах). Сегодня о тех корпоративных сражениях никто уже и не помнит. Да и стоит ли вспоминать, когда доступ к Сети в некоторых странах включают в список гражданских прав?
Итак, будем считать революцию свершившейся? В таком случае хотелось бы уточнить один момент. Если в английском декапитализированы и "internet", и "web", и "net", в русском избавлены от ведущей заглавной буквы только "интернет" и "веб". Термин "net", переводящийся на русский как "сеть", требует более осторожного подхода. В самом деле, в английском языке "Net" обычно означала глобальную сеть, а для локальных сетей существует другое слово - "network". Поэтому путаницы с декапитализированной "net" не возникает. В русском "сеть" едина в двух лицах и, чтобы избежать недоразумений, давайте продолжим называть глобальную сеть "Сетью", а тот же термин с маленькой буквы оставим для сетей местного масштаба. Всех желающих разделить ностальгию по временам старого доброго Интернет и поспорить с необходимостью декапитализации приглашаю на форум КТ.