И звезда с звездою говорит
АрхивКолонка ЗолотоваСогласитесь, здорово было бы научить компьютеры и всяческие цифровые устройства "говорить" друг с другом без долгих настроек и вообще участия человека. Фантастика? Отнюдь! Rendezvous от Apple, существующая теперь и для Windows, и для Linux, позволяет реализовать этот фокус в два клика. Впрочем, как всегда, и у Microsoft есть свое решение. Выбирайте!
Каждому из вас хотя бы однажды наверняка довелось колдовать над соединением двух машин (или более) в локальную сеть. Ах, как здорово было бы, если б могучие персоналки тратили хоть малую толику своей вычислительной мощи на интеллектуальный разбор происходящего в окружающем их IP-пространстве, самостоятельно отыскивая друг друга и избавляя пользователя от необходимости корпеть над постижением тонкостей сетевых настроек! Увы, в большинстве современных операционных систем такая возможность отсутствует начисто, и это при том, что подобный механизм развивается сравнительно давно и успешно! Да, универсальное лекарство от головной боли при настройке сети существует, и называется оно Zeroconf.
Догадаться, что именно зашифровано в имени несложно: Zeroconf произведено от Zero Configuration - "нулевой конфигурации". Это производный стандарт, основанный на уже существующих и доказавших свою практичность (вроде IP), за развитием которого с 1999 года следит специальная рабочая группа в составе известной интернет-образующей организации IETF. Zeroconf предназначен именно для того, о чём говорилось выше: имея две машины, поддерживающие спецификации Zeroconf, вы можете соединить их кабелем и немедленно приступать к совместной работе. Ведь каковы сегодня стандартные решения? Пользователи Microsoft Windows обязаны настраивать совместный доступ к папкам и ресурсам на обеих машинах, после чего, включая питание, каждый раз возносить молитвы богам, чтобы всё заработало. Пользователи Linux обречены на разборки с тонкостями настройки сетевого соединения, постижение физики IP-адресации и роутинга; танцы с бубном, правда, здесь заменяет самба: в случае, если необходимо наладить взаимодействие с Windows-ресурсами. А вот пользователи Mac OS X всего этого благолепия лишены благодаря инструменту под названием Rendezvous.
Rendezvous есть чистая имплементация Zeroconf. Более того, именно Apple сыграла решающую роль в формировании спецификаций последнего: ведь Rendezvous вырос из древнего протокола AppleTalk. Сервер Rendezvous, встраиваемый в Mac OS X с версии 10.2, позволяет компьютерам Apple автоматически, без участия пользователя и наличия специализированных выделенных серверов (DNS, DHCP и др.), распределять IP-адреса, преобразовывать текстовые имена ресурсов в цифровую форму, самостоятельно обнаруживать ресурсы и службы в окружающем сетевом пространстве. Своего рода универсальный Plug'n'Play для сетевых устройств, причём работающий как для проводных, так и для беспроводных соединений (802.11x подходит). Rendezvous работает в локальных сетях, но теоретически годится и для больших сетей с сложной структурой вроде интернет (к сожалению, пока только теоретически - соответствующая функциональность ещё не реализована).
Apple с самого начала не делала из Rendezvous секрета, и почти сразу открыла исходные тексты своего продукта. Возможно, именно это и способствовало популяризации разработки. Сегодня Zeroconf и Rendezvous поддерживаются многими сетевыми устройствами (в частности, принтерами). Существуют несколько свободных продуктов, поддерживающих спецификации стандарта, а со вчерашнего дня есть и "родные" варианты Rendezvous для MS Windows и Linux от Apple.
Но свято место пусто не бывает, и Apple не осталась единственной компанией, культивирующей ниву сетевого Plug'n'Play. Параллельно с Zeroconf и Rendezvous развивается похожий стандарт под названием Universal Plag-n-Play: форум разработчиков UpnP насчитывает сегодня почти семь сотен компаний, ведомых лидерами индустрии в лице Microsoft и Intel, есть уже и свободные продукты, поддерживающие UPnP. Конкуренция? Да, в классическом виде, как её всегда понимала Microsoft. Zeroconf и UРnP, преследуя одну цель, принципиально несовместимы: первый стандарт проще и независим от проприетарных решений, второй, хоть и называется независимым, фактически привязан к разработкам Microsoft. И это самая настоящая война, быть вовлеченными в которую всем нам предстоит в ближайшие годы.