Из песни слова не выкинешь...
АрхивТехнологииНепросто решиться на покупку нового компакт-диска, о котором ничего не знаешь. Это подвигло японского изобретателя Масатаку Гото на разработку программы для определения самых характерных отрывков мелодии.
Непросто решиться на покупку нового компакт-диска, о котором ничего не знаешь. Чтобы избавить клиента от необходимости покупать кота в мешке, музыкальные магазины давно предоставляют услугу пробного прослушивания. Однако она не очень удобна: во-первых, все композиции все равно не прокрутишь, слишком долго придется занимать проигрыватель, а во-вторых, даже если выбрать режим ознакомительного воспроизведения, вовсе не факт, что первые пятнадцать секунд, которые вы услышите, соответствуют общему характеру композиции. В лучшем случае, первые ноты будут вступлением, а в худшем - можно услышать совершенно посторонние звуки, особенно если речь идет о саундтреке к фильму.
Такое положение вещей подвигло японского изобретателя Масатаку Гото из Национального института современных наук и технологий в Цукубе на разработку программы SmartMusicKIOSK, с помощью которой проигрыватель сам определяет наиболее характерные для мелодии отрывки и начинает воспроизведение прямо с них. Гото исходил из следующего соображения: в популярной музыке самый запоминающийся и повторяющийся фрагмент мелодии - это припев, а значит, нужно научить систему выделять его из общего звукоряда.
Программа выстраивает структуру целой мелодии на основе повторяющихся отрывков. Для этого машина разбивает песню на двенадцать тонов: начиная с до и до диез и заканчивая нотой си, а затем складывает мощности частот каждого тона (при этом нет разницы между нотой до, например, первой и третьей октав) и анализирует изменения по мере проигрывания мелодии. При анализе вычленяются сходные куски; затем, исходя из их взаимного расположения и повторения, выбираются куплеты и припев. При этом сам метод достаточно груб, чтобы не обращать внимания на такие "мелочи", как изменение ключевой тональности или аккомпанемента. На обработку четырехминутной композиции компьютер тратит около одной минуты. Точность определения припева пока - около 80 процентов.
Конечному же пользователю предлагается усовершенствованный интерфейс проигрывателя: к привычным кнопкам воспроизведения, остановки и перемотки изобретатель добавил кнопку "Проиграть припев", а также две кнопки навигации по структурным отрывкам песни. Над полоской воспроизведения с бегунком, показывающим, сколько времени осталось до окончания трека, разработчик поместил пять дополнительных линеек, на которых отмечаются повторяющиеся участки: припевы закрашены красным, все остальное - зеленым.
Гото продемонстрировал новинку на недавней встрече Американского Акустического общества в Нью-Йорке на примере "My heart will go on" Селин Дион и "You give love a bad name" Джона Бон Джови. В обоих случаях программа справилась на ура, игнорируя куплеты и проигрывая одни припевы.
- Из журнала "Компьютерра" от 08 июня 2004 года.