Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Не стреляйте в пианиста

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   12.07.2004

В пятницу в Москве застрелен главный редактор русской версии журнала Forbes. Убийство журналиста из делового издания - знак того, что информация в России теперь способна что-то изменить. Информация обретает цену.

Вы уже слышали: в пятницу, 9 июля, в Москве убит Пол Хлебников - наш коллега, главный редактор русской версии журнала Forbes. Пол, родившийся и получивший образование в США, был специалистом по экономике и политике стран Восточной Европы (в частности, России) и успел поработать в роли главреда всего ничего - с апреля этого года. Он был по-хорошему скандальным журналистом: на его счету две книги на актуальные для российской действительности темы ("Крёстный отец Кремля Борис Березовский" и "Разговор с варваром", построенная на интервью с чеченским боевиком), которые теоретически могли послужить поводом для его убийства. Наиболее вероятной причиной, однако, считается опубликованный Forbes в мае список ста самых богатых бизнесменов России. По аналогии с англоязычным Forbes, в российском для составления "золотой сотни" использовалась неофициальная информация, так что неудивительно, что лица, его составляющие, нам незнакомы, а размеры состояний потрясают воображение. По словам самого Пола, после той публикации ему неоднократно выражали возмущение и даже угрожали, а венцом, по всей видимости, стал найм киллера.

Выходные помешали как следует "раскрутить" трагедию, но предположить, о чём будет писать сегодня популярная российская пресса нетрудно: будут считать, сколько журналистов убито в России с начала года (шесть?), будут говорить о том, как это страшно, и призывать к ответу власть, будут перемывать кости милиции и т.д., и т.п. Всё это уже было и будет ещё не раз. Поэтому я предлагаю сейчас заняться другим, а именно - отыскать в происшедшем положительный момент, как бы кощунственно это ни звучало. А начать стоит с констатации факта: Россия сегодня - страна дикого капитализма, по своему состоянию близкая, пожалуй, к тем США, какими они были в начале прошлого века. Наша с вами родина сегодня - это процветание тяжёлого физического труда, нищенских зарплат и бессилия профсоюзов. Это засилие монополий и всевластие монополистов. Это беспредел коррумпированных властей - закрытых и никому не подконтрольных. Это видимость демократии с прилюдным переделом собственности. Это отсутствие социальных гарантий. Это банки, делающие деньги на разницах кредитных ставок - да это относится и к любому российскому бизнесу, который думает только о том, чтобы урвать кусок сейчас, и боится задумываться о будущем.

Я сознательно не называю имён: они у всех на слуху, и каждый из вас без труда приведёт десяток своих примеров. Суть в другом. Россия сегодня - дикий, первобытный рынок, называть который цивилизованным решаются только те деловые издания, которым это надо, чтобы чем-то заполнить свои страницы. Не скажу за всех, но для меня лучшим индикатором состояния бизнеса в России служит наш фондовый рынок - пенка, сливки, вершина рынка в каждой экономически развитой стране мира. Взгляните на RBC, возьмите "Ведомости" или любое другое подобное издание: обозреватели и аналитики с упоением обсасывают малейшие движения цен, величая их взлётами и падениями, находят фактор пятницы, негативный фон, тенденции, разделяют новости на значимые и незначимые. Всё как на настоящем рынке. Всё как бы взаправду. За единственным исключением. Суммы, которые там обращаются, ничтожны. Число компаний, акции которых торгуются активно, едва превышает десяток, а те, объёмы торгов по которым перевалили за миллион (исчисляя в акциях), можно пересчитать по пальцам. Не знаю, поймёте ли вы иронию, но в тех же Штатах, на NYSE, если за торговый день меняют владельца меньше десяти миллионов акций компании, умеренно консервативные трейдеры считают их неликвидными. Конечно, разница масштабов, опыт и практика... Но вряд ли вы будете спорить: российский бизнес закрыт, замкнут на себя. В нашей стране показать свои доходы - значит рискнуть всем, привлекая внимание властей и бандитов.

В таких условиях информация стоит не просто мало, она не стоит ничего, за неё никто не желает платить, потому что она ничего не решает. Решают деньги, знакомства, положение. Решает грубая физическая сила. Именно поэтому я вот уже несколько лет не читаю российской деловой прессы и не пишу про российский бизнес (а когда пишу - мне довелось быть главным редактором небольшого бумажного издания - обхожу имена стороной). Мне проще не обманывать себя и читателей, отыскивая золотые песчинки там, где их нет, не рисковать при этом головой, а читать и рассказывать про то, что действительно что-то значит - пусть это и происходит на Западе. А знаете, что покажет, что ситуация изменилась? Убийства журналистов, работающих в изданиях, посвящённых отечественному бизнесу. Только они покажут, что у информации в России, наконец, появилась стоимость. В пятницу застрелили главного редактора русского Forbes. Теперь я читаю этот журнал.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.