Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Танк в миниатюре

Архив
автор : Сергей Голубицкий   05.07.2004

Свою трудовую биографию я начинал в 1980 году переводчиком с румынского языка в Союзе кинематографистов СССР.

Свою трудовую биографию я начинал в 1980 году переводчиком с румынского языка в Союзе кинематографистов СССР. Работал, значится, с румынскими режиссерами и актерами (были и такие в славные советские времена). В целом — рутина, знакомая любому профессиональному толмачу: встреча в Шереметьево-2, гостиница, культурная программа, поездка по стране. Была и специфика: синхронный перевод фильмов своих подопечных на просмотрах в Домах кино по столицам союзных республик.

Поначалу бил жуткий мандраж (румыны никогда не привозили с собой монтажные листы с расшифровкой текста, так что приходилось работать «с экрана»), зато под конец пребывания делегации, когда переводил одну и ту же картину по двадцатому разу, синхрон легко совмещался с далеко заходящим перешептыванием с приятной во всех отношениях местной кинолюбительницей, приглашенной в проекторскую будку. Была и бытовуха: подготовка и проведение по инстанциям рекомендательных писем за подписью секретаря Союза кинематографистов, адресованных директору какого-нибудь Автомобильного завода им. Лихачева, с просьбой посодействовать представителю творческой интеллигенции из дружеской страны социалистического лагеря в приобретении карданного вала для его кровного «Москвича». Надо сказать, что звезды румынского кинематографа (как, скажем, Серджиу Николаеску, режиссер всемирно известного культового фильма «Даки») уже в те застойные годы ездили на «Мерседесах» и «БМВ», однако подавляющее большинство актеров, сценаристов и операторов довольствовались, как и их советские собратья по ремеслу, «Жигулями»-«Дачиями».

Извлек я из нафталина этот биографический флэш-бэк потому, что к сегодняшней «Голубятне» как нельзя кстати подходит монолог одного румынского звукооператора, изложенный во время поездки на АЗЛК за какой-то очередной деталью. Монолог на тему «Как я докатился до такой жизни, что купил «Москвич 412». Подробностей уже не помню, но навсегда въелась в память стержневая идея: любой бытовой предмет, изготовленный в вашей стране (Советском Союзе), представляет собой «tanc in miniatura», танк в миниатюре. Те же безнадежно антиэстетические линии, та же беспробудно убогая функциональность, но при этом — море высококачественного металла, приоритет механики над электроникой и вытекающий отсюда безграничный срок службы. До чего точно подмечено!

Два дня назад я прогуливался по толкучке на Старопортофранковской улице Одессы (сразу за Привозом) и глазам не верил: народ продавал советские радиоприемники, скороварки, стиральные машины, телевизоры тридцати-, а то и сорокалетней давности! Попалась даже какая-то чумная детская игрушка «Зырочка» (сначала поперхнулся, потом перевели: «Звездочка») — прибор молодого связиста: жмешь на рычаг, а короткий шариковый стержень чертит на приводимой в движение моторчиком бумажной ленте точки и тире морзянки. Самое поразительное: все это добро работало! Пять дней назад я купил итальянскую насадку для садового шланга за 15 долларов (!), и сегодня это эстетически безупречное дерьмо уже сломалось: лопнул пластмассовый ободок, оттягивающий водяной клапан. Почему бы не сделать ободок металлическим? Ну что вы, это же жутко дорого! А я, дурак, накануне забраковал и выбросил шланговую насадку на даче отца, которую тот купил в 1969 году за 40 копеек: видите ли, насадка ржавая и в руки брать противно. Зато она работала. А итальянский фуфел прожил четыре дня.

К чему это я? Да к тому, что в софтостроении наравне с популярным «кислотным тестом» — затяжным испытанием на измот — давно пора проводить тест на танк в миниатюре! Момент истины. Мгновенная проверка на вшивость: без лишних сюсюканий и размусоливаний. По загадочному стечению обстоятельств в последние десять дней, во время экстремального броска на юг, сразу несколько программ в моем арсенале подверглись «танковому» тесту на вшивость и… опозорились! Судите сами.

Первым оконфузился расхваленный мною Pathaway — канадская программа под Palm OS для GPS-навигации. Не случайно вокруг Pathaway у меня вышла перебранка на форуме Palmz.ru. Эту программу я интенсивно тестировал три месяца, разъезжая по Москве и окрестностям, — Pathaway проявил себя безупречно: мгновенное соединение с приемником Garmin Legend по специальному кабелю, автоматическое переключение с одной карты на другую (с изменением масштаба или без) — все удобно, красиво, информативно. Ничего не оставалось, как констатировать: затяжной acid-test Pathaway сдал на пятерку.

И вот пробил «танковый» час: 1500 километров за полтора дня при смене 48 карт-двухкилометровок. Между прочим, на заготовку этих карт у меня ушел добрый десяток вечеров. C участком Москва-Чернигов Pathaway справился на ура. Особенно я оценил удобство работы связки «GPS-навигатор — Палм» в темное время суток: последние сто километров от Сеньковки (украинский погранпункт) до Чернигова пришлось идти в кромешной тьме по немыслимым своей запутанностью и отсутствием указателей дорогам. Особенно закомуристо смотрелась (вернее — не проглядывалась) развязка за Седневым перед выходом на гомельскую трассу. Однако на восхитительно ярком мониторе Т3 маршрут преодолевался шутя и играючи.

У Чернигова мы остановились на ночь, и утром, когда снова двинулись в путь, Pathaway работал как часы… увы, только тридцать минут! После чего на экране появилось сообщение о сбое в координатной привязке карты, и «Палм» выпал в ресет. «Пустяки», — наивно подумал я и перезагрузил наладонник. Оказалось — фигушки! Все попытки возродить Pathaway ни к чему не привели. Хуже того: после третьей перезагрузки программа перестала определять GPS-приемник. А еще через пару минут умер целиком «Палм». Пришлось останавливаться на час, оправлять любимое семейство (сын, жена и леонбергерская корова) лопать галушки в придорожное кафе (на Украине их миллионы), а самому восстанавливать полный бэкап «Палма», сохраненный на ноутбуке.

Переустановка с нуля тоже не помогла. Из чего можно сделать предположение (пока непроверенное), что сбой случился не в самом Pathaway, а где-то на уровне коммутации с GPS-приемником. Либо сгорел кабель (хотя какого, спрашивается, рожна ему гореть?), либо Garmin Legend отказался взаимодействовать с «Палмом» (сам-то приемник продолжал работать, как настоящий советский танк). Однако все это не имеет значения. Какая мне разница, где случился сбой — в кабеле, Pathaway или Palm OS? Сермяга в том, что в самый критический момент вся эта волшебная связка подвела, вышла из строя и прелести жэпээсанья через «Палм» обернулись таким похмельем, что, честно скажу, — подумываю зашиться!

Остаток пути дошел на одном «Гармине». Что сказать? Конечно, векторные карты не растровые: ни тебе цвета, ни наглядности, эстетика опять же не та. Но! Для дальних поездок на автомобиле по шоссе, когда не предполагается никаких отклонений от маршрута и неожиданных заездов на лежащие в стороне озера и селения, одного Garmin Legend хватает за глаза. Достаточно и информативности небольшого черно-белого дисплея, и ночной подсветки (хоть и несравнимой по удобству с чудом пальмового экрана).

Не хотелось бы развивать мысль дальше, дабы окончательно не дискредитировать тему, но любовь к истине обязывает: если связку «GPS-навигатор — Палм» нецелесообразно (поскольку ненадежно) использовать в автопутешествиях, то где же ее, скажите на милость, применять? В велопробегах? Пеших походах? Пару «Голубятен» назад я наглядно продемонстрировал неприемлемость такого решения: аккумулятора Т3 хватает на 40 минут совместной работы с GPS. И тогда получается, что и при пешем, и при велопоходе оптимально использовать опять-таки Garmin Legend в чистом виде (20 часов работы от пары батареек АА), а жэпээсный «Палм» — это, простите, понтовые бирюльки. Лично мне очень обидно писать о таких результатах «танкового» тестирования «Палма» и Pathaway, но, как понимаете, amicus Plato, sed…

За день до отъезда состоялся другой тест на танк в миниатюре. На сей раз — для факсовой программы VentaFax. «Вента» — удивительная штука. Счастливым стечением обстоятельств эта программа добилась монопольного статуса на рынке. Таким счастливым стечением обстоятельств явился тот факт, что в эпоху электронных подписей само понятие факсимильного сообщения повсюду в мире превратилось в дремучий анахронизм, так что для перечисления разработчиков специализированного программного обеспечения хватит пальцев одной руки (ельцинской).

Короче говоря, на моем компьютере годами торчал одиноким перстом VentaFax, которым я практически не пользовался. И тут, как назло, пришлось: перед отъездом потребовалось отослать на «Стрим» заявление с просьбой заморозить мой персональный ADSL-канал на три месяца (чтобы не платить тридцатидолларовую аренду). Настрочил цидулю, вставил бээмпэшку подписи, запустил VentaFax… Пять раз программа набирала номер «Стрима», занудно обговаривая протокол, снижая уровень передачи и неизменно срываясь: то до начала отсылки факса, то посередине, то так и не дождавшись подтверждения о приеме страницы.

С философской точки зрения все понятно: последние пять лет «Вента» потратила не на адаптацию к свежим перверсиям отечественных телефонных линий, а на борьбу с пиратством (разумеется, дурацкую и бесполезную), а также на совершенствование спамерских функций программы — поточной рассылки факсов, автоматической сортировки «входящих» и «исходящих» документов и прочих атрибутов рекламного террориста, использующего для атаки факс-канал. Флаг бы «Венте» в руки, только мне всего этого не надо. Мне не нужны канцелярские навороты, я не мечу факсы пачками — раз в год понадобилось отправить единственную страничку.

Ситуация, аналогичная истории с «танковым» тестом Pathaway: по шарабану, из-за чего VentaFax не справилась с заданием: несовместимость с моим модемом (Avaks), несовместимость с моей телефонной линией, несовместимость с моей АТС, с модемом ADSL (предварительно отключенным, разумеется) либо несовместимость с факс-аппаратом на стороне «Стрима» — все это детали для бедных. В критической ситуации (спешка, цейтнот) меня интересует только результат, и как раз результата не получилось.

Делать нечего: чертыхаясь, отправился на мучительные поиски замены. Нет ничего более неблагодарного, нежели искать замену программе, которой пользуешься раз в полгода. Утешает лишь мысль, что кому-то из читателей случается отправлять факсы чаще моего, потому и результат поиска надежной программы, играючи справляющейся с тестом на вшивость, пригодится.

Знакомьтесь — найденыш зовется MightyFax. Он прост, как папа Карло, и столь же бронебоен. Танк в миниатюре: уродливый интерфейс, какая-то вызывающая примитивность функций, зато стопроцентная надежность. В отличие от «Венты» MightyFax не выводит на экран филигранно вырисованный макет допотопного факс-аппарата, не тешит пользователя мультипликацией странички, заползающей под ролик, — ничего этого нет. Зато нет и бесконечных ретрейнов, перезвонов, смен протоколов и скорости передачи — есть бронебойная работа: открыл документ, выбрал опцию печати, указал принтер MightyFax, программа набрала номер «Стрима» и в мгновение ока отправила нужную бумажку. Всё. Точка. Ничего личного.

Как обычно, линки на программы, помянутые в «Голубятне», доступны на www.internettrading.net/beritut.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.