Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Canon PowerShot Pro1

Архив
автор : Андрей Никулин   20.07.2004

Появление PowerShot Pro1 в модельном ряду Canon было неизбежным.

Появление PowerShot Pro1 в модельном ряду Canon было неизбежным. Один из лидеров рынка цифровой фототехники просто не мог оставаться в стороне после появления первой восьмимегапиксельной незеркальной камеры Sony DSC-F828 и включился в гонку наравне с конкурентами, так что многие характеристики камеры оказались предопределены: это и 8-мегапиксельная матрица типоразмера 2/3 дюйма, и диапазон фокусных расстояний 28–200 мм, уже ставший стандартом де-факто, и электронный видоискатель. Вместе с тем новая модель сохранила преемственность поколений и унаследовала лучшие черты популярных моделей PowerShot G3/G5. Если вы знакомы с линейкой Gх, то найдете много знакомого в Pro1. Здесь такой же замечательный поворотный экран, но его размер и разрешение значительно возросли. Внешний вид меню практически не изменился, однако в нем появились пункты, соответствующие новым функциональным возможностям (режим супермакро, выбор цветового пространства снимка, тип оптического конвертора). Есть привычный ND-Filter и датчик ориентации. Разъемы, аккумулятор — все это совместимо с предыдущими флагманскими незеркалками Canon.

В отличие от камер серии G, Pro1 имеет более обтекаемый, эргономичный корпус. Дизайн камеры чрезвычайно «породист», видно, что конструкторы долго искали оптимальное расположение органов управления и воспользовались опытом разработки зеркальных камер EOS (сферические гладкие кнопки, система подсветки дополнительного дисплея) и младших моделей Canon (выключатель питания, навипад и т. п.). По тактильным ощущениям PowerShot Pro1 напоминает крепко сбитый «бочонок», плотно ложащийся в ладонь.

Отличительная черта, которая, видимо и послужила поводом сменить наименование модели — объектив серии L. Такой литерой обозначаются элитные объективы Canon, славящиеся низким уровнем разного рода аберраций и превосходной резкостью. Объектив Pro1 состоит из четырнадцати элементов в десяти группах. Производитель заявляет об использовании одного флюоритового элемента (fluorite), одного элемента со сверхнизкой дисперсией (UD-glass) и двух асферических элементов. Первые два служат для уменьшения хроматических аберраций, а последние — для уменьшения сферических аберраций и дисторсии. Декоративное кольцо на оправе объектива снимается после нажатия специальной кнопки на корпусе, после чего открывается байонет для крепления дополнительных оптических насадок, расширяющих возможности штатной оптики. Легкие же аксессуары типа бленд и фильтров можно крепить непосредственно к тубусу объектива посредством байонета меньшего диаметра. В комплекте есть бленда и переходник для фильтров с резьбой 58 мм.

Зеркальная заслонка в центре на снимках оптики — это и есть ND-Filter, уменьшающий освещенность матрицы в восемь раз, или на три ступени экспозиции. В некоторых случаях это незаменимый инструмент, позволяющий, например, снимать портреты с полностью открытой диафрагмой на ярком солнце. К тому же отсекаемая часть светового потока отражается наружу зеркальной поверхностью заслонки, которая таким образом предохраняет матрицу и объектив от слишком яркого света (активируется ND-filter через меню, что, увы, не всегда удобно).

На защитной крышке объектива (которая, к сожалению, не имеет шнурка для крепления к корпусу) есть надпись «Ultrasonic», означающая, что в приводе зуммирования (не фокуса!) используется быстроходный и тихий ультразвуковой двигатель — в данном случае жизненно необходимый. Дело в том, что объектив Pro1 уникален — в нерабочем состоянии он складывается, уменьшая габариты камеры в глубину на пару сантиметров. В силу этого разработчики не могли использовать механическую систему зуммирования. Однако для изменения фокусного расстояния по-прежнему используется вращающееся кольцо на объективе, только оно стало «электронным», подавая команды двигателю. Такое конструкторское решение имеет и достоинства, и недостатки. Плюсы: компактность1, возможность запоминания положения зума в пользовательской настройке, возможность использования кольца зуммирования для ручной фокусировки (после переключения в соответствующий режим). Минусы: чрезмерная сложность и потенциальная уязвимость конструкции, неизбежный (даже несмотря на применение USM) лаг между поворотом кольца и отрабатыванием команды, а также дискретность перемещения зума (хотя в диапазоне от 28 до 200 мм зум может обеспечить сорок промежуточных положений — как правило, этого достаточно для того, чтобы не испытывать дискомфорта при съемке).

Поворотный двухдюймовый дисплей — вторая после уникального объектива изюминка PowerShot Pro1. Дисплей имеет очень высокое по нынешним временам разрешение — 235 тысяч пикселов. При этом структура матрицы тоже необычна, что увеличивает четкость изображения. Пикселы образуют четко выраженную гексагональную структуру, которая улучшает передачу однотонных поверхностей и сглаживает границы символов.

Откидная вспышка не уступает в изящности и «высокотехнологичности» остальным элементам конструкции. При включении соответствующего режима она откидывается автоматически посредством электромеханической защелки, а закрывается вручную. Квадратное окошечко внизу — лампа подавления красных глаз (кстати, чрезвычайно яркая). Здесь же расположен разъем Hot Shoe. Слева от вспышки, если смотреть сзади, расположена кнопка ее активации и включения макрорежима.

Эргономические качества PowerShot Pro1 выше всяких похвал. Вращающийся по двум осям дисплей высокого разрешения позволяет снимать из самых неудобных положений. Металлическая кнопка спуска затвора расположена в удачном месте, и указательный палец нащупывает ее шутя. Рядом — ребристое колесико смены параметров, чувствительное к нажатию (как скролл у мыши). Ради компактности главное колесо выбора режимов размещено под необычным углом. Вращать его не очень удобно, особенно в перчатках. Но поскольку переключаться между режимами в течение одной фотосессии приходится нечасто, особых проблем это не создает. На колесе имеются положения C1 и C2 — это пользовательские настройки, в которых можно запомнить всё, кроме режима супермакро. (Жаль только, что таких «железных» пресетов всего два. При активной работе их хочется иметь как минимум три, а лучше — еще больше.)

Очень удобно — в зоне досягаемости большого пальца — расположена кнопка MF (ручная фокусировка). Если вы хотите сфокусироваться вручную, ее надо нажать и удерживать большим пальцем правой руки. При этом колесо зуммирования на объективе превращается в колесо фокусировки. Для более точной наводки на резкость в центре экрана появляется увеличенный участок изображения. Могу сказать, что Pro1 — одна из немногих незеркалок, где вручную выставить резкость удается с хорошей точностью; этому способствует как ЖК-дисплей повышенного разрешения, так и удобный механизм управления.

Canon PowerShot Pro1 имеет три режима экспозамера: центровзвешенный (пиктограмма в виде пустой рамки), оценочный (он же матричный — кружок в рамке) и точечный, обозначающийся точкой внутри скобок. Оценочные, то есть интеллектуальные алгоритмы, пока еще далеки от совершенства, и это относится ко всем моделям цифровых фотокамер. Ведь алгоритм должен понять, чего хочет фотограф, и суметь отличить, например, портрет на фоне окна от одинокого здания на фоне заката. Примерное распределение яркостей в кадре в обоих случаях примерно одинаково: большой темный объект на относительно ярком фоне, однако экспозиция требуется разная. Конечно, для новичков, желающих снимать в зеленом режиме Auto по принципу «включил фотоаппарат — нажал кнопку», оценочный замер часто является самым легким вариантом получения нормально экспонированных кадров. Но Pro1 вряд ли можно назвать камерой для новичков, и большинство предпочтет более предсказуемый Center-Weighted. Этот тип замера в Canon Pro1 реализован очень хорошо и после недолгого привыкания не преподносит никаких сюрпризов. При хорошем освещении необходимость в компенсации экспозиции практически отсутствует, в отличие от той же Konica Minolta DiMAGE A2. Небольшие корректировки легко вносятся фиксацией экспозиции по нужному участку кадра (небо, здания, граница между ними и т. д.). Разумеется, при съемке специфических сюжетов типа пейзажа в сумерках или в солнечный зимний день компенсировать экспозицию нужно, но это совершенно естественно. Практика (примерно четыре сотни отснятых за время тестирования кадров) показывает, что центровзвешенный замер в Pro1 склонен к легкой недоэкспозиции в «спорных» случаях, а сама центральная зона, на которую приходится больший вес при вычислении экспозиции, достаточно широка. Поэтому вероятность пересветить кадр возможна разве что при сильном контровом свете.

Плюсы

Минусы

- малые габариты в сложенном состоянии, стильный дизайн
- хорошая эргономика, удобное управление
- надежный и предсказуемый экспозамер
- точная гистограмма в режиме просмотра
- хорошая микрорезкость изображения
- хорошая цветопередача
- низкий уровень шумов, качественная структура изображения
- отличный ЖК-дисплей
- грамотно реализованный RAW
- ненадежный и медленный автофокус
- заметное виньетирование
- ограничения в режиме супермакро
- негерметичный объектив

Хотя гистограмма в режиме съемки отсутствует, на практике это не вызывает неудобств. Грамотный механизм экспозамера и качественный ЖК-дисплей, показывающий картинку с большой долей приближенности к конечному результату, избавят вас от многих сложностей. Для окончательного контроля есть гистограмма в режиме просмотра.

На основании приведенной выше врезки позволю себе дать рекомендации владельцам камеры относительно форматов записи. Оптимальное решение для повседневных съемок в хороших условиях освещения — JPEG. Экспозамер у Pro1 очень точный и предсказуемый, автоматический баланс белого отлично работает даже на сложных сюжетах типа закатов и рассветов. Снимая в JPEG, вы получите хорошую резкость и цветопередачу. Не нужно тратить усилия на конвертацию и доводку снимков. На карту памяти помещается максимум фотографий. В сложных условиях освещения, когда есть сомнения в точности определения баланса белого или предвидится небольшая переэкспозиция, — снимайте в RAW. Конвертацию имеет смысл делать сначала в «родном» конверторе Canon — это обеспечит отличную резкость, контрастность и правильную цветопередачу при установках «по умолчанию». Если будут проблемы с пересветами — дело можно поправить, повозившись с конвертором Adobe Photoshop. Это лучшее средство для вытягивания переэкспонированных снимков. Для студийной съемки с искусственным освещением, конечно, имеет смысл использовать только RAW. Во-первых, это полностью снимает проблему установки баланса белого, а во-вторых, заметно улучшает качество при постобработке за счет возможности конвертации RAW в 48-битный TIFF.

Несколько слов о штатном конверторе Canon. В комплекте поставки Pro1 идет версия утилиты RAW Image Task (1.0.0.19) с абсолютно новым интерфейсом и расширенными возможностями. Из важных нововведений: появилась возможность устанавливать цветовую температуру в градусах Кельвина, а также подстраивать Curves. Раньше это было доступно только для зеркальных камер Canon. Интересна последняя вкладка — с ползунком шумоподавителя и средствами выбора цветового пространства (sRGB или Adobe RGB). Все-таки новая камера не зря получила имя Pro…

RAW в данной камере использует сжатие без потерь и поэтому занимает удивительно мало места: в среднем от 6,5 до 8,5 Мбайт. Снимая в RAW, помните, что на карту памяти поместится вдвое меньше снимков, чем в JPEG. Скорость записи очень хорошая: в JPEG задержки не чувствуются даже при интенсивной съемке; RAW чуть помедленнее, но тоже не доставит дискомфорта. Первые четыре кадра запишутся практически без пауз (не более секунды-двух), а каждый последующий RAW пишется около 12–15 секунд (при использовании карты памяти PQI F1 256 MB). Это гораздо лучше, чем, например, у Konica Minolta DiMAGE A2, и ни в какое сравнение не идет с Sony DSC-F828 (после съемки каждого кадра RAW камера на 20–30 с впадает в ступор).

В Canon PowerShot Pro1 используется гибридная система фокусировки нового поколения: сначала производится грубая подстройка при помощи дальномерной системы, затем в дело вступает точная контрастная автофокусировка. К сожалению, этот подход пока далек от совершенства. И в одиночном (Single), и в следящем (Continuous) режиме автофокус медлителен и иногда ошибается. За две недели тестирования бывали ситуации, когда автофокус категорически отказывался «цепляться» за объект даже в хороших условиях освещения. Конечно, безвыходных ситуаций не бывает: повторная фокусировка на более контрастном объекте, поворот аппарата на 90 градусов или переход в режим MF могут решить проблему. Но о динамичной съемке в таких случаях лучше забыть.

Кроме ненадежности, у автофокуса Pro1 есть еще один недостаток: в процессе фокусировки изображение на экране «замораживается», что, пожалуй, напрягает больше всего. В предыдущих моделях (PowerShot G3/G5) автофокус хотя и тормозил, но зато был очень надежным и картинка в процессе подстройки не застывала. Подсветки автофокус Pro1 не имеет, поэтому об уверенной наводке на резкость в полумраке говорить не приходится. Пользуясь случаем, хочу обратить ваше внимание еще на одну проблему Canon PowerShot Pro1 — заметное виньетирование по углам кадра. Этот эффект проявляется даже без бленды и не только на максимально открытой диафрагме, что говорит о недоработанности конструкции объектива.
Прочие подробности плюс галерея тестовых снимков — в полной версии обзора на сайте Terralab.ru (www.terralab.ru/digiphoto/34535 ). Если бы не ряд досадных недостатков, Canon PowerShot Pro1 мог бы стать лидером в семействе восьмимегапиксельных любительских камер. Надеемся, что это окажется по силам следующей модели Canon с условным названием Pro2. Тем не менее, даже с учетом обнаруженных минусов, высокий класс камеры не подлежит сомнению, а дизайн и продвинутая конструкция, позволившая добиться удивительной компактности, заслуживают восхищения. Видно, что производитель отрабатывал на этой модели новые решения, которые, скорее всего, станут атрибутом незеркальных камер ближайшего будущего. 

Canon PowerShot Pro1 позволяет записывать снимки в форматах JPEG или RAW. Чтобы выявить различия, мы специально снимали тестовый сюжет (фигурка кошки и камера). Съемка производилась в студии (Камера была любезно предоставлена магазином «Компьютер для любителей фото»), с освещением лампами накаливания, баланс белого выставлялся по белому листу (сначала снимался кадр в RAW, затем в JPEG; камера была жестко закреплена на штативе, спуск осуществлялся с пульта, освещение не менялось, поэтому разница между двумя кадрами определяется только форматами записи снимков). Подробно разница в структуре изображения, полученного путем съемки напрямую в JPEG, конвертации из RAW в JPEG штатным конвертором Canon, конвертации из RAW в JPEG в Adobe Photoshop CS с установками Detail по умолчанию (Sharpness = 25%, Color Noise Reduction = 25%) и с ними же, установленными на 0, рассмотрена в полной версии статьи на www.terralab.ru/digiphoto/34535 . Структура изображения заметно различается, но финской типографии, боюсь, этого не передать, поэтому приведу лишь краткие выводы.

В общем-то, JPEG неплох по уровню микрорезкости, этот формат демонстрирует хорошую общую резкость кадра и максимальную цветовую насыщенность, правда, с небольшим уклоном в зеленые тона. Однако резкость в значительной степени достигнута повышенным уровнем шарпенинга. JPEG, полученный из RAW с помощью штатного конвертора Canon, имеет вдвое больший объем (4,4 Мбайт против 2,1 Мбайт «обычного» JPEG) и демонстрирует чуть лучшую проработку мелких деталей и баланс цветов с уклоном в более нейтральные тона (лично мне эта цветопередача понравилась больше, хотя многое зависит от конкретного сюжета). Шарпенинг тоже имеет место, но он слабее, чем у «обычного» JPEG даже при дефолтном уровне шарпенинга в конверторе, равном 5 (регулируется в пределах 0–10).

Конвертация в Photoshop CS оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, этот конвертор позволяет получить максимально гладкую структуру изображения и здорово уменьшить количество цветовых шумов (ползунок Color Noise Reduction во вкладке Detail). Но цветопередача — это что-то ужасное. При установках по умолчанию (As Camera) баланс белого сильно сдвинут в красную область спектра, и белый фон выглядит розовым. Установка ББ по белой точке приводит все в норму, но вы должны понимать, что одно дело — студийная съемка на белом фоне, когда легко указать точку белого, и совсем другое — реальные сюжеты в сложных условиях освещения. Там, конвертируя в Photoshop CS, вы рискуете вообще не «поймать» правильный баланс белого. Да еще проблемы с контрастностью и общей резкостью — для того чтобы привести последнюю в норму, скорее всего придется применить фильтр Unsharp Mask. Говоря простым языком, сконвертировав RAW в Photoshop CS, вы обнаружите, что снимки получились блеклыми и мутными, хотя структура изображения в масштабе 100% будет замечательной. Но ведь фотографии делаются не для того, чтобы рассматривать кропы с лупой в руках…

На тестовом кадре (см. иллюстрации) есть один интересный участок — ЖК-дисплей фотоаппарата, сильно пересвеченный и имеющий неестественный цветовой баланс. Давайте посмотрим, что тут можно сделать в каждом из четырех случаев. Это, кстати, очень наглядная иллюстрация возможностей формата RAW. Неестественная синева объясняется просто: съемка проводилась под лампами накаливания, а ЖК-дисплей цифровой камеры имеет гораздо более высокую цветовую температуру. Попробуем привести этот кусок изображения в божеский вид при помощи Adobe Photoshop. Возьмем исходник в JPEG и покрутим Levels (см. фото 2). Как видите, кое-чего добиться удалось. Треугольничек рядом со значением диафрагмы принял свой настоящий зеленый цвет, ошейник на кошке почти красный. Но плата за это — завал фона в желтые тона. Полностью избавиться от переэкспозиции с помощью Curves не удалось: некоторые детали в светах утеряны. Возможно, гуру «Фотошопа» (вроде Дэна Маргулиса) смог бы облагородить картинку больше, но автор, к сожалению, таким профессионалом не является…

Теперь возьмем RAW и в штатном конверторе Canon изменим без потери качества баланс белого на Day Light и сделаем отрицательную экспокоррекцию на –2 EV (см. фото 3). С балансом белого все хорошо (учитывайте, что маленький ЖК-экранчик камеры — далеко не ЭЛТ-монитор в плане цветопередачи, да еще и развернут на снимке под неудобным углом, здорово ухудшающим цветопередачу). Но вот в светах наблюдается неприглядная картина. Дело обстоит даже хуже, чем у «голого» JPEG. Не спасла от пересветов и отрицательная экспокоррекция при конвертации. А ведь запас по светам у 12-битного RAW определенно есть, и сейчас вы это увидите. Пробуем поколдовать с RAW в конверторе Adobe Photoshop CS и (фото 4) — очень неплохо! Кто-то даже назовет это чудом. Вытащить почти нормальную картинку из изначально загубленного участка изображения… Вот для чего нужен RAW!


1(назад) Похоже, Canon PowerShot Pro1 — единственный восьмимегапиксельник, умещающийся в сложенном состоянии в сумке LowePro 25 AW, которая, вообще говоря, предназначена для более мелких моделей типа G3/G5 или Nikon 5400. Конечно, засунуть аппарат в такой маленький кофр не так уж просто (он помещается туда в единственном положении — боком и объективом кверху), но при должной сноровке никаких проблем это не создает. При всей своей компактности в рабочем состоянии PowerShot Pro1 трансформируется в очень солидный, можно сказать, «полноразмерный» аппарат.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.