Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Виртуальный реванш

АрхивВ фокусе
автор : Денис Коновальчик   22.07.2004

Болельщикам, оплакивающим провальное выступление российских футболистов на Кубке Европы, впору вытереть слезы: наша сборная все-таки стала чемпионом. Случилось это на полигоне Лиссабонской индустриальной ярмарки.

Похоже, российским болельщикам, оплакивающим провальное выступление своей футбольной дружины на нынешнем Кубке Европы в Португалии, впору вытереть слезы: наша сборная все-таки стала чемпионом. Правда, случилось это не на роскошном стадионе "Да Луш", а на полигоне Лиссабонской индустриальной ярмарки.

Взметнуть над головой чемпионский кубок посчастливилось Алексею Кричуну, лидеру программистской бригады, создавшей команду виртуальных футболистов STEP - победителя чемпионата мира среди роботов Robocup в лиге симуляторов.

В качестве хозяйки Робокубка Португалия была выбрана отнюдь не случайно. С одной стороны, проведение первенства среди роботов параллельно с матчами футболистов из плоти и крови уже стало традицией - так, Робокубок-2002 проходил там же, где и чемпионат мира, - в Японии и Корее. С другой стороны, португальцы заслужили эту честь успешным выступлением своих "рободружин" на предыдущих первенствах.

Нынешний кубок выдался на редкость представительным: на старт вышли 346 команд из 37 стран. Впрочем, на "кучности" отборочных групп это практически не сказалось: "тренерам" большинства сборных, не прошедших сито предварительного отбора, уже в первые дни пришлось переквалифицироваться в пассивных наблюдателей. В зависимости от своих размеров и "физических данных" соискатели кубка были разбиты на пять лиг. Наряду с электронными футболистами, близкими по своим кондициям к живым игрокам, в футбольных баталиях участвовали разнообразные "негуманоидные" создания: лилипуты высотой до 15 сантиметров, "робособаки", а также нематериальные футболисты - программы, симулирующие поведение команд и выводящие на большой экран "картинку с поля".

Приятно отметить, что россиянам довелось выстрелить в самой "густонаселенной" из лиг, к которой принадлежала примерно треть приехавших на чемпионат сборных. В роли команд здесь выступают компьютерные программы, "выясняющие отношения" между собой на специальном "игровом" сервере. В отличие от "живой" сборной, виртуальная российская команда на всем протяжении португальского чемпионата не проиграла ни разу. Деловито разобравшись с соперниками по отборочной группе, где она "забила" 39 (!) безответных мячей, наша компьютерная дружина вышла в промежуточную стадию чемпионата. По иронии судьбы, в числе ее соперников на этом этапе была и команда хозяев (FC Portugal), которой удалось-таки распечатать ворота российской "сборной". Впрочем, на этом параллели с "живым" чемпионатом заканчиваются: забив 29 мячей и пропустив 2, российская команда вышла в полуфинал, где одержала верх над иранской Mersad с минимальным перевесом 1:0. Зато в финале "наши" разгулялись вовсю, не оставив камня на камне от немецкой команды Brainstormers - итоговый счет 8:1. Что ж, гуляй, Россия - подобных успехов на Robocup ты еще не добивалась.

Парадоксально, но факт: в лиге четвероногих футболистов Aibo ее создателям-японцам не удалось стать чемпионами. Как правило, матчи "робособак" блистали высокой результативностью - так, в финальной встрече немецкие "псы-рыцари" из German Team в упорной борьбе со счетом 5:3 одолели австралийских "динго" из UTS Unleashed, установивших рекорд турнира - 15 голов в одном матче! В схватке за третье место австралийские NuBots переиграли американских UPennalizers со счетом 5:4.

Решающие матчи в лиге роботов среднего размера превратились в дерби: в финале японская команда EIGEN со счетом 5:1 одержала победу над земляками из WinKIT, а в матче за третье место сошлись немецкие дружины FU-Fighters и CoPS (первая победила с разгромным счетом 6:0). На турнире "малюток" немцы тоже были в фаворе: они стали обладателями награды за научные достижения, а их детища получили "кубок конструкторов" за удачный дизайн.

Самой зрелищной частью Робокубка традиционно являются соревнования футболистов-гуманоидов - именно их потомкам, как обещают энтузиасты, году этак в 2050-м суждено сойтись в непримиримой схватке со сборной лучших футболистов из плоти и крови. Пока же о командной игре речь даже не идет - подлинным достижением для спортсменов из металла и пластика считается устоять на ногах во время ведения мяча. Зачет у них пока проводится по сумме очков за "обязательные упражнения" - удержание равновесия, отдачу паса и пробитие пенальти. Лучшим игроком среди "гуманоидов" стал робот-японец из Осаки, более других преуспевший в технике владения мячом и выигравший турнир среди пенальтистов ростом до одного метра. Любопытно, что победителем в споре "больших гуманоидов" ростом до двух метров вышел его соотечественник по имени Senchans из того же самого города.

Как решил оргкомитет, следующий Робокубок пройдет в Осаке, что весьма справедливо в свете успешного выступления ее питомцев на нынешнем первенстве. Вслед за этим чемпионат переедет в Германию, где на 2006 год намечено проведение Кубка мира по футболу среди "живых" футболистов. Что ж, если на будущем первенстве россияне в очередной раз окажутся не на высоте, за их честь отомстят виртуальные земляки - это им уже не впервой! 

- Из журнала "Компьютерра" от 20 июля 2004 года.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.