Внешний аудиопроцессор M-Audio FireWire 410
АрхивТехнологииВ последние годы компания M-Audio запустила новую линейку продуктов, несущую на потребительский рынок звук профессионального качества. Внешняя звуковая карта FireWire 410 - яркий представитель этого направления.
Основанная в 1988 году, фирма M-Audio (бывшая Midiman) ныне имеет офисы в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции и Японии. Современные цифровые аудиотехнологии и всевозможные MIDI-решения для профессионалов - вот конек M-Audio. Многие ее продукты (карты серии Delta, студийные мониторы Studiophile и USB MIDI-контроллеры) заслуженно обрели популярность. В последние годы запущена новая линейка продукции, несущая на потребительский рынок звук профессионального качества. Внешняя звуковая карта FireWire 410, не так давно обосновавшаяся на прилавках российской розницы и любезно предоставленная нам на пробу компанией "Мультимедиа Клуб", является ярким представителем этого направления.
* Запись стерео и воспроизведение восьми каналов.
** Только стереовоспроизведение.
Пожалуй, главное в этом устройстве, что M-Audio не поскупилась на ЦАПы и АЦП. Стереофонический дельта-сигма АЦП от японской фирмы АКМ, входящей в концерн Asahi Kasei, позиционируется для применения в HiEnd-аудиоаппаратуре. Характеризуется высоким динамическим диапазоном: 106 дБ (при 48 кГц дискретизации аналогового сигнала с амплитудой 5 В), имеет встроенный фильтр, который подавляет высокочастотные компоненты за пределами рабочего диапазона во избежание крайне нежелательного эффекта отражения. Стереофонический ЦАП от той же АКМ имеет оптимальное соотношение цена/качество. Рекомендуется для широкого применения, включая DVD-Audio. Высокая толерантность к джиттеру, дифференциальные выходы, мультибитная архитектура, динамический диапазон 108 дБ, отличная линейность, малый шум за пределами рабочих частот - вот лишь некоторые козыри АК4381. Другой примененный ЦАП - шестиканальный АК4355 - славится низким шумом в ультразвуковой области частот и качественными дифференциальными выходами. Динамический диапазон чуть поменьше, чем у двухканального коллеги, - 106 дБ. Будучи 24-битным дельта-сигма-преобразователем, он хорошо понимает и 20-битный, и 16-битный входящие потоки.
Микрофонный и гитарный (он же линейный) входы удобно совмещены в одном универсальном XLR/TRS-разъеме (Neutrik); переключение между ними - через утапливающуюся кнопку, расположенную рядом с разъемом. На случай слишком мощного сигнала (например, с конденсаторного микрофона) предусмотрено ослабление –20 дБ. Резистор уровня сигнала в меру тугой, ручка с мягким вращением. Два светодиодных индикатора уровня: один, зеленого цвета, подтверждает, что уровень сигнала достаточный; другой, красный, предупреждает, что начинается клиппинг. Всего таких универсальных входов два, и все перечисленные "примочки" у каждого свои, независимые. Итого, на один вход можно подать сигнал с микрофона, а на другой - с гитары, и для каждого выполнить индивидуальные настройки уровня. Далее следует индикация выходов и регулировка (общая) их уровня. При наличии сигнала на том или ином выходе на панели самого модуля карты загорается соответствующий светодиод (зеленого цвета).
Под Windows XP драйверы как с комплектного диска, так и обновленные с сайта фирмы встали без проблем. Каждый выход, включая цифровой S-PDIF, имеет фактически свой поддрайвер. В сумме - пять стереопар (или десять выходов, если считать поодиночке) на воспроизведение. Аналогично и для входов, которых четыре: по аналоговой и цифровой стереопаре на запись. Как следствие - обилие аудиоустройств в системных настройках звука. Уникальность звукового интерфейса M-Audio FireWire 410 в том, что реализован отдельный поддрайвер для многоканального (DVD-Video) звука, причем для записи и для воспроизведения.
Программный микшер у FireWire 410 на редкость продуман и удобен. Первая по порядку закладка посвящена микшированию. Здесь можно наложить друг на друга звуковые сигналы, приходящие с выбранных входов карты, и сразу же перенаправить результат на тот или иной выход. Панель разбита на секции, обозначенные цветом поля. Темно-серые секции "analog in" и "S-PDIF in" отвечают за аналоговый и цифровой сигналы, подающиеся извне (иными словами, по кабелям-шнурам от внешних устройств). Светло-серые секции курируют внутренние источники аудиосигналов, например в процессе воспроизведения 6–8-канального звука на компьютере. При наличии сигнала в соответствующей секции мгновенно запрыгает столбик пик-метра. Чудесно!
Совмещение микшера на запись с перенаправлением потоков представляется логичным. Ведь, настроив уровень сигнала, предназначенного для записи, его надо направить на конкретное записывающее устройство. Например, кликнув на виртуальных кнопках "1/2", "3/4", "5/6" и "7/8" (станут синенькими) секции "1/2", мы замикшируем все восемь каналов и пошлем не только на стереозапись, но и на воспроизведение на аналоговые выходы #1 и #2. Исключение составляет выход на наушники, поскольку не имеет входа-побратима и сигнал может идти только в одну сторону, на выход. Поэтому суммирование каналов реализовано на следующей закладке "Output". Там же настраивается уровень по каждому из суммируемых каналов. Сложение-микширование осуществляется стереопарами: левый на левый, правый на правый. Прекрасно! Единственное замечание: если не выкрутить панораму лево-право, то при воспроизведении многоканального DVD-звука центральный канал поселится в левом наушнике, а сабвуферный - в правом. Ну, если делать "down-mix" в самом плейере, то ничего и микшировать не надо.
На второй закладке "Output" контролируются все выходы звуковой карты. На первой закладке отображается то, что приходит, а на этой - то, что уходит. Итак, сигнал пошел туда, куда направили в закладке микшера. Ага, ушел… а куда ушел? Главное, какой амплитуды-громкости? Уровень громкости нужного выхода регулируется именно здесь. Драйвер FireWire 410 сам понимает, какую частоту дискретизации выставить, ориентируясь на активное аудиоприложение. При одновременной работе на воспроизведение двух или более приложений, по замыслу производителя, выставляется наибольшая частота, а остальные аудиопотоки передискретизируются.
Спешу поделиться интересным наблюдением. Допустим, мы хотим записать в 6-канальный WAV-файл (или в три стереофайла параллельно) тот звук, что воспроизводится на компьютере при проигрывании DVD-Video. В принципе дорожку в Dolby Digital можно выдрать какой-нибудь ушлой программулиной и оставить как есть или потом конвертировать куда угодно. Но это отдельная кухня. А с дорожкой в формате DTS - вообще вилы. Мультимедийная звуковая карта Audigy2 произвести подобную запись позволяет; правда, встроенный программный рекордер сохраняет файл на диске в специфическом, только ему понятном формате. В этом плане с FireWire 410 возникает досадная неувязочка. Во-первых, если одновременно активизировать "мульти" на воспроизведение и на запись, то фронтальные каналы (замечу, фронт направляется на свой стереофонический ЦАП!) перестанут воспроизводиться. По крайней мере, сие безобразие творится под драйверами текущих версий. Попытки "сдернуть баржу с мели" методом псевдонаучного тыка приводят к возникновению противного писка в духе азбуки Морзе по всем каналам. Во-вторых, чем именно записывать многоканальный "бытовой" звук - непонятно…
Зато устройство комплектуется двумя роскошными профессиональными аудиопакетами. Первый - германский секвенсер реального времени Ableton Live (куча примочек, позволяющих оживить статичный сэмпл) - презентуется в усеченном варианте, апгрейд до полноценной предлагается за привлекательную стоимость. Второй - Reason от шведской PropellerHead Software в специально адаптированной под M-Audio версии. Эта программа способна заменить целую стойку аппаратуры! Все нарисованные лампочки, рычажочки, кнопочки, тумблеры, слайдеры и прочее - не бутафория. Каждый элемент (за исключением декоративных головок крепежных винтов) является действующим виртуальным устройством. У музыкантов-аранжировщиков при виде подобного богатства начинается творческий зуд. Ух, есть где покопаться, душу отвести! Основные звуковые модули - базовый сэмплер, продвинутый сэмплер, полифонический синтезатор, loop-плейер, "компьютер" ударных, вокодер; вдобавок куча секвенсеров, микшеров и аксессуаров. Среди эффектов: компрессор, эквалайзер, линия задержки, ревербератор, дисторшн, хорус/флэнжер, фэзер и др.
Переходим к практике. FireWire 410 прослушивалась в связке со студийными мониторами ближнего поля Event TR5, сбалансированной мультимедийной 5.1-акустикой Creative MegaWorks 510D, а также с неким предпродажным образцом стереопары от Defender (пока могу только сказать, что истинно HiFi-уровня); в качестве оппонента выступала профессиональная звуковая карта Creative Professional EMU1820. И в двух словах - превосходное звучание, очевидно, благодаря удачным ЦАПам от АКМ. На мой взгляд, это самые музыкальные ЦАПы на сегодняшний день. Слуховые ощущения согласуются с результатами измерений. Воссоздание двухмерного звукового образа - предельно точное. Прекрасная микро- и макродинамика. Как следствие, в случае качественного оригинала звук настолько комфортен, что не утомляет сутки напролет, - архиважный фактор для работы в любой студии.
Несколько огорчил микрофонный усилитель. С высокочувствительным конденсаторным микрофоном при усилении более 90% наблюдалось насыщение выходного сигнала по уровню (чем-то сродни компрессии) примерно на половине динамического диапазона ЦАПа. Следует признать, что микрофонный усилитель у EMU1820 менее шумный и лучше согласовывается с разными по сопротивлению микрофонами. Впрочем, с динамическими микрофонами плата показала себя достойно.
Аналоговые и цифровые цепи выходов FireWire 410, похоже, не самым лучшим образом развязаны от цепей питания (в том числе идущего по самой плате). При прослушивании музыкального материала собственный шум выходов, а также наведенные гармоники, к счастью, не очень заметны, однако на студийных мониторах (увы, при небалансном подключении), у которых чувствительность выставлена на максимум, шипение и гул аналоговых выходов все-таки пролезают. Любопытно, что индикаторы уровня платы, реализованные аппаратно, наводок в упор не видят. Причем наблюдается завидная идентичность собственных шумов на всех восьми выходах. Как неизбежное следствие, измеренный динамический диапазон не осилил подступы к знаковому рубежу в 100 дБ. Огрызки паразитных гармоник, рождаемых пятьюдесятью герцами, могут присутствовать даже в цифровом сигнале. Но особенно они заметны почему-то при дискретизации 44,1 кГц (в частности, в виде интермодуляций) и куда-то "рассасываются" на 24 бит/96 кГц. Тут измеренный динамический диапазон устойчиво превышал 100 дБ (на 24 бит даже с рекордным запасом). Не исключено, что большую часть наводок удастся побороть с помощью изощренного заземления и улучшения подводимого питания через надежный внешний блок (которого, увы, не оказалось под рукой).
А вот линейные входы менее уязвимы к наводкам, так что на записи пакости подобного рода не сказываются. Кстати, линейные входы, расположенные на тыльной части модуля не являются независимыми и фактически дублируют входы, совмещенные с микрофонными. Чтобы задействовать "тыльные" входы в режиме стерео, понадобится нажать обе кнопки "mic/linear" на передней панели. Динамический диапазон линейных входов, судя по программному пик-метру, танцует у отметки 90 дБ. Загрузка процессора во время записи зависит от программы (и ее приоритета), в основном болтаясь в районе нескольких процентов.
Закругляюсь, однако не премину подчеркнуть: аналоговые выходы FireWire 410 оформлены под TR-джеки, то есть для подключения к студийным контрольным мониторам, посему переходники на мультимедийную акустику придется паять самостоятельно. Но студийные мониторы желательно подключать по балансному входу, чего плата как раз и не обеспечивает. Это самая большая неувязочка, и кому-то она покажется достаточно серьезной, чтобы считать цену устройства необоснованно завышенной. Что касается конкуренции с PCI-картами типа EMU1820, то последние еще рано списывать со счетов, а по некоторым показателям удачные "старички" даже дадут фору новоявленным "огненно-проводным".
На сегодняшний день FireWire 410, пожалуй, единственное аудиоустройство (причем портативное!), позволяющее как профессионально работать с многоканальным звуком, так и с ним же "культурно" отдыхать.
- Из журнала "Компьютерра" от 10 августа 2004 года.