Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Per Elita ad Astra. Часть вторая

АрхивВ фокусе
автор : Роман Георгиев   17.08.2004

Появившаяся двадцать лет назад игра Elite, для своего времени стала форменным прорывом. Однако на ней эта история не заканчивается... В девяностые на смену Elite пришли другие игры.

Неделю назад я рассказывал про игру Elite, которая для своего времени была форменным прорывом.  Однако на ней эта история не заканчивается...

Еlite, пионер жанра космических симуляторов, на долгие и долгие годы оставалась совершенно уникальной по свободе действий, предоставляемых игроку. Впрочем, то же самое можно сказать и про две следующие игры серии, первая из которых - Elite 2: Frontier была выпущена Дэвидом Брейбеном уже без участия Йена Белла, а вторая - Frontier: First Encounters оказалась настолько сырой, что её, увы, быстро сняли с продаж.

Elite II: Frontier и Frontier: First Encounters оказались, во многом, иными играми, нежели родоначальница всего сериала. Естественно, в плане графики никаких сравнений быть не может даже с EGA/VGA-римейком Elite+.


Скриншот Elite+.

Во-первых, другое пространство. Галактика осталась одна, но в ней "обнаружились" звёзды из нашей Галактики - Алиот, Солнце, Полярная, 128 Росса, Антарес, Ахернар, Толиман (Альфа Центавра) и так далее. Естественно, подавляющее большинство названий звёзд по-прежнему задавалось с помощью всё той же последовательности псевдослучайных чисел. При этом можно найти и Lave, и ряд соседних с ним систем. Наследство первой Elite, равно как и таргоиды, между прочим.

И ещё: где-то, неизвестно где, в Галактике Elite 2: Frontier наличествует чёрная дыра. Как уверяет Брейбен, находится она в центре Галактики, но, где этот центр, неизвестно. Координаты звёздных систем отсчитываются от Солнечной системы (0,0), но, как известно, Солнце довольно далеко располагается от центра Галактики, и никаких подсказок, как туда добираться, Брейбен никому не сообщил. Зато обещал 6 млн. долларов США за обнаружение этой самой чёрной дыры. Дерзаем? Дерзаем, имея, впрочем, в виду, что с момента выхода игры так никто и не обнаружил эту самую чёрную дыру. А лет прошло много.


Скриншот Elite 2: Frontier. Корабль над космопортом.

Кроме того, каждая звёздная система стала диамичной. Системы с одной звездой и всегда одной неподвижно висящей возле своего солнца планетой уступили место весьма сложным астрономическим образованиям, в которых могут находиться сразу несколько звёзд разного типа, от сверхгигантов до карликов, десятки планет со своими спутниками разного размера и фактуры, и вдобавок, всё это вращается по своим орбитам.

В общем, всё уже куда менее понарошку, нежели в первой игре. Больше того, если в Elite садиться можно было только на орбитальные станции, то теперь, при наличии атмосферной защиты и определённой сноровки, можно садиться на поверхность любой планеты (включая, увы, и газовые гиганты, у которых в реальности и поверхности, как таковой-то, нет).


Скриншот Elite 2: Frontier. Описание Солнечной системы с 35 крупными объектами.

Ну, а при исключительных таланте и выдержке можно пристроиться даже на поверхность быстро вращающегося астероида.

Во-вторых, у игры появилась некая предыстория, из которой становится ясно, как именно человечество полезло в космос, почему Земля напоминает планету Арракис из "Дюны" Фрэнка Герберта, а Марс, совсем наоборот, выглядит как Земля в настоящее время, как образовались Федерация (столица ее расположена в Солнечной системе) и Империя (со столицей в системе Ахернара), и почему между ними идёт холодная война.

В Frontier: First Encounters к двум межпланетным сверхдержавам прибавилась третья: Альянс Независимых Миров со столицей в системе Алиота.


Скриншот Frontier: First Encounters. Отличия от предшественника, в основном, косметические. В основном.

Расширились и пути получения дохода. В частности, посадка на планеты проработана, не только потому что на поверхности планет появились космопорты, и не красоты ради: при наличии вместительного корабля и горнодобывающей машины MB-4, одним из источников поступления капитала можно сделать добычу полезных ископаемых. Правда, чтобы найти что-то более-менее полезное и доходное (драгметаллы или драгоценные камни), придётся залетать очень далеко и очень долго искать на поверхности планеты нужное место.

Причём планетарный рельеф генерится "с ходу" (это очевидно, когда летишь), и впечататься в гору не только возможно, но и даже очень просто. Поскольку вся графика в игре весьма условная, создаётся впечатление некоего даже реализма. Вообще, по поводу реализма и условности в отношении Elite-подобных игр разговор особый. Для затравки можно сказать, что именно в него и упираются проблемы с созданием чего-либо столь же масштабного и обеспечивающего свободу действий, как игры Elite, Frontier и First Encounters.

Но вернёмся к добыче полезных ископаемых и, вообще, получению дохода.

Минералы и металлические сплавы можно добывать не только с поверхностей планет, но и "вышибать" с помощью особого лазера прямо из астероидов, а дальше летать и ловить их как мух ручным пылесосом. Этот метод проще, но и утомительнее, да и денег на нём больших не сделаешь.

Вообще говоря, добыча полезных ископаемых требует изрядных финансовых вложений, и отбиваются те очень нескоро. Так что это скорее приключенческий элемент игры, нежели способ хорошо заработать. Зато, как говорится, интересно.

Вообще же, основными источниками дохода остаются торговля или наёмничество. В среднем, наиболее высокооплачивамыми являются "заказы" на ликвидацию непотрафивших кому-то торговцев, директоров корпораций и мафиози. На втором месте - мирный пассажирский извоз, на третьем - сочная доставка посылок. За последнее иной раз могут отсыпать поболе денег, нежели за убийство по контракту, но при этом есть риск подвергнуться наезду со стороны тех, кому очень не хочется, чтобы посылка достигла пункта назначения.

Кроме того, в Elite 2: Frontier, как уже сказано, существуют две сверхдержавы, чья военщина не брезгует нанимать всяких искателей приключений для грязной (и не очень) работы. Платят мало, но зато можно наловить медалей и званий. Высшим военным рангом в Империи, например, считается принц, а в Федерации - адмирал. Но чтобы получить эти звания, придётся угробить на игру, по меньшей мере, несколько лет, поскольку количество баллов, необходимое для присвоения очередного звания, зависит от самого звания, а за выполненное задание их начисляется весьма мало.

То же самое, кстати, имеет место быть и в Frontier: First Encounters, но в той игре имеется некое подобие общего сюжета, которому совершенно не обязательно следовать, а некоторые задания, которые дают вояки, порой способствуют его развитию.

А таргоиды? Оказывается, весьма славные ребята. Были и есть. На момент начала игры Frontier: First Encounters, прошло уже 50 лет с тех пор, как объединённые вооружённые силы Империи и Федерации (сообщество ветеранов которых называется INRA), вышибли таргоидов из пространства, колонизированного людьми. Считается, что сделали они это исключительно доблестью своего оружия, даром, что с таргоидскими лазерами спорить бесполезно. Однако некий доктор Инниту решил докопаться до истины, и узнал много интересного.

Например, что это люди начали первыми стрелять в таргоидов, и при первом же контакте спалили все их корабли, не пытаясь установить с ними связь. Просто капитану вооружённого эскорта, сопровождавшего колонистов, не понравились форма и боевой порядок таргоидского звена, и он велел их "испарить". Возмездие, правда, не заставило себя ждать, однако таргоиды (что военщина тщательно пыталась скрывать все эти годы) неоднократно пытались вступить в мирный контакт и даже объяснить, насколько аморально желание убивать. Поэтому, собственно, и отстреливались они довольно вяло - не любят они убивать. Таргоиды просто более развитая и в техническом, и в моральном плане цивилизация. А так они бы могли очистить от людей весь освоенный теми участок Галактики без особого труда.

И как выяснил Инниту, причиной отступления таргоидов стала не особая боевая доблесть INRA, а биологическое оружие - некий зловредный грибок, который разлагал тяжёлые пластики в гиперпространственных двигателях таргоидов, лишая их возможности вообще перемещаться между звёздами, поэтому жукообразные создания поспешили убраться прочь.

Правда, как, в итоге, выясняется, они сохраняли надежду однажды вернуться и подружиться, наконец, с двуногими. Так что… Так что, в итоге, у игрока появляется реальная возможность получить от самих таргоидов вполне неплохой кораблик. С "бесспорным" лазером, сходу выносящим любого пирата.

Кстати, доктора Инниту отправляет на тот свет наёмник, отправленный INRA. Им, конечно, можете быть и вы - читайте доски объявлений.

Во Frontier: First Encounters, стоит добавить, вояк, в итоге, придётся и обманывать, и наказывать за хулиганство в отношении таргоидов. И поделом.


Скриншот Frontier: First Encounters. Мирный таргоидский корабль в системе Lave.

По движку Elite 2: Frontier и Frontier: First Encounters отличаются друг от друга не слишком сильно. Во второй игре, впрочем, появились текстуры, которые далеко не всем пришлись по душе своим внешним видом. Как уже сказано, появилось несколько сюжетных линий, незначительно расширился парк кораблей и оборудования к ним, но, в общем, это больше косметика, нежели что-то ещё - какого-либо серьёзного рывка не произошло.

Ну, а самое печальное, что Frontier: First Encounters провалилась во всех продажах по причине своей элементарной недоработанности. Фирма-издатель Gametek настолько торопила Брейбена, что, в результате, на полках оказался, в лучшем случае, бета-код. И хотя быстро пошли "заплатки", провал остался провалом: игру быстро изъяли из продажи, так что распространялась она в дальнейшем только среди особых фанатов. Ну, и по пиратским каналам, естественно, тоже.

Хотя в случае своей доработки, игра могла бы "сделать" Elite по очень и очень многим параметрам.

Frontier: First Encounters увидела свет в 1993 году. После неё не было написано ни одной, вообще ни одной (!) игры, которая обеспечивала бы комбинацию играбельности и свободы действий игрока, хотя бы сопоставимую с той, что наличествовала в первых трёх играх. Были только проекты, несколько напоминавшие Elite, и были попытки "клонировать" игру, удачность которых, мягко говоря, сомнительна.

И тем не менее, именно о таких играх будет рассказано в нашей следующей статье.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.