Смерть носителя
АрхивВ фокусеОнлайновый рынок легально распространяемого контента растет как снежный ком. Простым пользователям остается дождаться распространения высокоскоростного интернета и падения цен до бросового уровня.
Летом в интернете и IT-индустрии традиционно наступает затишье. Однако в борьбе за пальму первенства участники рынка контента и доступа к нему задают новые динамичные правила игры, выживая из киберпространства малейшие намеки на офлайновую сезонность.
Безусловно, самым главным событием лета стал переход "яблочного" музыкального сервиса iTunes через Атлантику. С 15 июня он доступен пользователям Франции, Германии и Великобритании. Ожидается, что в октябре сервис приобретет панъевропейский статус и станет действовать на территории стран Европейского Союза, Ирландии, Дании, Финляндии и Норвегии.
Сейчас для пользователей iTunes в Англии один трек стоит 79 пенсов ($1,43), в Германии и Франции - 99 евроцентов ($1,20). Один альбом обходится соответственно в 8 фунтов стерлингов и 10 евро. Покупать музыку пока можно только по кредитке, чуть позже в розничных сетях появятся карточки предоплаты. Открытие сервиса прошло не совсем гладко - поступали жалобы на то, что система не воспринимает кредитки некоторых банков.
Не секрет, что из-за широкого развития нелегальной онлайновой дистрибуции музыкальная индустрия переживает сейчас не лучшие времена. Июньский запуск iTunes показал, что независимые звукозаписывающие лэйблы расценивают экспансию Apple и развитие подобных онлайновых сервисов как попытку отнять и без того трудно достающийся кусок хлеба с икрой. Так, Association of Independent Music (AIM) - крупная ассоциация, объединяющая британские независимые звукозаписывающие фирмы (в том числе Beggars Banquet и XL) и исполнителей вроде Basement Jaxx, Craig David, The White Stripes, So Solid Crew и др., объявила о том, что не намерена сотрудничать с "яблочной" компанией и ее магазином. Размеры отчислений за контент, предложенные независимым лэйблам корпорацией Apple, неизвестны, но ясно, что они мизерны, - члены AIM назвали принятие этих условий коммерческим самоубийством. Однако проблема не только в размерах отчислений, но и в том, что Apple требует исключительные права на "цифровую дистрибуцию" на три года, что для музыкальной индустрии в нынешних условиях - слишком большой срок.
Кстати, некоторая доля контента AIM уже лицензирована менее жадному конкуренту Apple - сервисам Napster. Владелец сервисов - компания Roxio, не желая плестись в хвосте, затеяла в июне новую промо-акцию: пользователи, оформляющие годовую подписку, начали получать "в нагрузку" плейеры Rio Chiba Sport 128 MB. В розницу плейер стоит 130 долларов, а подписка - 120 долларов (десятка в месяц). За дополнительные 80 долларов клиент может получить более дорогую и продвинутую модель Rio Nitrus с 1,5-гигабайтным накопителем. Привлечь новых пользователей компания надеется не только с помощью фактически бесплатных плейеров. 15 июня британское подразделение Napster объявило о подписании соглашения с крупнейшим провайдером Великобритании - NTL. Начиная с июля клиенты провайдера, подключаясь по тарифному плану Broadband Plus, будут получать три месяца бесплатного доступа к Napster.
Между тем сотрудничество с независимыми и местными лэйблами необходимо Apple как воздух. По данным исследований действующего с 1999 года онлайнового магазина OnDemandDistribution (www.od2.com), причиной отсутствия интереса к этому европейскому торговцу на начальном этапе во всех без исключения странах Европы являлся скудный ассортимент "национальной" музыки. Покуда в каталоге не появлялись знакомые имена, говорит CEO www.od2.com Чарльза Гримсдэйла (Charles Grimsdale), интерес к "иностранному" контенту оставался практически на нуле. В июне od2 вышел на рынок Германии, а в июле начнет работать в Испании и Бельгии. В прошлом году od2 продал 3 млн. треков, а всего в каталоге магазина насчитывается около 300 тысяч треков. Для сравнения - из своего арсенала в 700 тысяч треков iTunes продал за год 70 миллионов.
Отреагировала на запуск iTunes и компания Coca-Cola, запустившая в январе собственный музыкальный магазин MyCokeMusic.com. Производитель газировки заявил, что за последние два с половиной месяца сайт посетило более 2,5 млн. человек и было продано 500 тысяч композиций. Кстати, в Штатах начиная с 8 июня покупатели обеда с биг-маком (Big Mac Extra Value) получают код доступа для бесплатной загрузки одной мелодии из интернет-магазина Connect. Рекламная кампания продлится два с половиной месяца, после чего стартует в Европе. Без сомнения, McDonald’s - самая большая в мире промо-площадка с огромной аудиторией, обладающей неплохой покупательской способностью. Это понимает фирма Walt Disney, рекламирующая в сети ресторанов свои мультфильмы. Однако в 2006 году десятилетний контракт Walt Disney и McDonald’s заканчивается. Уже сейчас McDonald’s начинает отходить от "детского имиджа" и ориентируется на аудиторию постарше.
Напомним, что раскручивание "музыкального" брэнда за счет сформировавшейся потребительской аудитории другой компании - давно известный и эффективный способ. Apple в самом начале пути продвигала iTunes с помощью кодов под крышками бутылочек с напитками, выпускающимися компанией Pepsi, а сейчас готовится подписать контакт с крупнейшим в США производителем мороженого и выпечки Ben & Jerry’s. А, скажем, Sony помимо фаст-фуда планирует задействовать авиакомпанию United Airlines, чьи пассажиры в придачу к билетам будут получать бесплатные коды доступа к музыке.
Развивается и рынок онлайнового распространения видеоконтента. В середине июля заработал сервис Starz! Ticket, построенный на базе технологий RealVideo10. RealNetworks и компания Starz Encore Group предоставляют неограниченный доступ к любой сотне фильмов из библиотеки, в которой насчитывается несколько тысяч блокбастеров в возрасте от года после кинопроката. В течение шести недель выбранные картины можно смотреть сколько угодно, а также каждую неделю заменять 25 фильмов другими. Один фильм весит около 500 Мбайт, и для того, чтобы не загружать канал при многократном просмотре, "киноленту" можно скачать на жесткий диск трех компьютеров. По словам CEO Real Роба Глассера (Rob Glaser), при наличии скоростного интернета такой способ гораздо предпочтительнее, нежели визит в пункт видеопроката. Садясь за ужин, можно поставить фильм на скачивание, и после трапезы он уже будет готов к просмотру. Подумывает Real и о возможности продаж фильмов - то есть их загрузки для просмотра без ограничений. Пока же средства DRM не позволяют смотреть картину по истечении оговоренного срока доступа. В качестве бонуса подписчикам доступен канал потокового видео - по сути обычный телевизионный канал, по которому в режиме 24x7 идет контент, подобранный самой Real. Это чудо обойдется всего в 13 долларов в месяц. Напомним, что у фирмы есть и собственный музыкальный сервис Rhapsody, подписчики которого за 10 долларов в месяц получают неограниченный доступ к библиотеке Real.
Real приглашает к сотрудничеству и использованию новых сервисов провайдеров контента и услуг связи. О намерении вступить в "реальный" клуб уже заявила AOL, запустившая в январе собственный подписной киносервис, возможности которого куда скромнее, а услуги дороже. Один из шестисот фильмов библиотеки контент-партнера - компании Movielink - доступен для загрузки по цене от 4 до 6 долларов. Movielink, принадлежащая пяти крупным киностудиям, продает по 100 тысяч загрузок в месяц. Видеосервис CinemaNow от Microsoft, в свою очередь, ежемесячно продает около 35 тысяч картин pay-per-view и имеет 50 тысяч подписчиков, которых в основном привлекают фильмы мелких независимых студий и эротические ленты.
Открытие видеосервисов от Real совпало с началом новой антипиратской промо-акции Motion Picture Association of America. Раньше, как уже отмечалось, летом наступало затишье и падал трафик в P2P-сетях. Это объяснялось тем, что студенты, выжимающие максимум из высокоскоростного интернета своих учебных учреждений, разъезжались на каникулы. Но за 2003 год количество высокоскоростных подключений к интернету в США выросло на 42% и составило 28,3 млн. линий различного типа, в том числе домашних ADSL-подключений - на 47% (до 9,5 млн. линий) и подключений на кабельных модемах - на 45% (16,4 миллиона). По словам CEO MPAA Джека Валенти (Jack Valenti), который никак не может найти себе достойную замену (в начале года он объявил о намерении оставить пост, но продолжить антипиратскую деятельность), новая программа направлена на просвещение молодежи: ей в очередной раз попытаются объяснить, что загружать фильмы из интернета нехорошо. Для донесения этой мысли до юных умов будут использоваться газеты, реклама на телевидении и в кинотеатрах. Кроме того, в вузах будут развешены огромные рекламные постеры, вещающие о том, что скачивание фильмов из Сети без разрешения правообладателя равносильно краже и что эти действия наносят американской киноиндустрии 3,5 млрд. долларов убытков в год.
Recording Industry Association of America, блюдущая интересы лидеров аудиоиндустрии, в свою очередь, работает над стандартами защиты цифрового радиоэфира (предоставляемого компаниями XM Satellite Radio Holdings и Sirius Satellite Radio) от перехвата и записи. Так, CEO RIAA Митч Бэйнвол (Mitch Bainwol) считает, что цифровое радио, которое вместе с музыкой передает информацию об исполнителе и прочие метаданные, может в ближайшее время превратиться в гигантскую P2P-сеть. Производители уже предлагают ресиверы, позволяющие записывать эфир, используя заданные ключевые слова. Стандарты защиты цифрового радиоконтента от копирования будут представлены на рассмотрение Federal Communications Commission уже этим летом.
Какими бы ни были убытки от пиратства, ясно одно: онлайновый рынок легально распространяемого контента растет как снежный ком. Простым пользователям цивилизованных и отсталых стран остается дождаться распространения высокоскоростного интернета и падения цен до бросового уровня. После этого до эры легального контента будет рукой подать. Дело за малым - поднять уровень жизни в Индии, Китае и странах бывшего СССР, договориться с "местными" и выдать каждому взрослому дикарю-пирату по кредитной карточке...
- Из журнала "Компьютерра" от 20 июля 2004 года.