Архивы: по дате | по разделам | по авторам

После "Ночного дозора"

АрхивВ фокусе
автор : Владимир Гуриев   21.07.2004

Владимир Лещинский, супервайзор визуальных эффектов в "Ночном дозоре", рассказывает о работе над компьютерными эффектами для фильма "Волкодав" по фэнтези Марии Семёновой.

О визуальных эффектах в "Ночном дозоре" мы уже рассказывали. С коммерческой точки зрения картина стала безусловной удачей, и прокатчики рапортуют о рекордных доходах. Между тем, уже идёт работа над фильмом "Волкодав" по фэнтези Марии Семёновой. Компьютерными спецэффектами в "Волкодаве" заведует Владимир Лещинский из компании Dr.Picture, работавший и над "Ночным дозором".

Эта статья представляет собой фрагмент опубликованного в журнале "Компьютерра" интервью Владимира Лещинского, супервайзора визуальных эффектов на съёмках "Ночного дозора". Разговор шёл ещё до премьеры фильма. Полный текст интервью можно найти здесь.

К Владимиру Лещинскому из компании Dr.Picture у нас было всего два вопроса: что получилось, и как работалось над "Ночным дозором" при таком скудном бюджете? К нашему удовольствию, оказалось, что ответов у Владимира гораздо больше.

- На "Ночном дозоре" я руководил департаментом визуальных эффектов. То есть выступал не как представитель Dr.Picture, а как отдельный человек. Наша компания тоже участвовала в создании эффектов, но ей в одиночку - как и любой российской компании - такой масштабный проект вытянуть невозможно. Судите сами: около 80 минут компьютерной графики, 400 планов. И это только для первого фильма, который выходит на экраны в июле.

Постпродакшн второй картины еще не начинался, хотя снимались они одновременно. Думаю, в августе начнется домонтаж "Ночного дозора 2". На это уйдет два-три месяца, со всеми утверждениями. Значит, мы получим фильм где-то в октябре и, судя по первому фильму, на создание визуальных эффектов уйдет не меньше пяти-шести месяцев. Так что ждать "Ночной дозор 2" можно к весне. А уже потом - после кинопроката второй части - обе картины будут показаны по телевидению. Скорее всего, в виде четырехсерийного телефильма.

- Какова доля затрат на визуальные эффекты в общем бюджете фильма?

- По этому фильму - процентов двадцать, наверное. Мы, правда, не уложились и слегка залезли в бюджет "Ночного дозора 2". Но если первая часть пойдет в прокате хорошо, есть шанс, что продюсерам удастся получить дополнительное финансирование на постпродакшн второй части.

- Бюджет "Ночного дозора" - несколько миллионов долларов. При этом не секрет, что сборы у российских фильмов в нашем прокате довольно скромные. Как планируется вернуть потраченные деньги?

- Вопрос не по адресу. Мне, честно говоря, трудно оценивать картину, поскольку я смотрел четыре разных монтажа, а некоторые кадры вообще видел раз по двести. Но как коммерческий продукт, мне кажется, он должен выстрелить и сделать хорошую кассу. Это ведь очень важно для нас. Не для тех, кто работал над "Ночным дозором", а для индустрии вообще: те продюсеры, которые боятся вкладывать деньги в фантастику, возможно, поймут, что вложения можно оправдать. Хотя, конечно, я не специалист по маркетингу.

В любом случае, я бы не сказал, что речь идет о фантастических для нашего кино суммах. Компания Central Partnership, например, собирается снимать "Волкодава" по одноименной книге Марии Семеновой, режиссер фильма Николай Лебедев ("Звезда"). Заявленный бюджет проекта - 5,5 млн. долларов. Причем это "крейсерский", но не единственный ее проект. Сейчас компания снимает фильм "Бой с тенью" - про боксера, потерявшего зрение. Режиссер - Алексей Сидоров ("Бригада"). Очень хороший режиссер, кстати.

Мы работаем над обоими проектами, но в "Бое с тенью" у нас, скорее, обслуживающая графика, то есть такая, которую зритель замечать не должен. И задача, которую нужно решить, довольно интересна с технологической точки зрения. Нам нужно сделать массовку в боксерском зале, ведь понятно, что нагнать десять тысяч человек в зал нереально. Что-то похожее делал Ридли Скотт в "Гладиаторе", но ему было проще, поскольку в той картине используются, в основном, классические планы, с долгими наездами, и Скотт мог обойтись клонированием, просто размножив образы зрителей.

А у нас режиссер изначально спланировал съемку боя ручной камерой. Ясно, что никакого motion control здесь нет и быть не может. Если камеру поймать еще можно, то клонировать публику - дохлый номер. Поэтому мы, скорее всего, сделаем трехмерную массовку. Создавать анимированных "агентов", каждый из которых будет вести себя независимо: вскакивать, кричать "Врежь ему!" или что-нибудь еще.

Нечто подобное реализовано во "Властелине колец". По большому счету, там почти все батальные сцены построены с использованием похожей технологии. У нас, конечно, масштабы не те, но мы просто такого еще не делали.

- Как вообще делаются такие вещи?

- Во "Властелине колец" использовали Massive. Мы используем другие пакеты (например, Behaviour от SoftImage) и пишем свои скрипты. Подход, в общем, везде одинаковый: делаешь несколько анимаций персонажа и вешаешь их на листики "дерева", связывая между собой разными типами поведения - драться столько-то, бегать столько-то; если добежал до этой точки - вернуться; столкнулся с копьеносцем - замахнись так, с меченосцем - замахнись эдак. Потом все включается, и "агенты" оживают.

- Сколько человек этим занимаются?

- Пока двое. Программист и руководитель, аниматор. Такие вещи интересно делать, потому что это новое.

- А что с "Волкодавом"?

- На этом проекте я опять выступаю в роли супервайзора. Но там все только начинается - в июле мы уезжаем на съемки в Словакию, в горы, на три месяца. Зато в фильме будет очень много эффектов - в том числе и "компьютерный летучий мышь". Лохматый такой, мохнатый.

- А вы можете повлиять на режиссера, говоря: здесь можно снять так, а здесь - так?

- Безусловно. В этом и состоит моя работа. супервайзор - это буфер между съемочной группой и группой визуальных эффектов. Сначала он разрабатывает с режиссером возможные визуальные эффекты. Потом отдает в производство - студии или студиям. И в каком-то смысле защищает интересы режиссера.

- От кого? Ведь режиссер и продюсер - это царь и бог.

- Да, но режиссер не снимает сам, не пишет звук, не делает эффекты. Он нанимает для этого специалистов, а любой специалист может сказать, какие технические ограничения мешают ему воплотить желания режиссера в полной мере. И режиссер оказывается перед выбором: либо верить специалисту, либо искать другого.

А ведь технические ограничения подчас довольно субъективны. Разные же бывают люди. Кто-то сомневается в своих силах и, таким образом, ставит под угрозу художественный замысел. И здесь супервайзор помогает режиссеру, так как разбирается в технических деталях и может надавить на студии. Они говорят: "А у нас не получается". Как это не получается?! Это ты режиссеру можешь сказать, что у вас не получается. Я-то знаю, что это можно сделать! Не хотите, не умеете - да, не получается - нет. Это все не от недобросовестности, от… инфантильности, что ли. Боязнь облажаться...

Тут вот еще какой момент. Сейчас практически все сцены с визуальными эффектами не делаются без превизуализации - эксперименты на съемочной площадке влетают в копеечку. Камера туда, камера сюда, актеры стоят, грим течет, деньги уходят… Поэтому создается примитивное компьютерное окружение и болванки актеров. Главная цель превиза - правильно поставить камеру, от этого зависит очень многое в работе над эффектами. В зависимости от ракурса придется делать очень много работы или не очень много, но с тем же результатом. Нужны превизы и для совсем прозаических вещей - понять, куда хромакей повесить, знать, что попадает в кадр. И после этого можно сказать постановщикам, что тебе нужно не два метра хромакея, а двадцать. Иначе все получится, как обычно. Приходишь на съемочную площадку: хромакей привезли? Достают бабушкин платок непонятно какого размера. А мне нужно было столько-то. А ты не говорил, привезли сколько есть. Так что превиз - это еще и документ, который раздается техническим службам.

И вот впервые в российском кинематографе - я о "Волкодаве" говорю - мне удалось внедрить идею превизов, заразить ею режиссера (и он, слава богу, был готов). В "Дозоре" мы планировали это сделать, но, как всегда, времени не хватило. Хотя мы делали превиз по клепке, падающей из самолета. Это единственная полностью трехмерная сцена. Превиз понадобился, потому что в итоге картинка (сто секунд непрерывного изображения) считалась недели две, вместе со сборкой. Понятно, что экспериментировать на таком уровне нельзя - не будешь же пересчитывать каждый раз по две недели. Так что экспериментировали с примитивными объектами: сначала отладили камеру, затем занялись движением клепки, самолетом, полетами ворон и т. д. И только потом стали считать финал. Сцену, конечно, пересчитывали еще раз - что-то не понравилось, но две двухнедельные итерации - все же не двадцать.

  • Полную версию интервью Владимира Лещинского читайте здесь.

  • Подробный рассказ о визуальных эффектах в "Ночном дозоре" можно найти в статье "Тайны "Ночного дозора".

Визуальные эффекты в фильме "Ночной дозор"


Как создавалась кукла Машенька
Андрей Никитин, Dr.Picture Studios: "Нам пришлось сделать компьютерную Машеньку, паучьи лапы и объединить их в одно отвратительное существо".

Компьютерные вороны
Виктор Лакисов, Dr.Picture Studios: "Снять живых птиц оказалось почти невыполнимой задачей. Модели ворон мы анимировали с помощью Softimage XSI".

Воронка над вагоном метро
В сцене нет ни одного реального кадра, всё целиком просчитано на компьютере. Мост, небо и Луну сделали в Киеве, а в Москве добавили стаи ворон.

Древняя битва на мосту
Средствами компьютерной графики воссоздано сражение средневековых армий Иных с участием двух тысяч виртуальных моделей воинов.

Читать дальше...
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.