Ideas for life - чиста канкретна
АрхивОгород КозловскогоМесяца полтора назад Panasonic устроил для прессы что-то вроде мини-выставки своих продуктов. Моё внимание привлекла малюсенькая видеокамера VDR-M70EB, пишущая прямо на DVD-болванки.
Месяца полтора назад московское представительство Panasonic устроило для прессы что-то вроде мини-выставки своих потребительских продуктов. Я вошел в зал, по периметру которого были расставлены сотни две разных устройств - фото- и видеокамер, вокменов, "бананов" (последние в большинстве своем по-павлиньи переливались разноцветными огоньками декоративных светодиодов), портативных DVD-плейеров, - и принялся внимательно-медленно обходить периметр, надеясь выловить что-нибудь для "Огорода".
Может, я был недостаточно внимательно-медлен, однако ни одной изюминки не обнаружил, - кроме, разве что, двух моделей портативных DVD-плейеров (но я обратил на них внимание уже давным-давно) да малюсенькой видеокамеры VDR-M70EB, пишущей прямо на DVD-болванки: не то чтобы это была на сегодня новинка, - просто я таких устройств прежде в руках не держал, и было довольно интересно.
Я подошел к Наталье Бусаровой (из отдела продвижения потребительской электроники) и попросил камеру на тестирование. Наталья объяснила, что прямо сейчас это невозможно, а вот через недельку... но не более, чем на два дня: дескать, камера просто нарасхват. Ладно, через недельку так через недельку.
Однако неделька растянулась на две, потом на три, потом, наконец, Наталья сказала, чтобы я за камерой приезжал, я приехал в "стекляшку" на Саввинской набережной, предъявил документы, выписал пропуск, поднялся на этаж, дождался Наталью и услышал от нее, что, увы, пока я ехал, - камеру куда-то снова забрали и не хочу ли я взять чего другого. Чего другого я не захотел, - тогда Наталья пообещала через пару дней самостоятельно доставить камеру мне домой. Обещание выполнила, хотя и снова растянув пару дней на добрую неделю.
Ладно, проехали, вот она, камера - у меня.
Хороша собой, - безусловно, это я еще на выставке заметил: легкая (что, впрочем, для видеосъемки - достоинство не бесспорное), маленькая, ладная, металлическая на ощупь, с очень удобным регулируемым ремешком под руку.
Сразу - по поводу органов управления, находящихся снаружи, под рукой: дисковый включатель/выключатель с фото- и видеорежимами и режимом съемки на SD, - причем единственное здесь остроумное изобретение - поворот переключателя в положение "SD" можно заблокировать отдельным движком, что предохраняет от случайной записи не туда. Далее - кнопка извлечения диска, съемочная кнопка, ползунок зума (оптически - десятикратного; про цифровой не пишу, потому что его все равно надо сразу же отключать!), то есть джентльменский минимум.
Для левой же руки - четырехпозиционный, с центральной кнопкой джойстик и четыре отдельные кнопки, из которых верхняя - переключает камеру из съемочного режима в воспроизводящий, следующая - служит для пометки одного или нескольких снятых фрагментов, следующая - вызывает меню (по которому и можно ползать с помощью джойстика, а также джойстиком - при воспроизведении перематывать, отматывать, ставить на паузу и пр.), следующая (и последняя) - останавливает воспроизведение.
Думаю, любую из этих пяти управлялок можно было упрятать и под закрывающуюся крышку-дисплейчик, ибо их оперативное, в процессе съемки, использование не предполагается. Зато этих самых оперативных - для фиксации экспозиции, например, или фокуса, или, наконец, установки баланса белого, - таких кнопок снаружи нет и в помине. Чтобы установить баланс белого, надо лазить по меню, а чтобы зафиксировать (или установить вручную) экспозицию и фокус - открывать дисплей (при этом картинка из видоискателя исчезает) и нажимать на кнопки сенсорные, на ощупь не ощущаемые. Это значит, что, если снимаемый вами человек перейдет к сияющему солнечным днем окну, лицо его, скорее всего, станет черно-неразличимым, - ну, или вам придется отцарапывать дисплейчик и отыскивать взглядом нужную кнопку, - воображаю, что во время этих поисков будет фиксировать объектив... Короче, удобно только для тех, кто знать не знает про возможность/необходимость (в ряде ситуаций) фиксировать экспозицию и/или фокус. Для женщин, детей и чиста канкретных пацанов.
Это что касается съемочных возможностей. Теперь самое время поговорить о формате, в котором видео записывается на восьмисантиметровый диск DVD-R или DVD-RAM, упрятанный в специальную кассету, откуда его, впрочем, можно извлечь и вставить в понимающий формат проигрыватель. Насколько я знаю, формат DVD-RAM понимают только последние модели плейеров от Panasonic, - к счастью, именно такой у меня дома и оказался.
Разобраться в деталях (посмотреть на компьютере под лупой видеофайлы) мне не удалось, но понятно, что, коль результирующий диск совместим с бытовыми DVD-проигрывателями, - запись на него делается в формате MPEG-2. В отличие от наиболее распространенного и удобного для любителя формата MiniDV, где сжатие происходит только статическое, то есть - для каждого отдельного фрейма по алгоритму JPEG, и не слишком сильное - приблизительно раз в пять, MPEG-2 - формат, сжатый динамически, то есть полная видеоинформация записывается лишь в каждый пятнадцатый фрейм, а остальные получаются с помощью математики - путем наложения разностной информации и предсказания движения. Значит, как минимум, склеивать куски можно либо по этому самому каждому пятнадцатому фрейму (что порой создает буквально все портящую неточность), либо - по математически воссозданному, то есть заведомо не слишком точному. Разумеется, точно и чисто смонтированный в формате MiniDV фильм потом можно перевести в MPEG-2 - для записи, скажем, на DVD, - но монтировать в MPEG-2 - дело неизящное, ущербное для качества и вдобавок требующее знания многих тонкостей формата. Если неправильно выставить даже один из нескольких параметров, можно напрочь загубить качество и увеличить время на компьютерный пересчет в разы. Другое дело - MiniDV, который специально сделан так, чтобы любитель ничего не мог испортить: его параметры практически неизменяемы.
Правда, VDR-M70EB предоставляет монтажные возможности и сама по себе, но, как вы понимаете, это и неудобно, и тоже - неточно, и, естественно, не предполагает сколь-нибудь удовлетворительной работы со звуком.
Еще одна забавная деталь: как известно, почти все нынешние MiniDV-камеры (может, и все поголовно, - да разве охватишь эту лавину взглядом?) поддерживают съемочный формат 16:9, - однако только Panasonic делает это не аппаратно (путем анаморфного сжатия кадра), а... даже не знаю, как это назвать, - путем, что ли, обрезания: ставит на видоискатель виртуальную рамочку, обрезающую кадр сверху и снизу. Причем сам кадр снимается полный, без срезов, - так что, если подключить камеру к телевизору, забыв выставить на ней опцию "Cinema" в "On", или воспроизвести снятое через DVD-плейер, - кадр будет 4:3. Рамочка просто подсказывает снимающему будущую обрезку при выставленном на телевизоре режиме "Zoom". Особенно забавно, что именно эта модель, VDR-M70EB (в отличие от младшей - VDR-M50EB), заявлена на сайте Panasonic как поддерживающая анаморфные 16:9, более того - картинка с включением этого формата через меню есть и в "Руководстве", однако на самой камере отсутствует, - по крайней мере ни я, ни мой приятель, два часа проползав по всем менюшкам, искомой строчки не обнаружили. Я звонил и в московский Panasonic, product-менеджеру по видео, - он замялся и тоже ничего внятного ответить не смог.
Следующее наблюдение: прямо в день получения я понес камеру на одну тусовку старых знакомых, где вволю и поснимал. Принес домой, подключил к телевизору и обнаружил крайне неприятные обрывы звука в момент начала каждого следующего кадра. Когда я снимаю на своей MiniDV-камере от Canon какие-нибудь встречи друзей или дни рождения, все по звуку получается удивительно слитно, и даже порою попадаешь под власть иллюзии, что речи людей или музыкальный фон играющего в другой комнате компакт-диска - и не прерывались: приходится вслушиваться в смысл, чтобы обнаружить стык. В чем причина этих звуковых обрывов: в формате ли MPEG-2, в особенностях ли записи на DVD-RAM, в недоработанности ли самой модели камеры, - я так и не выяснил. Наверное, эти дыры можно подрезать при монтаже на компьютере (со всеми описанными выше сложностями и ухудшением качества), но, во-первых, не было у бабы хлопот, во-вторых же - проверить не удалось по причине отсутствия драйверов.
Очередное неудобство: при включении (или переключении из режима проигрывания в режим записи и наоборот) камера довольно долго приходит в готовность - не одну и не две секунды мигает надпись "disc access".
К камере прилагался один DVD-RAM-диск, на котором помещается (при наилучшем возможном качестве) - около 18 минут видео (битрейт переменный - от 3 до 10 Мбит/с). Диски DVD-RAM и DVD-R бывают двухсторонними, и их можно (нужно) переворачивать, как грампластинки. При записи на DVD-RAM качество можно менять, при записи на DVD-R однажды установленное качество уже не изменишь. Причем на DVD-R высшее качество записи невозможно, возможно только с потоками 6 Мбит/с и 3 Мбит/с (30 и 60 минут соответственно). Кто понимает, прикинет, что за качество может быть при 3 Мбит/с. Звук камера записывает в формате MPEG-1, layer 2. Диски для подобных камер нынче совсем не дешевы, 28–35 баксов за штучку (при трех баксах за часовую кассету MiniDV), и не во всяком киоске, даже на "Горбушке", их найдешь. Я честно пытался.
Подведем итог: при всей своей крутости (и цене под тысячу баксов, едва ли не втрое превышающей цену начальной MiniDV-камеры) DVD-RAM-камеры вплотную приблизились к первым аналоговым VHS-моделям, которые давали приемлемую картинку только на оригинале и, следовательно, практически не позволяли делать монтаж и устранять дыры-паузы между включениями. То есть снял как есть, с нее же (или на видеомагнитофоне, вставив туда кассету-оригинал) просмотрел. Всё. Точка. Правда, не исключено, что DVD-RAM-диски окажутся устойчивее к беспощадному времени, нежели сохнущие и осыпающиеся видеоленты.
Короче - чиста канкретная камера для чиста канкретных пацанов!
- Из журнала "Компьютерра" от 15 июня 2004 года.