Архивы: по дате | по разделам | по авторам

We all live in the...

АрхивТехнологии
автор : Виктор Шепелев   04.08.2004

Когда речь заходит о "распределенном сообществе разработчиков", на ум сразу приходит Linux и подобные проекты. Однако международная кооперация не менее актуальна и для огромных корпораций типа Microsoft или IBM.

Почему-то, когда мы слышим о "распределенном сообществе разработчиков", "удаленной координации разработки" или "международном сотрудничестве", на ум сразу приходят различные слегка "безбашенные" проекты, которые принято поднимать всем миром. "Линух! Линух - это да-а-а... Вот где полный интернационал, братание между континентами, распределенная разработка и прочее". И редко кто задумывается над таким фактом: корпорации, настолько крупные, что уже не умещаются на одном континенте, постепенно расползаются по соседним. И проблемы "братания континентов" (в смысле - организации сотрудничества токийских студентов с киевскими менеджерами и наоборот) касаются их точно в такой же степени.

Тут действует и еще один интересный фактор: эти самые корпорации (Microsoft, скажем, или IBM) успешно производят и продают программные решения, "заточенные" под распределенную работу больших организаций. Жизнь крупного софтостроителя вообще напоминает натуральное хозяйство феодального типа: сами производим все, что нам нужно для жизни (а что не съели - продаем). Причина такого положения вещей проста: вроде бы и можно договориться, что "ты выращиваешь картошку, а я свиней развожу, а потом обменяемся", - да кому ж захочется от соседнего барона зависеть? Мало ли что ему в голову стукнет! Вот и выращивают "каждый свое". Такая вот теория конкуренции от дилетанта.

Все нижеследующее, в общем-то, тоже "от дилетанта" - просто-напросто беглый взгляд на то, что есть международная кооперация по...

...по Microsoft’овски

Хотя "мелкомягкие" продукты "едят", кажется, везде, "производственные мощности" корпорации по большей части сосредоточены в Штатах. Это, конечно, не значит, что в других странах нет майкрософтовцев (они есть практически повсюду); просто тамошние сотрудники занимаются большей частью не разработками, а другими важными делами - организацией продаж, рекламой, исследованием рынков и прочая и прочая - в основном тем, чего нельзя сделать дома, в Америке.

Кстати, о "доме". Большинство сотрудников региональных представительств - местные, и лишь руководители - американцы (но президент по Европе и СНГ, например, - россиянка Ольга Дергунова). Офисы на местах относительно невелики - тринадцать человек в Москве в 1994 году, чуть более семидесяти сегодня. Но это - лишь "малый Microsoft" - та часть корпорации, которая гордо носит ее униформу. Есть еще "большой Microsoft" - тысячи фирм и фирмочек по всему миру: "крестники" корпорации, то есть ее сертифицированные партнеры, сертифицированные специалисты, сертифицированные центры обучения, сертифицированные центры сертификации (...сертифицированных центров). Это "руки Microsoft" там, куда она сама не может или не хочет дотянуться. С этих "рук" редмондцы имеют два маленьких гешефта: во-первых, крупные заказчики в Сибири и Гонолулу, к которым и ехать накладно, и обижать не хочется, все же имеют возможность получать поддержку; во-вторых, сертификация стоит сертифицируемым денег (и немалых). Здесь зачастую действуют забавные методы заманивания будущего партнера в "сети": например, чтобы легально оказывать поддержку клиентам Microsoft, требуется стать сертифицированным центром поддержки. Для этого нужно: оплатить сертификацию, купить соответствующие продукты и взять на работу энное количество сертифицированных специалистов (оплативших обучение в сертифицированных центрах обучения и сертификацию в сертифицированных центрах сертификации(Во всех тавтологиях абзаца прошу винить отсутствие удобоваримого синонима слову "сертификация")).

Главные майкрософтовские продукты для этого (Организации распределенных бизнес-процессов, а что?) - Navision и Axapta (точнее, Microsoft Business Solutions - Navision и Axapta). Navision имеет две модификации - для среднего и малого бизнеса; Axapta - жуткой сложности решение для крупных корпораций (рискнем предположить, что сама Microsoft использует именно ее). Вкратце об этом решении можно сказать, что оно полностью соответствует "духу M$" - тут тебе и "все-в-одном"1, и "поддержка всех современных технологий Microsoft" (кто бы сомневался), и все как всегда. Справедливости ради следует отметить, что Axapta поддерживает и взаимодействие с СУБД от Oracle, но во всем остальном она оптимизирована для работы с другими приложениями Microsoft. Для организации коллективной и распределенной работы у Редмонда есть и "менее глобальные" продукты (в основном они относятся к серии Office): SharePoint Portal Server для публикации информации, Exchange Server для обмена сообщениями и др. Как и следовало ожидать, они прекрасно интегрируются с Navision и Axapta.

...по IBM’овски

Из-за своей "железячной" специфики Голубой Гигант широко распространился по миру. Причем здесь уже речь идет именно о производственных мощностях: IBM понастроила и заводы - в Китае, Мексике, Таиланде, России, на Филиппинах (где рабсила подешевле), и тестовые лаборатории - в Англии, Германии, Японии (где специалисты посильнее). Во многих странах открыты подразделения Исследовательского центра IBM, и, видимо, не зря - уже много лет корпорация лидирует по количеству открытий и изобретений в отрасли (Заметим, что среди IBM’овских исследователей даже определились некие "национальные предпочтения": например, большинство статей и исследований по новаторскому железу принадлежат японцам, а по интеллектуальному анализу текста - индийцам.). Правда, IBM, в этом году отмечающая 95-летие, имеет весьма солидную фору перед 20/30/50-летней "молодежью".

В целом корпорация много внимания уделяет "талантливым иностранцам" - чего стоит одна только Всемирная программистская олимпиада ACM. Не секрет, что это пафосное ежегодное действо, кроме "рекламы IBM вообще", имеет целью отбор лучших из лучших специалистов - для работы сами понимаете где. Помимо этого, айбиэмовцы "не гнушаются" сотрудничеством с самыми известными университетами, созданием в них отдельных исследовательских групп (с айбиэмовскими грантами) и различными мероприятиями полурекламного, полукадроподборочного характера.

Естественно, и этот хайтековый колосс не удержался от тематических "самоделок" для оказания всемерного содействия распределенному бизнесу. Айбиэмовская версия "всего, что нужно домохозяйке", в отличие от майкрософтовской, - не отдельный продукт, а целая линейка (точнее, две линейки). Программы серии Tivoli обеспечивают поддержку крупных систем - планирование работ, управление сотрудниками и аппаратурой, учет клиентов и партнеров и т. д. Серия Lotus занимается всем, что так или иначе связано с сетью и обменом информацией и знаниями, - от пересылки сообщений и организации групповой работы до управления документами и даже "сервера открытий" (Discovery Server). Какой из двух подходов (IBM супротив Microsoft) эффективнее и удобнее, "отсюда не видно". Однако простая логика позволяет предположить, что майкрософтовское "все-в-одном" приятнее для "малообразованных" клиентов, которые не хотят долго размышлять, а айбиэмовское "выбирай, что хочешь" - гораздо гибче и позволяет технически подкованным профессионалам сконструировать наборчик на свой вкус.

...по Oracle’овски

Вот уж кто собаку съел на всемирной глобализации всего и вся! В последние несколько лет действия (и уж тем более реклама) этой компании направлены именно на обеспечение "глобальности всего". И это не удивительно - ведь Oracle зарабатывает на хлеб исключительно поставкой и обслуживанием корпоративных решений. Раз пошла мода на интернациональные корпорации - значит, только успевай подстраиваться. Oracle подстроиться успела: про каждый из продуктов особо оговаривается, что его можно запросто подладить под любые региональные особенности, а если вы - директор той самой "интернациональной корпорации", вам предоставляются уникальные возможности по централизации управления и распределению работ.

Как и всякий производитель "тяжеловесных" решений (говорят, одна из последних версий БД от Oracle умещалась аккурат на двадцати четырех CD), корпорация предоставляет полный спектр услуг по обучению, консалтингу, поддержке и пр. Здесь модель действий вполне соответствует майкрософтовской: вместо того чтоб трудиться самой, Oracle сертифицирует партнеров - пусть они побегают. Зато есть и самостоятельная "находка" - уникальный сервис Oracle On Demand (буквально "Oracle по требованию") - модель, по которой клиент может "зааутсорсить" различные виды "утомительной" деятельности, связанной с поддержкой купленных решений - от восстановления после сбоев до управления всей системой и обучения сотрудников, - всем этим за соответствующую плату готовы заняться работники Oracle. Интересно, как у них это получается на практике?

Вы спросите, есть ли у Oracle "самопальное" решение для организации распределенной работы? А как же! По большому счету, вообще все, что делает компания, и есть один здоровенный E-Business Suite - а уж он состоит из Database, Collaboration Suite (для организации совместной работы), Data Hub (для синхронизации данных), Enterprise Manager (для управления всеми приложениями) и прочих "маленьких, но симпатичных" программ.

...по Intel’овски

Из наших сегодняшних героев Intel больше всего напоминает IBM - в силу того, что занимается в основном разработкой железа. Как и IBM, Intel понастроила заводов по всему третьему миру (на постройку новых и переоборудование старых ежегодно тратится 3–4 млрд. долларов). И точно так же в последнее время строит заводы в Ирландии. Но, в отличие от "коллег", интеловцы не стремятся непременно заграбастать себе хороших специалистов: обычно, заметив лабораторию или фирму, занимающуюся перспективными исследованиями или просто интересным делом, корпорация инвестирует в объект внимания некоторую (обычно не слишком большую) денежку - дабы в случае провала не много потерять, а в случае успеха - оказаться максимально близко к месту раздачи слонов. Исключением из этого правила стала недавняя история с Бабаяном и "Эльбрусом" - тут Intel предпочла просто принять на работу всех сотрудников интересного проекта и обеспечить им лучшие перспективы.

Заметим, что Intel - одна из немногих корпораций такого уровня, которая не пытается обеспечить сама себя всем необходимым софтом (Все программное обеспечение, которое производит корпорация, так или иначе связано с ее процессорами. Основная доля этого ПО предназначена для оптимизации других программ под процессоры Intel).

Возможно, для организации управления и коммуникаций Intel "по дружбе" использует майкрософтовские решения. Хотя, например, московский офис предпочитает системы от компании "Форвард" - а они основываются на IBM’овском Lotus’е. И так бывает.

...по RedHat’овски

RedHat - братский привет миру жадных проприетарщиков от коммуны бескорыстных open source’ников. Сотрудники "Красной Шапочки" кокетливо зовут себя "самой крупной в IT-мире мелкой фирмой". Конечно, по сравнению с той же IBM (80 тысяч сотрудников), RedHat "на 700 мест" смотрится несолидно, - но в остальном все по-взрослому: офисы по всей планете, консалтинг, обучение, сертификация (пока RedHat Linux окончательно не стала платной, корпорация только на этом и зарабатывала). Правда, до СНГовии "красношапки" пока не дотянулись (А жаль. Интересно посмотреть на русскоязычного менеджера, с серьезным лицом обсуждающего ОС под названием Fedora (бесплатная версия RedHat Linux)). А вот до Африки, Германии, Франции, Англии, Японии и еще пары десятков "центров цивилизации" - таки да, несмотря на то что RedHat, по сути, является "фирмой одного продукта" и у нее есть решения, которые (с некоторой натяжкой) можно назвать системами обеспечения удаленной корпоративной работы. Правда, по большей части это решения для локальной сети - распределенная файловая система GFS и RadHat Cluster Suite, например. С другой стороны, RedHat’овцы, как и все нормальные линуксоиды, значительно меньше прочих героев статьи нуждаются в самостоятельном решении проблем распределенной разработки - к их услугам весь опыт, накопленный Linux-сообществом, и поддержка этого самого сообщества. Кстати, возможно, именно поэтому компании удается обходиться небольшим штатом - ведь она негласно пользуется услугами множества "внештатных" специалистов. Microsoft с ее закрытыми продуктами остается кусать локти и вежливо просить пользователей "присылать отчеты об обнаруженных ошибках". Вот так-то.

- Из журнала "Компьютерра" от 20 июля 2004 года.

Примечание

1 (назад) "Microsoft Axapta, как многофункциональное ERP-решение, охватывает бизнес компании в целом, включая производство и дистрибуцию, управление цепочками поставок (SCM) и проектами, финансовый менеджмент и средства бизнес-анализа, управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) и управление персоналом" (с официального сайта).

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.