Об астрологии — всерьез
АрхивКогда меня как астролога полушутя спрашивают: «А вы сами-то верите в астрологию?», я совершенно серьезно отвечаю: «Конечно, нет. Я в нее не верю, я ее знаю — и использую». И тут же задаю встречный вопрос: «А вот вы, например, верите в ядерную физику?»
Когда меня как астролога полушутя спрашивают:
«А вы сами-то верите в астрологию?», я совершенно серьезно отвечаю: «Конечно, нет. Я в нее не верю,
я ее знаю — и использую». И тут же задаю встречный вопрос: «А вот вы, например, верите
в ядерную физику?»
Чтобы говорить об астрологии (или любой другой области знания) всерьез, это нужно делать не на уровне веры, а на уровне знаний. Попробуем?
Критики астрологии очень любят говорить, что, мол, астрология и подобные ей суеверия расцветают во времена социальных потрясений, политической нестабильности и так далее. Логично предположить, что, когда люди не уверены в своем будущем, они тянутся к астрологии за утешением и за обретением хоть какой-то ясности в завтрашнем дне.
В теории звучит довольно убедительно — но вот на практике… Пусть последний всплеск интереса к астрологии в нашей стране пришелся на перестроечные годы, но это объяснимо хотя бы тем, что астрологией стало можно заниматься открыто. А вот почему в Западной Европе три последних пика популярности астрологии пришлись на первое десятилетие двадцатого века, на вторую половину двадцатых — начало тридцатых и на шестидесятые-семидесятые годы? То есть во время обеих мировых войн и в годы, непосредственно следующие за ними, мы не наблюдаем, чтобы «люди тянулись к астрологии за обретением уверенности в завтрашнем дне».
А если брать день сегодняшний, то, как вы думаете, в каких западных странах астрология наиболее признана и популярна? Нет, не в какой-нибудь бывшей югославской республике. А прежде всего — в Швейцарии, США, Канаде, Великобритании, Голландии, Норвегии… То есть в странах, которые не назовешь неблагополучными даже с большой натяжкой.
Не срабатывает и объяснение, которое было общим местом в науке XVIII–XIX веков: мол, популярность астрологии возрастала в те времена, когда наука и просвещение прозябали. Виват Копернику и Ньютону, которые показали, сколь ошибочны те представления о космосе, на которых выросла астрология! Популярность астрологии резко сошла на нет в конце XVII столетия, а теперь (то есть в XVIII–XIX веке) ее место — на полке отживших свой век суеверий, и возродиться она не сможет никогда.
Самое смешное, что ученые, вдохновенно хоронившие астрологию в прошлом, ухитрились проглядеть несомненный рост ее популярности в народе в современную им эпоху. А уж если бы они смогли заглянуть в будущее, то и вовсе бы оконфузились. Не могу удержаться, чтобы не процитировать руководителя Национального института статистики Франции Жана Порта: «Если место, которое астрология занимает в нашем обществе, оценивать по количеству посвященных ей публикаций, окажется, что она занимает куда больше места, чем наше общество отдает астрономии или математике».
Так что причины изменения популярности астрологии, думаю, кроются в ином.
Во-первых, важно понять, что астрология базируется на астрономических наблюдениях и математических расчетах (кстати, именно нужды астрологии были главным стимулом развития таких областей математики, как сферическая тригонометрия и теория логарифмов). Более того, многие века, с античности и вплоть до эпохи Возрождения, астрология, астрономия и математика считались тремя составными частями единой научной дисциплины. Астрономия занималась наблюдением неба, математика — расчетами движения небесных тел и вычислением данных для гороскопов, а астрология — интерпретацией полученных данных. На протяжении полутора тысяч лет термины «астроном», «астролог» и «математик» были почти синонимами. Скажем, знаменитый античный ученый Клавдий Птолемей назвал свой главный астрономический трактат, где изложена его система мира, «Математическим построением в тринадцати книгах», а не менее важный для астрологов труд Птолемея «Тетрабиблос» в оригинале называется «Математический трактат в четырех книгах».
К чему я это говорю? К тому, что историю отношения общества к астрологии не понять без соотнесения с историей науки. И здесь ключевым является следующий водораздел: с древнейших времен и до XVII века астрология считалась научной дисциплиной, а затем стала восприниматься как альтернатива научному знанию. Поэтому до XVII века всплески популярности и периоды упадка астрологии совпадали с расцветом или упадком науки вообще. С восемнадцатого же века — все наоборот: учащение кризисов в науке и в отношении к ней общества сопровождается усилением интереса к альтернативным областям знания, в том числе и к астрологии.
Например, в Древней Руси (по крайней мере, после принятия христианства) астрология имела очень малое распространение. Это объяснялось не столько борьбой с суевериями прошлого, сколько настороженным отношением Церкви к точным наукам, таким как математика и астрономия. Древнерусские книжники предостерегали читателя от занятий «науцею смрадною остронумией», ибо в заявлениях астрономов, скажем, о возможности предвозвестить дату солнечного затмения усматривалось вмешательство в Божий промысел.
Если же обратиться к Западной Европе, то там периодом непопулярности астрологии было раннее средневековье, поскольку астрономия и математика в эту эпоху находились в забвении и не могли обеспечить должный технический базис для астрологии. Но как только уровень научных знаний позволил сделать расчет гороскопов достаточно легкой процедурой, популярность астрологии быстро стала фактом европейской культуры. С позднего средневековья и до XVII века астрология повсеместно на Западе была университетской дисциплиной.
Что же произошло в XVII веке? Почему астрология потеряла статус науки?
Пролить свет на эти вопросы нам поможет загадочное (и очень модное в последнее время) словосочетание «научная парадигма». Сей термин был введен в 1960-е годы американским историком науки Томасом Куном. Его книга «Структура научных революций», где он излагает теорию парадигм, произвела среди историков науки эффект разорвавшейся бомбы. Нас с детства учили, что наука развивается через неуклонное и постоянное движение от незнания ко все большему знанию, от слабого понимания истины ко все более полному ее пониманию. Но Кун недвусмысленно показал, что «научная истина» во многом является результатом договора в конкретном сообществе ученых. По большому счету, это означает: неважно, что есть истина на самом деле, а важно то, что большинство согласилось считать истиной. Именно такие постулаты, с которыми согласно большинство ученых на данный момент, и образуют научную парадигму. А кто не согласен — ему же хуже… Например, в астрономии средневековья торжествовала геоцентрическая парадигма, а наблюдения, которые ей противоречили, отбрасывались как ошибочные. Бедный Джордано Бруно…
Деятельность ученых, исходящих из определенной парадигмы, Кун описывает нелицеприятно. Создается впечатление, говорит он, будто бы природу пытаются «втиснуть» в парадигму, как в заранее сколоченный и довольно тесный ящик. А явления, которые не вмещаются в этот ящик, зачастую вообще упускаются из виду. Другое дело, что и без парадигм наука существовать не может — ведь ей нужны какие-то четкие критерии.
Как вы догадываетесь, прежняя парадигма вполне допускала действенность астрологии, а вот пришедшая ей на смену в XVII веке новая научная парадигма не уместила астрологию в свой ящик. И астрология перестала считаться наукой вовсе не потому, что была якобы доказана ее ложность, а лишь потому, что новоявленная парадигма, базирующаяся на ньютоновской физике, не смогла объяснить, каким образом астрология может работать. Ведь ни гравитационными, ни электромагнитными взаимодействиями влияние далеких планет на человека не объяснить. И произошло именно то, о чем писал Кун: коль скоро такое явление, как астрология, не вписывается в наше объяснение природы — значит, на это явление нужно просто-напросто не обращать внимания. Тогда ничто не будет нарушать красоту придуманной нами картины мира… Отсюда понятно, что когда научная парадигма Нового времени затрещала в двадцатом веке по швам, астрология вновь стала привлекать внимание исследователей — как и другие явления, оказавшиеся за пределами «ящика» в XVII веке.
Конечно, следует понимать, что все эти рассуждения справедливы, лишь когда мы говорим о западном мире. На Востоке астрология никогда не переставала быть популярной, и ее функции в восточном обществе отличаются стабильностью на протяжении тысячелетий. В частности, в Индии астрология по сей день преподается в университетах, а профессия астролога относится к числу очень уважаемых.
Еще один важный фактор для популярности астрологии — это господствующая идеология, политическая и религиозная. Я уже затронул эту тему, когда говорил о причинах слабого развития астрологии в Древней Руси.
Очень интересно, что периоды наибольшей популярности астрологии в Древнем Риме, Византии и государствах Западной Европы часто совпадали с гонениями на астрологов. Поводы для гонений были разными, но очень редко таким поводом служила убежденность правителей в ложности астрологических учений.
Во-первых, власти, как правило, ополчались на уличных шарлатанов, тогда как многие ученые и сановники продолжали интересоваться астрологией, и им это занятие не возбранялось.
Во-вторых, правители (прежде всего в Римской империи) свято верили в астрологию и боялись, что любой желающий может узнать их судьбу и использовать это знание в корыстных целях — например, для подготовки переворота. Так, император Тиберий, который, по свидетельству Светония, «был привержен к астрологии и твердо верил, что все решает судьба», запретил обращаться к гадателям тайно и без свидетелей, а затем и вовсе изгнал астрологов из Рима (конечно, за исключением своего личного астролога).
В-третьих, антиастрологические указы в странах, где государственной религией было христианство, издавались потому, что занятие астрологией считалось противоречащим учению Церкви и связывалось с языческими культами (что, конечно, далеко не всегда соответствовало истине). Светоний в рассказе об императоре Вителлии приводит еще одну причину травли астрологов. Этот император имел «жуткий гороскоп» и поэтому, не желая смиряться с предсказанными ему бедствиями, «злобствовал против астрологов».
Вообще, неблагоприятные предсказания не раз становились причиной репрессий астрологов. По правде говоря, тому виной бывали сами астрологи — особенно те из них, которые пророчили несметные беды и катаклизмы, что усиливало волнения в народе, а порой даже вызывало всеобщую панику. Так, в годы «парадов планет» (1186, 1524) и при появлении особенно ярких комет многие прорицатели предрекали всемирный потоп, Второе пришествие и т. п., за что и навлекали беды на свою голову.
А бывало и наоборот — астрологов преследовали за то, что они чего-то не предсказали. Так, китайские хроники XXII века до нашей эры рассказывают о двух придворных астрологах, Хи и Хо, которые, «предавшись пьянству, забыли свои должностные обязанности, став недостойными высокого звания, которое имели». Их халатность выразилась в том, что они не предсказали солнечное затмение, вызвавшее у населения панику. И хотя сейчас мы можем сказать в их оправдание, что в ту эпоху астрономы еще не умели однозначно предвычислять затмения, Хи и Хо от этого легче не станет легче: они были обезглавлены.
Впрочем, что не только глобальные предсказания, но и индивидуальные прогнозы могли стать причиной репрессий со стороны правителей, которые попросту мстили астрологам, услышав не то, что хотелось бы.
Одна из ярчайших историй подобного рода связана с именем знаменитого ученого Джироламо Кардано (между прочим, известный каждому автомобилисту карданный вал назван в честь этого астролога, внесшего немалый вклад и в развитие механики). В 1552 году он посетил Англию, где тогда правил юный король Эдуард VI. Так вышло, что наставник короля Джон Чеки был астрологом-любителем и преклонялся перед мастерством Кардано. Потому-то он и заказал мэтру гороскоп слабого здоровьем монарха. И Кардано не ударил в грязь лицом: он предсказал королю блестящую карьеру, долгую и счастливую жизнь — и не мешкая вернулся на континент. А Эдуард VI умер через девять месяцев после составления гороскопа…
Критики астрологии очень любят приводить этот пример: вот, мол, как самые знаменитые астрологи попадали впросак. Однако они «забывают» упомянуть об одном факте, который прекрасно известен: сам Кардано утверждал, что он знал о скорой смерти короля, но будучи научен горькой судьбой других астрологов, понимал, что предсказывать смерть правителям небезопасно. Мудрый итальянец опасался не зря: документально подтверждено, что астролог Роберт Аллен, предсказавший раннюю смерть Эдуарда VI, был по санкции парламента заключен под стражу и выпущен на свободу только после того, как прогноз сбылся.
Так что, уважаемые читатели, политические факторы играли в истории астрологии очень серьезную роль.
Наконец, упомяну еще один фактор, влияющий на популярность астрологии (это к вопросу о «загадочном» падении интереса к ней во времена мировых войн и в послевоенные периоды). Астрология — это не суеверие, которое ни с того ни с сего расцветает пышным цветом, а система методик, на освоение которых у ученика уходит не один год. Поэтому для расцвета астрологии необходимы условия для деятельности астрошкол. Войны же и прочие катаклизмы обрывают преемственность поколений астрологов.
Так почему же в наше время снова вспыхнул интерес к астрологии? Здесь сошлись все упомянутые причины. Научная парадигма Нового времени, вычеркнувшая астрологию из числа наук, уже сошла со сцены. Сейчас происходит становление иной парадигмы, в которой отношение к астрологии, судя по всему, будет более объективным. Политические и религиозные силы в современном обществе отличаются терпимостью к куда более экзотическим учениям, нежели астрология. Вдобавок наш век компьютеров, спутниковой связи и Интернета предоставляет широчайшие возможности для овладения азами древнего и волнующего знания о связи человека и Космоса.