Архивы: по дате | по разделам | по авторам

«Полет в Будущее» состоялся

Архив
автор : Дмитрий Пайсон   11.08.2004

21 июля в Москве были представлены общественности — в лице приглашенных на пресс-конференцию в «Интерфакс» журналистов — победители конкурса инновационных проектов молодых ученых «Полет в Будущее», посвященного памяти американского писателя-фантаста Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein).

21 июля в Москве были представлены общественности — в лице приглашенных на пресс-конференцию в «Интерфакс» журналистов — победители конкурса инновационных проектов молодых ученых «Полет в Будущее», посвященного памяти американского писателя-фантаста Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein). Конкурс, о котором «КТ» писала в марте этого года (#532), проводился Фондом Премии Роберта и Виржинии Хайнлайн и некоммерческим партнерством РУНИКАП при содействии Федерального космического агентства.

В соревновании участвовали научно-технические разработки молодых специалистов, занимающихся прикладными космическими исследованиями, — требовалось представить «перспективный проект в области освоения и использования космического пространства в мирных целях, реализация которого на коммерческой основе позволила бы получить существенный экономический эффект».

Американский фонд, в России для краткости называемый Фондом Хайнлайн, создан в основном для премирования авторов уже реализованных коммерческих проектов (премии крупные — до полумиллиона долларов). «Полет в Будущее» стал попыткой диверсификации этих средств с целью использования немалых хайнлайновских гонораров для поощрения к научной деятельности студентов и «научных сотрудников младшего возраста». В силу ряда причин пилотный конкурс такого рода было решено проводить в России.

«Пилотность» стала и причиной того, что на подготовку работ участники располагали в лучшем случае четырьмя месяцами. Несмотря на это, более двух десятков проектов, представленных российскими командами, адекватно отразили географию нашей ракетно-космической отрасли и ориентированного на нее высшего образования. Больше половины проектов — из Москвы и подмосковных «ракетных городов», оставшиеся — из Красноярска, Самары, Челябинска, Уфы, Казани… По результатам заочного тура комиссия под руководством академика РАН Юрия Алексеевича Рыжова отобрала для очной презентации одиннадцать работ. 20 июля их презентации были заслушаны жюри в бизнес-центре ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.

По итогам обоих туров лучшей была признана и получила главный денежный приз от Фонда ($3500 плюс $1500 научному руководителю) работа авторского коллектива под руководством Алексея Мельничнова из Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, посвященная использованию развертываемых роторных систем для спасения ступеней ракет-носителей. Внедрение подобных технологий обеспечивает экономически эффективное спасение и повторное использование ступеней ракет тяжелого класса (в частности, ракеты-носителя «Протон»). Два вторых места ($1500 плюс $500) заняли сотрудник Центра Хруничева Сергей Белавский (за проект организации «подхвата» отработавших ступеней с помощью вертолетов) и самарский коллектив под руководством Михаила Гоголева (предложивший комплекс новых решений по созданию космических аппаратов с электроракетными двигателями малой тяги). Еще ряд призов достался разработчикам новых транспортных космических средств, идей в области экологического мониторинга. Сборник аннотаций работ, прошедших в очный тур, и другие материалы «Полета в Будущее» доступны на сайте проекта.

Следует отметить, что конкурс не описывается терминами «обмен технологиями» или, скажем, «борьба с утечкой мозгов». Изначально он определялся как «студенческий», и только учет российских реалий привел к необходимости расширения целевой аудитории до «молодых специалистов в возрасте до 30 лет». Фонд Хайнлайн заинтересован в эффективном освоении средств, завещанных Робертом и Виржинией на продвижение идей освоения космоса. С этой точки зрения сравнительно малобюджетный молодежный конкурс — не самый плохой вариант. Для россиян же «Полет в Будущее» стал еще одной попыткой возродить традицию серьезных научно-исследовательских работ студентов в таких областях знаний, где не гарантирована сиюминутная прикладная отдача. В итоге ситуацию можно назвать «win-win», как говорят в теории игр, то есть обе стороны в выигрыше.

Отметим, однако, любопытное обстоятельство: чем интереснее и перспективнее оказывалась работа, тем меньше было оснований считать ее полностью удовлетворяющей условиям конкурса, что в первую очередь связано с неоднозначным толкованием понятия «коммерчески перспективный проект». В классическом понимании проджект-менеджмента проект — это нечто имеющее начало и конец, ограниченное во времени и пространстве; новая же технология или новые технические решения, даже сулящие существенный экономический выигрыш, сами по себе проектом не являются, пусть к ним и прикручено технико-экономическое обоснование, иллюстрирующее целесообразность практического применения.

Однако в пояснениях к условиям конкурса предлагался совсем другой подход. Там было сказано следующее: Представьте себе, что Вы имеете дело с кредитным комитетом некоего банка, который должен из массы проектов, связанных с освоением и использованием космоса, выбрать проекты для финансирования. Понятно, что рассматриваться будут именно показатели экономической эффективности. Важно продемонстрировать «источники окупаемости»: почему Ваше предложение представляет интерес с точки зрения бизнеса и коммерции, кто заинтересован в его реализации, какие кратко -, средне- и долгосрочные выгоды получит общество в целом и конкретная коммерческая фирма, которая возьмется его реализовывать.

Тем самым в очередной раз выявилась глубокая концептуальная проблема, которая по своему значению гораздо шире не только рамок «Полета в Будущее», но, пожалуй, и российских национальных границ тоже. Эта проблема — смешение понятий проектирования объектов техники (в том смысле, какой в это вкладывают отечественные ГОСТы и вузовские учебники) и проектирования управленческого и экономического, то есть в терминах проджект-менеджмента.

Предлагая участникам готовить свои работы вдвоем-втроем, организаторы надеялись, что к разработке заявляемых проектов будут подключены не только технари — изобретатели и рационализаторы, — но и молодые экономисты и проджект-менеджеры. За несколькими исключениями этого не произошло. С другой стороны, те работы, в которых бизнес-план превалировал над техническими идеями, остались за чертой призеров по результатам общей оценки членов жюри.

Что дальше? В будущем году, говорят представители Фонда Хайнлайн, конкурсы по модели «Полета в Будущее» стартуют в Китае, США и в Европе — в Европе, понимаемой широко и включающей Россию. С учетом опыта проведения российского «пилота» конкурсы будут анонсированы заранее, с тем чтобы получить больше заявок и дать возможность участникам подготовить более глубокие работы. Разумеется, дело не в том, что работы, представленные в этом году россиянами, были неглубоки. Скорее, наоборот — ведь большинство проектов, в особенности серьезных и отмеченных жюри, представляло собой адаптацию кандидатских диссертаций или сводку результатов научно-исследовательских работ, давно и плодотворно ведущихся авторами и их руководителями. Однако организаторы надеются, что, получив больше времени для подготовки предложений, конкурсанты смогут представить проекты, полнее отвечающие идее коммерческого освоения космоса.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.