Я, интернет-алкоголик...
АрхивКолонка ЗолотоваДа, в Финляндии уже дают трехлетнюю отсрочку от военной службы по причине привычки к пользованию Веб. Одержимость вычислительной техникой и глобальными коммуникациями у современной молодежи порой столь велика, что требуется лечение.
Этим летом в Финляндии случилось кое-что, чему без всякого сомнения позавидует не одна тысяча граждан России мужского пола, достигших призывного возраста. В официальном сообщении финского военного ведомства скупо очерчено поистине замечательное событие: несколько финских призывников получили трёхлетнюю отсрочку от призыва на военную службу по причине обнаруженной у них "Интернет-зависимости". Ребята не избавлены от воинской повинности совсем и через три года должны будут пройти повторное освидетельствование, после чего, возможно, отправятся на положенные им шесть месяцев в лапландские леса. Местная пресса, дополняя скупые строчки официального сообщения, отмечает, что под Интернет-зависимостью военврачами понимается слишком сильная привязанность молодых людей к вычислительной технике, обусловившая их крайнюю неорганизованность и недисциплинированность. Судя по воспоминаниям всемирно известного теперь финна Линуса Торвальдса ("Just for Fun. Рассказ нечаянного революционера.") избежать призыва в тамошнюю армию несложно, но, опять же, согласно официальной статистике, только девять процентов призывников получают отвод по медицинским показаниям. Так что всё серьёзней, чем можно было подумать.
В том, что одержимость компьютерами и глобальными коммуникациями до сих пор не принимается обществом (а уж тем более военкомами) всерьёз, на самом деле нет ничего удивительного. Персоналки начали своё победоносное шествие по домашним столам едва ли пару десятков лет назад, а пригодная к массовому употреблению глобальная информационная сеть (не Интернет - в чистом виде съедобный лишь для сисадминов и учёных, а приятная на вкус и ощупь WWW) появилась и вовсе только в 90-ых. К настоящему моменту популяризация соответствующих технологий сделала своё чёрное дело, превратив в информационных наркоманов миллионы человек, но то, что компьютерная зависимость - штука тяжёлая, меняющая психику человека и его социальную роль, очевидно пока лишь для психологов и психотерапевтов.
Охватывая взглядом весь спектр психологических проблем, связанных с вычислительной техникой, можно выделить в нём три крупных области расстройств, характеризуемых своей уникальной симптоматикой. Первая и, вероятно, самая старая, связана с прикладным программным обеспечением. Браузеры, почтовые клиенты, электронные таблицы и бухгалтерские программы - эти и другие инструменты "офисного класса" формируют у своих постоянных пользователей привычки, со временем перерастающие в навязчивое желание. Желание регулярно выполнять некоторое действие. Типичный случай - нервный тик проверки почты. Психиатры называют такое расстройство obsessive compulsive disorder или - с учётом компьютерной специфики online compulsive disorder, нечто вроде синдрома онлайновой одержимости. Взгляд мимоходом на состояние Интернет-пейджера, "Ctrl + S" через каждые три напечатанных слова, проверка электронного почтового ящика для "подсевших" служат своеобразной дозой. Буквально: она отзывается появлением в организме определённых химических веществ. Последствия - потеря концентрации, неспособность работы над долгосрочными проектами, появление страха оказаться оторванным от мира, непозволительно отстать от прогресса. Всё это, кстати, лечат - медикаментозно!
Игры - вторая область. Вообще, впервые критика обрушилась на виртуальные забавы ещё в конце 70-ых, когда в США появилась электронная игрушка Death Race, требовавшая от игрока, управлявшего автомобилем, давить символических монстриков. Нынче заядлые игроки проводят за экраном и клавиатурой дни напролёт, отказываясь от еды и сна, развивая в себе жестокость и аморальность. Всё это уже не раз приводило как к смерти самих геймеров, так и к убийствам. Реалистичность современных компьютерных игр - дополнительный фактор риска: древние аркады требовали от игроков работы воображения, сегодня умерщвление человека в ManHunt или убийство изнасилованной проститутки в GTA3 изображаются чуть ли не в документальном стиле. В этом смысле телевидение, конечно, на шаг впереди, но психологи считают, что интерактивность компьютерных игр вызывает привыкание.
Наконец, третья область - Сеть. Психиатры утверждают: долгое пребывание человека в виртуальной среде (читайте: отсутствие физического контакта с окружающими) меняет самооценку, восприятие собственного тела, обостряет потребность в демонстрации независимости. Бесцельное блуждание по Сети, поглощение информации ради самого процесса - лучшее свидетельство того, что вы уже подсели на информационную иглу. Результат - эмоциональная неустойчивость, тяжёлые депрессии.
Возвращаясь к тому, с чего начинался сегодняшний рассказ, кто-то не преминет заметить - мол, армию с её тяжёлым физическим трудом и изоляцией от излишеств цивилизации можно считать хорошим лекарством от компьютерной зависимости. Вот только не торопитесь. Финские медики наверняка взяли свою оценку не с потолка. Лучше обратите внимание на себя. Это страшно сознавать, но, собирая материалы для этой колонки, я обнаружил, что несколько симптомов из перечисленных выше мне знакомы - и не понаслышке. Нет, свои последние три месяца в C&C я провёл аж шесть лет назад, а почтовый ящик проверяю дай бог чтобы пару раз в сутки, но время от времени загораюсь непреодолимым желанием зайти в Интернет и бродить, бродить, бродить - без цели и смысла, без ограничений по времени. Присмотритесь к себе, подключайтесь к дискуссии - и, может быть, вам станет чуточку легче? ;-)