Не откладывай на завтра!
АрхивКолонка ЗолотоваОпыты на обезьянах показывают: лень, заставляющая откладывать несрочную работу на завтра, послезавтра и послепослезавтра, излечима. Один укол - и лентяй превращается в трудоголика.
Многим из вас наверняка знакомо желание, а точнее нежелание выполнять работу сейчас, если её можно отложить на завтра, послезавтра или дольше. Использованная в заголовке колонки поговорка, существующая отнюдь не только в русском языке - лишнее подтверждение того, что "синдром завтраков" появился не вчера и попортил жизнь не одному миллиарду человек. Ясли и школа накладывают на ребёнка известные ограничения, но стоит нам переступить школьный порог - и появившаяся свобода действий начинает конфликтовать с врождённой (у кого больше, у кого меньше) ленью. Курсовая работа, статья или программа - вне зависимости от того, о каком роде деятельности идёт речь, момент начала штурма поставленной задачи часто откладывается до тех пор, пока какой-то внутренний голос не скажет: всё, дальше тянуть нельзя, сейчас или никогда! Счастливы те, у кого этот внутренний голос, сверяющийся по стрелкам неведомых часов, ошибается редко, но даже у них случаются сбои, которые могут стоить дорого. Автор этой колонки страдает "синдромом завтраков" хронически и сбой спрятанного в подсознании будильника однажды едва не стоил - позор, позор! - места в институте.
Однако, питать иллюзию насчёт психологической уникальности "венца эволюции" не стоит. Лень, вынуждающая нас тянуть до последнего, свойственна как минимум и нашим соседям по эволюционному древу, приматам. Да, обезьяны точно так же как и люди умеют и любят дожидаться крайнего срока, прежде чем усесться за выполнение той или иной задачи. Чем и воспользовалась группа американских учёных (National Institute of Mental Health in Bethesda), поставивших прелюбопытный эксперимент, о котором сегодня трещит не только околонаучная, но и популярная западная пресса.
Итак, учёные взяли группу обезьян и рассадили их по специально оборудованным "рабочим местам" - с компьютерным дисплеем, механическим рычагом и автоматической кормушкой. На каждом экране демонстрировалось некое пятно и, когда оно меняло цвет, от приматов требовалось дёрнуть рычаг. Животное, успешно выполнившее несколько заданий, поощрялось порцией сока. Изюминка же эксперимента заключалась в том, что на каждом экране, вдобавок к цветному пятну, имелся "progress bar" - полоска, становившаяся по мере приближения обезьяны к поощрению, всё более светлой. Взирая на эту полоску, подопытные научились определять, сколько им ещё трудиться на благо науки, пока та не соизволит вознаградить их стаканчиком прохладительного напитка. Научившись этому, обезьяны немедленно начали филонить. Пока полоска была тёмной (работа в самом начале), они часто пропускали команду дёрнуть рычаг и не торопились с её выполнением. Когда полоска светлела, чующие близость возлияния приматы работали лапами активней.
По окончании периода обучения исследователи впрыснули в мозг каждого примата некое вещество (по сути - взвесь отрезков собственных ДНК обезьян), которое, воздействуя на гены, изменило работу мозгового центра, отвечавшего за обработку сигналов, связанных с поощрением. Точнее, животные вдруг разучились определять (а точнее - потеряли интерес к определению), сколько им ещё необходимо работать для получения очередной порции сока. И случилось чудо: ленивые обезьяны превратились в трудоголиков, принимавшихся за работу немедленно и трудившихся одинаково активно всё время, проявляя невиданную сосредоточенность.
Объясняя смысл эксперимента, исследователи делают упор на его значении для прояснения физики процессов, протекающих в головном мозге человека, страдающего различными расстройствами психики. Оказывается, множество расстройств, от временных (депрессия) до хронических (шизофрения, различные мании) связаны с нарушением работы того самого мозгового центра, на который воздействовали учёные у обезьян. К примеру, человек, страдающий депрессией, не видит смысла в работе (да и собственном существовании) из-за того, что не находит достаточного "вознаграждения". Аналогично страдающие различными маниями могут выполнять какие-то действия, находя для себя достаточным ничтожное или бессмысленное (на взгляд посторонних) поощрение.
Так вот самое интересное: учёные считают, что упомянутые выше психические расстройства вызывают естественное отключение тех же генов, которые в эксперименте отключались у обезьян искусственно. Иначе говоря, особый психологический настрой может вызвать изменение работы некоторых участков головного мозга и привести, например, к затяжной депрессии. Но, вероятно, возможен и обратный процесс: медикаментозно или - что, конечно, лучше - через особый психотренинг, можно вновь изменить работу этих участков, избавившись от депрессии, мании и - с чего всё и начиналось - "синдрома завтраков". Пока что это всё на кончике пера, но просмотрите сегодняшние публикации на тему: так, CNN уже мягко намекает, что многие работодатели могут проявить к разработке очевидный интерес. И кто знает, может быть уже через пару лет утро в гигантских корпорациях будет начинаться с коллективного приёма пилюль, избавляющих от мысли о том, как бесконечно далеко окончание рабочего дня...