Той же монетой
АрхивКолонка ЗолотоваТитан и тиран электронной коммерции, компания PayPal, готовится провести первые в своей истории выплаты по коллективному судебному иску обманутых клиентов. К сожалению, россиянам рассчитывать не на что.
Несколько дней назад пользователи электронно-платёжного сервиса PayPal начали получать приглашения подтвердить своё право на получение некой финансовой компенсации от этой компании. Мало кому сегодня памятное разбирательство, инициированное парой клиентов два года назад, привело этим летом к заключению перемирия и обещанию PayPal выплатить обиженным клиентам почти десять миллионов долларов отступных. Учитывая коллективный статус иска, право на компенсацию есть у значительной части владельцев PayPal-аккаунтов. О каком иске речь и нельзя ли откусить от пирога, предложенного титаном электронной коммерции?
Касаясь любого аспекта деятельности PayPal логично начать разговор с воспоминаний о бурной молодости этой компании. PayPal - типичный представитель первой волны дот-комов, захлестнувшей Сеть в конце 90-ых годов. Основанная в 1998-м, компания поначалу пыталась специализироваться на приёме электронных платежей от пользователей наладонных компьютеров. Однако, после того как первоначальная идея себя не оправдала, у основателей достало соображения перепрофилировать детище на более широкий круг задач: PayPal стала универсальной системой электронных платежей для пользователей Интернет. Её всегда отличали громкие заявления: отсутствие комиссии за переводы, подарок в десять долларов новому клиенту, предельная простота в обращении и т.п. Надо заметить, декларации не были пустыми словами и, вероятно, во многом благодаря этому PayPal обогнала конкурентов, уже к 2002-му году став самой популярной системой "электронных денег". В том же году за фантастическую сумму в полтора миллиарда долларов её приобрела eBay, располагавшая тогда собственной платёжной системой BillPoint (вскоре BillPoint похоронили). К настоящему моменту в PayPal зарегистрировано 45 миллионов аккаунтов, работу с системой поддерживают десятки тысяч крупных сайтов по всей Сети.
Стоит ли удивляться тому, что компания, испытывавшая на протяжении большего периода своей истории невиданные темпы роста (в лучшие времена клиентура PayPal увеличивалась на 10% ежедневно!), работает что называется спустя рукава? Сегодня в Сети можно отыскать тысячи историй пользователей PayPal, так или иначе потерявших свои деньги в ходе операций с этой системой. Самый частый случай - заморозка аккаунта по подозрению в совершении незаконных действий (к ним относится и поступление денег на ваш счёт с чьей-то краденой кредитки, в этом случае аккаунт закрывается, а остаток средств на нём конфискуется без права обжалования). Клиенту обычно даже не сообщают истинной причины такого поступка, редко - ограничиваются невнятными объяснениями. Классический пример - история с заморозкой PayPal-аккаунта, принадлежавшего основателю знаменитого P2P-проекта Freenet: причиной послужило (?!) "использование анонимного прокси-сервера". Шансы получить остатки на блокированном счёте невелики и в любом случае клиенту приходится ждать возврата средств 180 дней, как то оговорено в пользовательском соглашении.
Пользовательское соглашение PayPal.com - отдельная история. Этот документ, меняющийся часто и без уведомления клиентов компании, содержит массу тонких моментов, так что в положении крайнего всегда остаётся конечный пользователь. В ранних его версиях фигурировали и вовсе фантастические пункты, позволявшие PayPal и его партнёрам затребовать с рядового юзера покрытие "убытков и расходов" (читайте старую, но не потерявшую актуальности статью Сергея Голубицкого в КТ двухлетней давности!).
Естественно, что обращения в службу поддержки обычно ни к чему не приводят. Редко пользователь получает ответ, в котором его просят прислать документы, что могли бы подтвердить легитимность операций с PayPal-аккаунтом (письма с вложениями до компании "не доходят"). Разрозненные истории потерпевших пару лет назад начали собираться в коллекции, самой крупной из которых является функционирующая и по сей день PayPalSucks.com. Здесь, помимо прочего, аккумулируются полезные советы, рассказывающие как правильно обращаться в PayPal и увеличить свои шансы на возврат денег с замороженных или ликвидированных счетов.
До недавнего времени PayPal выходила сухой из воды ещё и благодаря тому, что компания, зарегистрированная в США, не считается банком, а потому контроль за её деятельностью сравнительно слаб. Однако сколько верёвочке не виться, конец будет. Не сумев добиться внятного ответа от самой PayPal, обозлённые клиенты начали привлекать к разбирательствам юристов. Известно несколько случаев, когда клиентам удалось вернуть средства с замороженных аккаунтов после первого же обращения в компанию нанятых ими адвокатов. Два года назад были поданы первые два крупных судебных иска, преследовавших ту же цель: позже они были объединены, превращены в коллективные и этим летом (с чего и начинался сегодняшний рассказ) PayPal - так, впрочем, и не признав своей вины - согласилась выплатить 9.25 млн. долларов отступных. К сожалению, право на получение средств есть только у американских граждан: страны ЕвроСоюза из иска исключены, а про Россию там нет и упоминания. Успешное завершение одного дела обязательно породит следующие (в начале июля ещё двое клиентов компании подали новый иск, утверждая, что PayPal неправомерно взимала с них вдвое больше того, что они на самом деле тратили - существование соответствующей ошибки в программном обеспечении PayPal было признано руководством компании в июне, но и по сей день компенсация пострадавшим не выплачена), но нам с вами рассчитывать не на что.