Кармагеддон
АрхивТехнологииПопытка сравнить Palm OS 6 с Windows Mobile 2003 в статье "Ревизия vs версия" спровоцировала бурную реакцию читателей. В этом материале будет дан более широкий взгляд на индустрию КПК и наиболее яркие тенденции.
После публикации статьи "Ревизия vs версия" мне пришли письма и форумные сообщения, живо напомнившие Фидо, причем худшие проявления этой в общем-то отличной сети - ужасающую безграмотность (во всех смыслах) в сочетании с тупой агрессивностью и полным неумением читать текст, который критикуешь, и уж тем более понимать, о чем он повествует и какими рамками ограничен. Почти на все письма я ответил (по крайней мере, на те, в которых вычленил хоть какую-то мысль), и в этот материал выношу более широкий взгляд на индустрию КПК как она есть на данный момент, на некоторые перестановки в противоборствующих лагерях и наиболее яркие тенденции.
В начале лета, чуть ли не сразу после выпуска линейки TJxx, компания Sony ушла с европейского и американского рынков, фактически прекратив конкурировать с PalmOne: устройства последней непомерно дороги в Японии и, как следствие, мало там распространены. Sony, наоборот, имеет на островах сильные позиции. Многие аналитики (как-то не верится в их профессионализм) тут же поспешили объявить о начале конца Palm OS. Конечно, это не так, тем более что другие аналитики поторопились объяснить неудачи Sony тем, что, дескать, ее устройства чересчур сложны для среднего американца, который слишком много работает и, как следствие, слишком мало думает (автор теории - американец, я тут ни при чем!); ему нужно чего попроще, а наладонники японского производителя с их "навороченными интерфейсами" якобы требуют гораздо больше умственных усилий для освоения, чем любимые простым американским народом наладонники PalmOne. Автор рассказал читателям еще и о том, что японцы в повседневной жизни, особенно при покупке техники, привыкли, впав в медитативный транс, часами изучать инструкцию, потому-то с ними и можно так жестоко обращаться, как это делает Sony; с шустрыми же американцами, которые привыкли схватить железку и тут же ее запользовать со страшной силой, этот фокус не прошел - вот Sony и отступилась, не поняв менталитета западного человека. (Честное слово, я ерничаю совсем чуть-чуть, а смысл передаю точно!)
Не будем обсуждать здесь различия в мировосприятии японцев и американцев, лучше скажем, что сложность в освоении наладонников Sony по сравнению с КПК PalmOne - вопрос как минимум спорный. Я, конечно, не могу привести статистически интересное количество данных, но опрошенные мною некогда знакомые с бОльшим удовольствием восприняли интерфейс стандартного лончера Sony, чем традиционный палмовский Application Manager.
Лично мне причиной ухода японцев скорее представляется успех PalmOne в виде Tungsten E и Tungsten T3, которые сразу же стали лучшими в среднем и топ-классах. Конечно, двумя моделями победить такого игрока нельзя, но главное, что Sony потеряла возможность работать в своей нише. Японская корпорация долго держала планку производителя устройств дорогих, но стоящих того: Tungsten T еще не маячил на горизонте и до его появления оставалось черт знает сколько времени, а Sony уже выпускала КПК на Palm OS с цветным экраном 320x320, которые умели проигрывать музыку в формате mp3. А чего стоит ее последняя модель, работающая от батареек: SL10, экран которой демонстрировал картинку с 16 градациями серого, но в разрешении 320x320, к тому же она была оснащена слотом Memory Stick и колесиком Jog-Dial; в общем, мечта туриста. Кстати, первый КПК на Palm OS 5 и ARM-процессоре выпустила тоже Sony - PEG-NX70V вышел раньше Tungsten T. В дополнение к интересному дизайну и великолепному экрану японские компьютеры были оборудованы джойстиком Jog-Dial: это колесико в тех или иных ипостасях появилось с тех пор во множестве ручных ПК, но лучшее - оригинальное - всегда было в наладонниках Clie. Пользователи быстро оценили его по достоинству, и многие переметнулись в ориентальный лагерь исключительно ради возможности прокручивать текст в любимой читалке большим пальцем левой руки. А вспомните пульты управления плейером, прилагавшиеся ко многим наладонникам, например N770: они превращали КПК в полноценный mp3-плейер благодаря возможности управлять воспроизведением, не доставая компьютер из кармана.
Sony - типичная японская компания с феодально-корпоративными замашками, которые зачастую подразумевают категорическое нежелание зависеть от поставщиков (особенно зарубежных!), открывать свои технологии конкурентам и даже партнерам и проталкивать свои решения вне зависимости от желания потребителя. Взять, к примеру, Memory Stick. Технологически это далекое от совершенства решение, к тому же дорогое и - нетипично для инженеров Sony - миниатюрностью уступающее тому же Secure Digital. Дошло дело до оксюморона: в NX60 есть слот Compact Flash, но предназначен он, по мысли японцев, исключительно для подключения WiFi-карты Sony. Только изыскания энтузиастов позволили подключить карту памяти CF.
Пользователи долгое время терпели все это, потому что КПК Sony в технологическом плане не имели себе равных. Но четыре последних устройства от PalmOne - Tungsten T3 и Tungsten E, а также Zire 31 и Zire 72, - можно сказать, перекрыли весь рынок. Разумеется, на нем нашлось бы место и Sony, и паре-тройке других лицензиатов, но у японцев пропала возможность выпускать эксклюзивные модели. И причина тут уже не в успехе PalmOne, а в общих тенденциях на рынке мобильного железа.
Итак, Sony ушла с западного рынка, тем самым открыв PalmOne новые перспективы. Как американцы ими воспользуются? Есть надежда, что период пертурбаций в компании наконец-то закончился. Бесконечные месяцы тянулся раздел корпорации Palm на "программное" и "аппаратное" подразделения; потом началось слияние с Handspring - возвращение к истокам, беспроводное будущее и т. д. и т. п., в результате только 16 июня был назначен новый президент компании - Эд Коллиган, бывший президент и COO3 Handspring. Не думаю, что кадровые перестановки и хлопоты о разделе имущества положительно сказывались на трудовом процессе сотрудников компании, финансовое здоровье которой и так было подорвано ужасным 2001 годом. А тут еще и подоспел новый технологический фактор.
Дело в том, что до конца 2002 года, то есть до выпуска Palm OS 5 и перехода на новую платформу, ручные компьютеры с брэндом Palm четко отличались от моделей на Pocket PC. Они работали на процессорах Motorola Dragonball, производительности которых, благодаря грамотной реализации ядра операционной системы, с лихвой хватало для всех задач, а цена и время автономной работы были недосягаемы для конкурентов, то есть для устройств на Pocket PC, позиционировавшихся как дорогие, но производительные и функциональные аппараты. Опытные пользователи понимали, что о высокой производительности на тех КПК и речи не шло - все упиралось в интерфейс наладонника, а весь разговор велся о никому не нужных и ничего не значащих мегагерцах, которыми щеголяли производители. После появления моделей с mp3-плейерами от Sony можно было не говорить и о функциональном преимуществе Windows CE. По цене же наладонники Palm серьезно выигрывали.
Но времена менялись, менялась и индустрия. Это только кажется, что мегагерцы и мегабайты ничего не значат - они очень много значат, если делать упор на них в пресс-релизах. Поняла это и Palm, которая приняла эпохальное решение перейти на новую платформу, после чего получила возможность тоже щеголять различными "мега". Переход на новую платформу сопровождался вовсе не таким уж большим повышением производительности (да и что производить, не сервер, чай, хотя словари действительно побыстрее грузиться начали и видеоролики пошустрей забегали), зато - заметным удорожанием изделий и резким снижением времени автономной работы. Для владельцев "покетов" ничего особенного в таком расходе энергии не было, а вот пользователи "палмов" были ошарашены. Сейчас уже мало кто помнит, что еще несколько лет назад менять в КПК батарейки раз в месяц было нормой, а Tungsten T (как и его потомков) приходится класть в крэдл каждый вечер.
Так платформа Palm утратила два главных преимущества: длительное время автономной работы и низкую цену устройств. Разумеется, осталось еще несравненное удобство пользования стандартными "органайзерными" (перевода подобрать не могу) приложениями - то, ради чего многие и покупают КПК, но на нем уже не уедешь далеко, тем более что топ-модели позиционируются отнюдь не как продвинутые записные книжки, а как мультимедиа-центры с беспроводными возможностями. Количество программ для Palm OS продолжает расти и все так же непревзойденно велико, но конкуренты не стоят на месте, и практически всё, что нужно среднему владельцу КПК, можно найти и для Windows Mobile, а многие приложения, например качественная растровая карта Москвы, существуют исключительно для Pocket PC.
В результате сегодня на рынке есть две платформы, которые работают на идентичной аппаратной базе и имеют абсолютно одинаковые возможности. Все, что умеет одна платформа, умеет и другая. Уже нельзя сказать, что у какой-то из них есть решающие преимущества - недостатки и достоинства обоих конкурентов не слишком отличаются: в цене и те и другие устройства почти сравнялись, хотя топ-модели на Windows Mobile стоят по-прежнему ненормально дорого и по соотношению цена/качество "палмы" пока выигрывают; особенной легкостью в настройке "покеты" тоже похвастаться не могут - ничего сложного в том, чтобы настроить на современном "палме" доступ в сеть или беспроводную синхронизацию с настольным компьютером, нет, времена шаманства позади; время автономной работы у всех КПК одинаково низкое, так что приходится только радоваться отдельным приятным сюрпризам вроде Sony UX50 или ASUS A716. Все идет к тому, что через несколько лет мы будем покупать карманный компьютер с опционально предустановленной операционной системой - как сейчас с ноутбуками. Или производители будут предлагать совершенно одинаковые модели, но под управлением разных ОС...
А еще можно сказать, что в индустрии мобильных компьютеров закончился качественный прогресс, уступив место количественному. Все, что нужно пользователям, по большей части уже реализовано4, ограничительной линией стала не мощность процессора или емкость памяти, а размер экрана (и устройства в целом, разумеется) и емкость батареи. Intel уже давно заявляет, что запросто может наладить серийный выпуск гигагерцовых процессоров для мобильных устройств, только обеспечить их энергией не способен ни один современный аккумулятор. Так что будущее мобильных компьютеров сегодня вершат разработчики гибких экранов и емких питающих элементов.
Разумеется, о причинах, побудивших Sony уйти с европейского и американского рынков, может компетентно судить только ее руководство. Но мне кажется, что японская компания сделала это потому, что упустила возможность выпускать изделия, технологически более совершенные, нежели у конкурентов. Чтобы выделить свои модели из общей массы, производителям осталось лишь экспериментировать с формой корпуса и изыскивать оригинальные дизайнерские решения. Tungsten T3, например, гораздо приятнее в использовании, чем это можно представить, читая прайс-листы и даже обзоры: компания PalmOne сделала лучшую в своей истории модель за счет качественной реализации железа (один джойстик чего стоит) и прекрасно настроенной для работы с новым экраном ОС.
Итак, если покупателей ждет перспектива выбирать операционную систему, которая будет работать на унитарном железе, то надо обратить внимание не только на производителя устройств - PalmOne, но и на собственно разработчика операционной системы - PalmSource. Эта компания, получившая независимость, в настоящее время работает над новой - шестой - версией Palm OS; подробно об этом вы можете прочитать в материале "Ближайшее будущее КПК: Windows Mobile 2003 Second Edition vs Palm OS 6 Cobalt". Какой будет новая система, мы увидим довольно скоро, может быть, даже в этом году. Весь мир затаил дыхание, ожидая невиданной масштабируемости и функциональности, поточной многозадачности (нам, кажется, ее обещали еще в пятой версии) и прочая и прочая; если все обещания сбудутся, Microsoft придется несладко. Российских же пользователей очень интересует, расскажет ли наконец кто-нибудь заокеанским программистам, что на нашем маленьком шарике не все еще говорят на английском, что остались отдельные маргинальные народности, которые к тому же пользуются при письме не латиницей. Сегодня ситуация с русификацией (и вообще локализацией) Palm OS обстоит, мягко говоря, неудовлетворительно.
Под Palm OS 3 и 4 все было относительно хорошо: на КПК устанавливался русификатор, который, в зависимости от собственных возможностей и от желания пользователя, либо локализовывал всю систему (то есть русские меню и диалоги), либо только устанавливал кириллические шрифты и позволял вводить текст по-русски. Многим этого вполне хватало, тем более что Palm OS в целом была несравнимо удобнее и быстрее Pocket PC, и те, кто выбирал в России платформу Palm, удовлетворялись имеющимися решениями или лазали по форумам в поисках патчей для различных текстовых редакторов. Но пришла Palm OS 5 и новые устройства на ней, лучшим из которых - если не абсолютно (привет от Sony UX50), то хотя бы по соотношению цена/качество - сегодня является Tungsten T3. И он призван конкурировать с устройствами на Windows Mobile, причем не как дешевый органайзер (прежняя ниша "палмов"), а как полноценный рабочий инструмент, позволяющий работать с офисными и Интернет-приложениями, а также делать много чего еще. Прямо скажем, миссию свою Tungsten T3 выполнил - вплоть до того, что его обладатели, к зависти владельцев машинок на Pocket PC, получили возможность работать с оригинальными файлами настольного Microsoft Office и сохранять документы в этом формате; сегодня можно спокойно получить по почте на "палм" документ в формате Microsoft Word или Excel, сохранить его на карту памяти, отредактировать и отослать обратно в том же формате, без установки дополнительных программ.
Но благость сия доступна только англоязычным пользователям. Тем же, кто "не по собственной воле, но по убеждениям родился здесь" (Жванецкий), приходится идти на ухищрения, совершенно недостойные нынешних времен. Русскоязычный пользователь без дополнительных усилий в виде установки целой пачки заплаток, которые написаны энтузиастами и за которые никто не несет ни малейшей ответственности (их еще и найти надо, что, заметим, не так-то просто), не может перенести в свой WordToGo документ с настольного компьютера практически никак. При отправке почты из программы VersaMail в заголовке письма проставляется кодировка, которая заставляет программу получателя показывать письмо "кракозябрами"; адресат, конечно, может переключить кодировку вручную, благо современные почтовые клиенты это позволяют, но все-таки очень неприятно, тем более что получатель письма может и не знать о такой возможности. Комфортное чтение кириллических страниц в браузере Web Pro тоже достигается не всегда и не самым изящным способом.
В общем, ситуация оставляет желать лучшего. Авторы русификаторов решают вышеперечисленные проблемы только частично (очень частично), при этом нещадно ругая Palm OS 5, которая, по их словам, "заставляет программиста исхитряться, залезая в столовую через дымоход". Прочие нелестные метафоры я опущу, но суть в том, что русскоязычные пользователи Windows Mobile не подвержены такой дискриминации (да и с юникодом там все в порядке), а программисты "входят через дверь". В общем, можно, конечно, порадоваться успеху PalmOne на американском континенте, но в Европе и в России она не только мало приобретает новых покупателей, но и теряет старых поклонников, которые не видят былого совершенства и уже не имеют времени и желания по старинке, вручную, решать проблемы с русским языком.
Очень хочется надеяться, что у PalmSource появятся новые лицензиаты, которые будут выпускать не смартфоны, а карманные компьютеры на Palm OS: тем самым у PalmOne появится новый конкурент, что всегда прекрасно; к тому же возрастет шанс появления новых оригинальных моделей и свежих идей. А нужда в них ощущается явственно. Возьмем, например, две такие простые вещи, как аккумуляторы и крэдл.
Пока не изобретены новые элементы питания, приходится пользоваться старыми. По ряду причин их емкость совершенно не удовлетворяет потребителей; причем владельцы "палмов" даже не могут купить съемный аккумулятор, чтобы возить его с собой и без проблем установить взамен разрядившегося, в то время как подавляющее число "покетов" предоставляют такую возможность. Это, конечно, связано с другой концепцией организации памяти, но кто мешает предустанавливать программу для резервного копирования на карту - все равно грамотные пользователи так и делают. А те решения, которые PalmOne предлагает покупателям, - внешние автономные зарядки, - неудобны и к тому же стоят просто неприличных денег. Разумеется, российские Кулибины и тут приходят на помощь своему народу, но владельцам Windows-наладонников это-то не нужно!
А крэдл, который давным-давно привел тогда еще мелкую компанию Palm и лично Джеффа Хокинса к славе и известности! Давайте посмотрим на "кроватки" Tungsten T3 и какого-нибудь Windows-наладонника. Из первой КПК то и дело вываливается, так что у владельца нет уверенности в том, что он заряжается, а не просто так прохлаждается; в любую поездку ее надо брать с собой, поскольку другого способа подзарядить КПК, не покупая дорогих кабелей, нет. Вторая же зачастую имеет разъем для зарядки дополнительного аккумулятора одновременно с основным; наладонник в ней сидит как влитой, направляемый боковинами; для зарядки КПК владелец может отсоединить кабель питания от крэдла и пристыковать напрямую к компьютеру; а сбоку у крэдла есть разъем USB-host, который элементарно позволяет подключить, например, клавиатуру. Сравните.
Пора заканчивать. Надеюсь, что в PalmSource кто-нибудь купит глобус и поставит его на видное место, а новое руководство PalmOne осознает необходимость выпускать устройства, рассчитанные на иноязычного пользователя, и предпримет соответствующие меры. Кроме того, если компании желают двигаться вперед и развиваться, а не бороться за выживание, то им позарез и безотлагательно следует сделать ряд шагов по усовершенствованию своей продукции. Я давно и с удовольствием пользуюсь "палмами" и очень надеюсь, что эти шаги будут сделаны.
- Из журнала "Компьютерра" от 6 июля 2004 года.