Первый частный космический
АрхивКолонка ЗолотоваНа сегодняшний вечер намечен уникальный эксперимент: первый в истории человечества полёт пилотируемого космического корабля, построенного на деньги частного инвестора.
Сегодня на американском военном аэродроме в пустыне Мохаве, что неподалёку от Лос-Анжелеса, необычное оживление. Сотни журналистов и неменьшее число простых любопытствующих съехались сюда, чтобы стать свидетелями уникального события: первого в мире космического полёта, совершённого аппаратом, построенным на деньги частного инвестора. Космический корабль SpaceShipOne компании Scaled Composits поведёт за атмосферу 62-летний Майкл Мелвилл - лётчик-испытатель со стажем и одновременно вице-президент компании.
Вообще-то, в 1982, когда была основана Scaled Composits, речь о полётах в космос не шла. Элберт Рутан, основавший компанию, сделал это с целью реализации необычных идей в авионике, в частности, активного использования композитных материалов. Но Рутан - сам по себе человек-легенда: он известен несколькими выдающимися конструкциями, среди которых самолёт, совершивший в 1986 г. беспосадочный и без дозаправки полёт вокруг Земли (проект Voyager). Потому неудивительно, что однажды взгляд конструктора обратился к звёздам: в 1996 году, встретившись с неким весьма состоятельным бизнесменом, Рутан начал проектировать космический корабль. А в 2003 г. Scaled Composits впервые объявила об этом публично. Когда в декабре 2003 г. SpaceShipOne совершил свой первый сверхзвуковой полёт (став первым частным воздушным судном, преодолевшим звуковой барьер), было раскрыто и имя инвестора - Пол Аллен. Да, единственным спонсором проекта выступает тот самый человек, который стоял у истоков революции персональных компьютеров.
В апреле в США Scaled Composits и её детищу выдали государственную лицензию на пилотируемые суборбитальные полёты - тоже первую. Так что SpaceShipOne ("Космический Корабль Первый") доказал своё право носить громкое имя.
SpaceShipOne, по сути, представляет собой ракетоплан многоразового действия, у которого (внешне) много общего с конструкциями Циолковского. Это аппарат, оснащённый гибридным жидкостно-твердотопливным двигателем, работающим на странной смеси закиси азота и резины. Он неспособен на самостоятельный отрыв от земли: на высоту в 15 километров его доставляет специальный самолёт (White Knight - "Белый рыцарь" конструкции той же Scaled Composits), а уже оттуда он уходит к звёздам. Характерная особенность SpaceShipOne - складные крылья, облегчающие выполнение резких манёвров при входе в атмосферу. В нынешнем виде аппарат не может достичь скорости, необходимой для выхода на постоянную орбиту, но суборбитальные полёты ему по силам: вырвавшись на стокилометровую высоту и некоторое время там "провисев", SpaceShipOne ныряет обратно в атмосферу и планирует до аэродрома. На борту могут размещаться трое человек, а управляет аппаратом один пилот.
Сегодняшний полёт многие связывают с известным международным конкурсом X Prize. Его полное название ANSARI X PRIZE. Конкурс, объявленный в 1996 году американской организацией на деньги, главным образом, иранских бизнесменов, предусматривает выплату 10 миллионов долларов первой негосударственной организации, которая сумеет вывести на высоту в 100 километров корабль с тремя членами экипажа. Предложение действительно до 1 января 2005 года, так что участникам (которых на настоящий момент чуть меньше тридцати) стоит поторопиться. Сегодня SpaceShipOne еще не сможет претендовать на приз, но в случае успеха конструкторы обещают не тянуть со вторым полётом, в котором примут участие уже три человека.
Полёт состоится сегодня вечером (по нашему времени, в Мохаве будет раннее утро) и продлится полтора часа, из которых три минуты SpaceShipOne будет находиться в состоянии невесомости. Прямой эфир обещают CNN, Discovery Channel и некоторые другие телеканалы. Скрестим пальцы и пожелаем Scaled удачи! В конце концов, на наших глазах обретает плоть мечта, воспетая фантастами - частный космос уже не за горами.